Тема: «Моя улица»
Цель: формирование представлений о процессе строительства здания.
Задачи:
- учить анализу и планированию изделия по образцу, обучению работе по чертежу;
- закрепить приёмы разметки бумаги карандашом по линейке, резанья ножницами, сборки на клею;
- познакомить со строительными профессиями и машинами;
- воспитывать уважение к людям труда;
- осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации;
- закреплять навыки групповой и индивидуальной работы;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
- развивать у младших школьников креативное мышление.
Материально-техническое обеспечение: презентация, белая чертёжная бумага, цветной картон, цветная бумага, чертёжные инструменты, ножницы, кисть, клей.
Ход урока:
Нашу страну называют большой строительной площадкой. И это действительно так. Всюду мы можем увидеть растущие корпуса различных зданий. А какие вообще бывают строения? Как происходит процесс возведения дома? Кто задействован в этой работе? Как вы думаете, для чего нам нужно знать все это? (Ответы детей.)
И тема сегодняшнего урока «Моя улица».
Действительно, чтобы выполнить макет "Чудесный город" нам необходимы эти знания. Сегодня мы начнём делать макет здания. Вы будете и архитекторами, и проектировщиками, и строителями, чтобы в итоге у вас получился макет дома.
Так, что же такое макет?
Макет – это уменьшенная в определенном масштабе копия объекта.
Архитектурные макеты могут представлять, как само здание, так и территорию вокруг него. По нему инвестор или потенциальный покупатель может составить себе полное представление о внешнем виде сооружения, посмотрев на макет дома, и оценить все его достоинства в целом.
Создание макета – это изготовление предварительной модели чего-либо, которая позволит представить каким будет будущее изделие.
Макеты можно также классифицировать по видам объектов:
• здания и сооружения – в этом случае представляется один объект или их небольшая группа. Сюда относят макет дома, жилого комплекса, гостиницы, торгового центра и т.д.
• коттеджные поселки – важно передать помимо привлекательности и расположения объектов, еще и особенности местности, такие как наличие водоемов, перепады рельефа и ландшафтный дизайн;
• планировочный макет – к нему относят мелкомасштабное проектирование. Основная задача – показать форму, количество и расположение объектов;
• макет микрорайона – имеют в основном рекламное назначение и используются как инструмент продаж, поэтому привлекательности проекта уделяется особое внимание;
• макеты логистических центров и технопарков - используют для демонстрации инвестиционной привлекательности проекта, основной акцент делается на транспортных развязках и удобстве проезда;
• промышленный макет – отличается сложным исполнением с применением различных механических и электрических составляющих, придающих особую информативность и зрелищность (макеты заводов, фабрик, аэропортов и т.д.);
• планировка этажа – чаще всего они являются дополнительным элементом основного макета.
Какие умения у вас уже есть для выполнения этой работы? (Ответы детей.)
А какие новые умения нам понадобятся? (Умение прорезать и выгибать бумагу.)
Из каких частей состоит дом? (Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша бережёт от непогоды).
Какие детали надо заготовить, чтобы получился макет здания? (Подставка - 1 деталь, развёртка стен - 1 деталь и крыша - 1 деталь. Кроме этого могут быть детали отделки (дверь, антенна, украшение фасада).
Как соединены детали в изделии? (Детали соединены неподвижно при помощи клея).
Какие материалы понадобятся для работы? (Чертёжная бумага, картон, клей).
Какие инструменты? (Линейка, карандаш, ножницы, кисть для клея).
Практическая работа:
Школьники выполняют макет города. Начинается работа с того, что класс разбивается на группы. Каждая группа создаёт макет микрорайона, а затем уже из микрорайонов собирается макет города.
Затем идёт оформление микрорайона. Дети мастерят клумбы, фонтаны, скамейки, деревья, дорожные знаки и т.д.
В конце урока каждая бригада представляет свой микрорайон по следующему плану:
1) название микрорайона;
2) какие удобства для жителей есть в данном микрорайоне;
3) как обеспечена безопасная жизнедеятельность человека;
4) дальнейшее развитие микрорайона.
Сборка макета города
Из микрорайонов составляется большой макет города, который в дальнейшем используется для создания различных игровых ситуаций. Можно создавать ситуации для изучения правил дорожного движения и поведения на улице.
Рефлексия
Подводя итоги работы над проектом, учащиеся говорили о том, как много нового о строительстве они узнали, с каким интересом выполняли макет дома, особенно балкончики. Но самый большой интерес вызвала творческая работа в группах по созданию микрорайона.
Список литературы.
1. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. - СПб: ГОУДПО ЦПКС "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", 2007.
2. Малые формы http://www.st-ar-des.ru/portfolio/small-form?ajax=true
3. Свободная энциклопедия "Википедия". Статья "Сооружение"
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%E5
5. Свободная энциклопедия "Википедия". Статья "Здание"
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Здание#.D0.94.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.B8.D0.B5
7. Собрание загадок обо всём на свете http://zagadki.org/riddles/professions/1/
8. Этапы основного строительства http://www.firstudio.net/a1/for_customer/stage_of_construction.php
3