СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме: Окружность. Круг.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Обобщение и систематизация

знаний  учащихся

Цель урока:

1. Повторить понятие  окружности, круга и их элементов;упражняться в построении окружности;

  1. Развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
  2. Прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.

 

Ресурсы: циркуль, карандаши, альбомы, геометрические фигуры,  рисунки, кроссворд, тесты.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме: Окружность. Круг.»

Дата проведения 24.10.

урока №46

Урок математики в 5 классе

по теме: Окружность. Круг.


Тип урока: Обобщение и систематизация

знаний учащихся

Цель урока:

1. Повторить понятие окружности, круга и их элементов; упражняться в построении окружности;

  1. Развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;

  2. Прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.


Ресурсы: циркуль, карандаши, альбомы, геометрические фигуры, рисунки, кроссворд, тесты.



Этапы урока.

1.Психологический настрой.

Тренинг «Цветные ладони»

Участники группы хаотично передвигаются по классу. Учитель держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Учитель поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Варианты сигналов:

 Красная ладонь – надо пожать руку.

 Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.

 Желтая ладонь – поздороваться «спинками».

Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.


Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу.

- Работа в группе. Задача ребят, определить геометрические фигуры.

Распознавание геометрических фигур.

Треугольники, прямоугольники, квадраты, круг.


















- Работа в группах. Ребятам предлагаются тематические загадки и геометрические фигуры (окружность, круг, треугольник), необходимо указать какая фигура лишняя.

Какая фигура лишняя?


Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)


У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется -…(окружность)


Да, именно эти фигуры нам понадобятся сегодня на нашем уроке

Итак, тема нашего урока: «Окружность. Круг. Линии в круге ».

3. Запись темы урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала.

- Структурированный обзор.

Ребятам зачитывают мини – сообщения.

  • Из истории.

Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.

Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.

Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.


5.Индивидуальная работа.


А) Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.


Начало:

Окружность – замкнутая линия …

Круг – это часть плоскости,…

Радиус – это отрезок, соединяющий…

Диаметр – это отрезок, соединяющий…

Хорда - это отрезок, соединяющий…


Конец:

…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

…ограниченная окружностью.

…две точки окружности.

…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

…две точки окружности и проходящий через центр.


Б) Назвать радиус, центр, диаметр, хорду окружности, изображенные на рисунке.





A C




D B

оо






K

AC - хорда

DB - диаметр

OK – радиус

О – центр окружности


- Что изображено красным цветом? (Окружность)

- Что можно вырезать из бумаги? (Круг)

- А какая связь между ними?



- Структурированный обзор.

Ребятам зачитывают мини – сообщения.


  • Историческая справка.

Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».


В быту казахов фигуры наподобие окружности и круга так же получили широкое распространение. Это различные ювелирные изделия и юрта. Строение юрты полностью состоит из таких фигур как окружность и круг. Основание юрты является кругом, а ее кереге, так как имеет форму дуги, составляет окружность. Шанырак юрты является окружностью. На растянутые по окружности кереге завязываются уыки, другие концы которых закрепляются в гнездышках на шаныраке. Юрта – строение, состоящее из окружностей и кругов, она является неотъемлемой частью национальной культуры казахов.


6. Работа по открытым вопросам.


Скажите, а с помощью какого инструмента мы можем построить окружность?


Загадка о циркуле


Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.


(В.Берестов)


Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.


- Структурированный обзор.

Ребятам зачитывают мини – сообщения.

  • Из истории возникновения циркуля.

Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.


Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.


Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней.

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.


7. Практическая часть урока. Работа у доски.

  • Построение окружностей с различными радиусами.

Давайте вместе построим несколько окружностей, радиусы которых равны 2см, 4см и 5см 5мм.


Постройте на каждом из них радиус и диаметр. Измерьте, чему равен диаметр каждой окружности. Какой можно сделать вывод?

правильно, длина диаметра в 2 раза больше радиуса. Радиус обозначается буквой – r, а диаметр– d , тогда диаметр равен длине двух радиусов d=2 × r

  • Построение окружностей с разными диаметрами.

Давайте вместе построим несколько окружностей, диаметры которых равны 6см и 4см.


8. Творческое задание.

  • Самостоятельная работа.

1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.




2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4см 5 мм и 6 см. Затем разукрашиваем.


9. Применение модуля «Лидерство и управление».

Класс разбивается на мини группы по методу геометрических фигур (окружность, треугольник).

  • Разгадать кроссворд





























6














4

5

ц














р

д

и














а

и

р









2



3


д

а

к









х



ц


и

м

у








1

о



е


у

е

л







о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь








р

д



т



р









у

а



р












г
























4.




1.

















2. 5.





3. 6.




5. Итог урока. Работа по закрытым вопросам.

1. Какие геометрические фигуры мы изучили?

2. Что надо знать, чтобы построить окружность, круг?

3. С помощью какого инструмента можно построить окружность, круг?

6. Домашнее задание.

Повторить понятие окружность, круг.

Выполнить тест.


Тест по теме: «Окружность. Круг. Линии в круге».

(подчеркните правильный ответ)

1. Какой буквой обозначается радиус окружности?

 F

 R

 D

 C

2. Какой буквой обозначается диаметр окружности?

 F

 R

 D

 C

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий

через ее центр, это -……

 радиус

 диаметр

 дуга

 Прямая

4. Часть плоскости, находящаяся внутри окружности называется:

 внутренности

 круг

 нутро круга

5. Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на ней?

 отрезок

 дуга

 радиус

 диаметр

6. Сколько радиусов имеет окружность?

 два

 четыре

 один

 Много


7. Рефлексия.

На «Цветных ладошках» дописать предложения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…

Мне захотелось…

8. Анализ проделанной работы. Выставление оценок за работу на уроке.

(каждому ученику выставляется оценка за работу на уроке)

Удачи вам!

Спасибо за урок!




Используемая литература:


  1. Г. М. Капустина М. Н. Перова Математика учебник для 5класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2011.


  1. http://na55555.livejournal.com/23366.html


  1. http://festival.1september.ru/articles/566407/


  1. http://www.liveinternet.ru/users/kotenok_80/post91942559/


  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%F0%EA%F3%EB%FC


  1. http://dob.1september.ru/2002/17/7.htm













1. Из истории.

Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.

Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.

Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.


2.  Историческая справка.

Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».


3.В быту казахов фигуры наподобие окружности и круга так же получили широкое распространение. Это различные ювелирные изделия и юрта. Строение юрты полностью состоит из таких фигур как окружность и круг. Основание юрты является кругом, а ее кереге, так как имеет форму дуги, составляет окружность. Шанырак юрты является окружностью. На растянутые по окружности кереге завязываются уыки, другие концы которых закрепляются в гнездышках на шаныраке. Юрта – строение, состоящее из окружностей и кругов, она является неотъемлемой частью национальной культуры казахов.


4.  Из истории возникновения циркуля.

Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.


Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!