УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Тема: «Площадь фигур»
Цели :
- Сформировать представления о площади фигур и способность в простейших случаях к практическому измерению площади с помощью различных мерок.
- Повторить изученные величины: длину, массу, объём и общепринятые единицы измерения; закрепить умение решать задачи на нахождение периметра.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение.
Тип урока : урок открытия и усвоения новых знаний
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал: компьютерная презентация.
Формы обучения : парная, фронтальная.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2) Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
За 1-2 минуты до начала урока включить запись песни «Все то, что неизвестно…»
- Ребята, как вы думаете, почему эта песня прозвучала перед началом урока? (Наверное, мы узнаем что-то новое, что раньше нам было неизвестно.)
- А это интересно? Хочется вам узнать что-то новое? Тогда в добрый путь.
- Помните ли вы, из какого мультфильма прозвучала песня? (38 попугаев)
- Кто главный герой?
- Почему вы так хорошо его запомнили? ( Он измерял длину удава в попугаях, обезьянах, слонах)
- Почему такие разные результаты? (Разные мерки)
- Ребята, а когда мы говорили о мерках, что мы сравниваем? Это слово зашифровано в устном счете.
Устный счёт в пределах сотни.
-Какие величины вы знаете? (Длина, масса, объем)
- Назовите, пожалуйста, общепринятые мерки длины, массы, объема.
- Вы хорошо усвоили величины, молодцы.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить величины, общепринятые единицы измерения, периметр и правило нахождения периметра.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.
3) Зафиксировать необходимость введения новой величины, новых мерок.
Организация учебного процесса на этапе 2.
- Что же такое величины? (Это то, что можно измерить, сравнить…)
-Повторим некоторые единицы измерения величин.
- Какие способы измерения величин вы знаете? («на глаз», наложением, взвешиванием, с помощью измерений)
- Все верно. Много разной нужной информации мы вспомнили благодаря попугаю. Спасибо ему за это. А теперь, давайте перенесемся из жаркой Африки к нам поближе. Отправимся в гости к нашим друзьям – Смешарикам.
- Так вот, Нюша и Крош огородили себе кусочки земли. Они хотят по весне там самостоятельно сажать и выращивать овощи. У вас на столе «макеты» этих земельных участков (прямоугольники 5 см на 3 см, 4 см на 4 см) – Они решили огородить свои участки. Скажите, чье ограждение будет длиннее?
- Как это узнать? (Нужно найти сумму всех длин)
- Находите! (Мы не можем, потому что не знаем длины сторон прямоугольников)
- Так узнайте. Работайте в парах, распределите работу.
Р = 5+3+5+3
Р = 16 см
Р = 4+4+4+4
Р = 16 см
- В чьей паре совпали результаты вычислений? Вы сделали все правильно, молодцы.
- У кого не совпали? Проверьте по эталону для самопроверки
- Надо же, такие разные кусочки земли, а длина ограждения одинаковая!
- А можете ли вы узнать, на чьей земле можно больше вырастить овощей? Чья посадочная территория (то, что находится внутри ограждения) больше?
- Кто может дать прогноз? Какие ваши предположения? (Я думаю, что больше у …, а я думаю …, я думаю, что участки одинаковые)
- Кстати, а не слышали ли вы, как математики называют по-другому место, которое занимает огород, то есть всю его поверхность?.. Она ещё бывает спортивная, бывает детская. (Площадка)
- Правильно, площадка, а математики говорят «площадь».
- Знакомо ли вам это слово? Приходилось вам его слышать?
- «Площадь фигур». Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
- Вы понимаете, что значит «площадь»? Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией. (Словарь С. Ожегова)
-А теперь заглянем в историю площади. Как измеряли площадь в древнем Египте и индейцы Америки.(Выступления учащихся)
- Вернемся к нашим героям. Как же узнать, чья «площадь», больше?
- Сравним известными способами (практическая работа):
· «на глаз» (не ясно)
· «наложением» (не получается)
· «взвешиванием» (невозможно)
· «измерением» (не знаем)
- Ребята, а может это и не величина, измерить, сравнить невозможно? (Если не сможем измерить, не узнаем, чья площадь больше, значит, это величина. Значит её как-то можно измерить, но как я пока не знаю)
- Вот проблема…
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения новых мерок для нахождения площади фигур.
2) Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Помогли ли нам известные способы?
- Ребята, умеем ли мы измерять площадь? (Не умеем)
- А хочется вам научиться?
- Какие же мы перед собой ставим задачи? (Научиться измерять и сравнивать площади .)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выявления необходимости новых мерок для нахождения площади.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Вспомните, как надо измерять величину. (Выбрать мерку и узнать, сколько раз мерка в ней уложится)
- Что же здесь может быть меркой? Попробуем уже известные. Литр может быть меркой? Может быть килограмм? А метр? Сантиметр? Может быть, выбрать из того, что есть у вас на столе? (Гирьки, различные фигурки)
- Переверните макеты земельных участков Маши и Медведя. Какую мерку можно выбрать? Чья площадь в клетках будет больше?
У Маши = 15
У Медведя = 16
- Хорошо, вот вы и справились с поставленной задачей.
- Ребята, вы молодцы! На славу потрудились. Самое время отдохнуть. (Комплекс общеразвивающих упражнений под музыку)
5. Первичное закрепление.
Цель:
1) Зафиксировать способ действия при определении площади в устной речи
2) Тренировать способность измерять и сравнивать площади с помощью различных способов.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Отдохнули? Пора за работу.
Работа по учебнику, стр. 55 - 56, задание № 4,5
1) Задание учащиеся выполняют под руководством учителя, комментируя рассуждения в громкой речи.
2) Задание выполняют, работая в парах
6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) Закрепить умение сравнивать площади фигур.
2) Тренировать способность решения текстовых задач с новой величиной.
Организация учебной деятельности на этапе 6.
Практическая работа.
- Начертите любой прямоугольник, проведите диагональ, разрежьте по диагонали. Какие фигуры получились? Во сколько раз площадь прямоугольника больше площади треугольника? Каким способом можно сравнить эти фигуры?
(Ребята работают на листочках с клетчатой основой, сравнивают площади способом «наложения» )
Задача про снежного барса, медведя и зайчика, талисманов Олимпийских игр в Сочи.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1) Оценить результаты собственной деятельности
2) Согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Огромное трудолюбие и ваше сильное желание чему-то научиться помогло нам сделать на уроке открытие. Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться определять площадь)
- Как же нужно действовать, чтобы определить площадь? (Нужно подобрать мерку и посчитать, сколько раз она укладывается на этой площади)
- Молодцы! Тогда я вам тоже предлагаю мерку, а вы попробуйте уложить в этом огромном восклицательном знаке эту мерку столько раз, на сколько, вы считаете, хорошо поработали. Будьте объективны. Если вы работали отлично и вам все понятно, значит, восклицательный знак будет весь уложен мерками. А если у вас остались вопросы, значит, подумайте…