СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

Тема: «Площадь фигур»

 

Цели :

  1. Сформировать представления о площади фигур и способность в простейших случаях к практическому измерению площади с помощью различных мерок.
  2. Повторить изученные величины: длину, массу, объём и общепринятые единицы измерения; закрепить умение решать задачи на нахождение периметра.
  3. Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение.

Тип  урока : урок открытия и усвоения новых знаний

 Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, анализ, обобщение.

 Демонстрационный материал: компьютерная презентация.

 Формы обучения : парная, фронтальная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.    Самоопределение к учебной деятельности.

 Цель:

1)    Мотивировать  учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2)    Определить содержательные рамки урока.

 

 Организация учебного процесса на этапе 1.

 За 1-2 минуты до начала урока включить запись песни «Все то, что неизвестно…»

- Ребята, как вы думаете, почему эта песня прозвучала перед началом урока? (Наверное, мы узнаем что-то новое, что раньше нам было неизвестно.)

- А это интересно? Хочется вам узнать что-то новое? Тогда в добрый путь.

- Помните ли вы, из какого мультфильма прозвучала песня? (38 попугаев)

     - Кто главный герой?

- Почему вы так хорошо его запомнили? ( Он измерял длину удава в попугаях, обезьянах, слонах)

- Почему такие разные результаты? (Разные мерки)

- Ребята, а когда мы говорили о мерках, что мы сравниваем? Это слово зашифровано в устном счете.

Устный счёт в пределах сотни.

-Какие величины вы знаете? (Длина, масса, объем)

- Назовите, пожалуйста, общепринятые мерки длины, массы, объема.

- Вы хорошо усвоили величины, молодцы.

 

 

 2.    Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

 Цель:

1)    Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить величины, общепринятые единицы измерения, периметр и правило нахождения периметра.

2)    Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.

3)    Зафиксировать необходимость введения новой величины, новых мерок.

 Организация учебного процесса на этапе 2.

 - Что же такое величины?  (Это то, что можно измерить, сравнить…)

-Повторим некоторые единицы измерения  величин.

- Какие способы измерения величин вы знаете?  («на глаз»,  наложением, взвешиванием, с помощью измерений)

 - Все верно. Много разной нужной информации мы вспомнили благодаря попугаю. Спасибо ему за это. А теперь, давайте перенесемся из жаркой Африки к нам поближе. Отправимся в гости к нашим друзьям – Смешарикам.

 - Так вот, Нюша и Крош огородили себе кусочки земли. Они хотят по весне там самостоятельно сажать и выращивать овощи. У вас на столе «макеты» этих земельных участков (прямоугольники 5 см на 3 см, 4 см на 4 см) – Они решили огородить свои участки. Скажите, чье ограждение  будет длиннее?

- Как это узнать?  (Нужно найти сумму всех длин)

- Находите!  (Мы не можем, потому что не знаем  длины сторон прямоугольников)

- Так узнайте. Работайте в парах, распределите  работу.

Р = 5+3+5+3

Р = 16 см

Р = 4+4+4+4

Р = 16 см

- В чьей паре совпали результаты вычислений? Вы сделали все правильно, молодцы.

- У кого не совпали? Проверьте по эталону для самопроверки

- Надо же, такие разные кусочки земли, а длина ограждения одинаковая!

- А можете ли вы узнать, на чьей земле можно больше вырастить овощей? Чья посадочная территория (то, что находится внутри ограждения) больше?

- Кто может дать прогноз? Какие ваши предположения?   (Я думаю, что больше у  …, а я думаю …, я думаю, что участки одинаковые)

- Кстати, а не слышали ли вы, как математики называют по-другому место, которое занимает огород, то есть всю его поверхность?.. Она ещё бывает спортивная, бывает детская.   (Площадка)

  - Правильно, площадка, а математики говорят «площадь».

- Знакомо ли вам это слово?  Приходилось вам его слышать? 

- «Площадь фигур». Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

- Вы понимаете, что значит «площадь»?   Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией. (Словарь С. Ожегова)

-А теперь заглянем в историю площади. Как измеряли площадь в древнем Египте и индейцы Америки.(Выступления учащихся)

        - Вернемся к нашим героям. Как же узнать, чья «площадь», больше?  

- Сравним известными способами (практическая работа):

·        «на глаз» (не ясно)

·        «наложением» (не получается)

·        «взвешиванием» (невозможно)

·        «измерением» (не знаем)

 - Ребята, а может это и не величина, измерить, сравнить невозможно?  (Если не сможем измерить, не узнаем, чья площадь больше, значит, это величина. Значит её как-то можно измерить, но как я пока не знаю)

- Вот проблема…

 3.    Постановка проблемы.

 Цель:

1)    Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения новых мерок для нахождения площади фигур.

2)    Согласовать тему и цель урока.

 Организация учебного процесса на этапе 3.

 - Помогли ли нам известные способы?

- Ребята, умеем ли мы измерять площадь?  (Не умеем)

- А хочется вам научиться?

- Какие же мы перед собой ставим задачи?  (Научиться измерять и сравнивать площади .)

 4.    Проектирование и фиксация нового знания.

 Цель:

   Организовать коммуникативное взаимодействие для выявления необходимости новых мерок для нахождения площади.

  Организация учебного процесса на этапе 4.

 - Вспомните, как надо измерять величину.  (Выбрать мерку и узнать, сколько раз мерка в ней уложится)

- Что же здесь может быть меркой? Попробуем уже известные. Литр может быть меркой? Может быть килограмм? А метр? Сантиметр? Может быть, выбрать из того, что есть у вас на столе?  (Гирьки, различные фигурки)

- Переверните макеты земельных участков Маши и Медведя. Какую мерку можно выбрать?  Чья площадь в клетках будет больше?

У Маши = 15

У Медведя = 16

- Хорошо, вот вы и справились с поставленной задачей.

- Ребята, вы молодцы! На славу потрудились.  Самое время отдохнуть. (Комплекс общеразвивающих упражнений под музыку)

  5.    Первичное закрепление.

 Цель:

1)    Зафиксировать способ действия при определении площади в устной речи

2)    Тренировать способность измерять и сравнивать площади с помощью различных способов.

 Организация учебного процесса на этапе 5.

 - Отдохнули? Пора за работу.

Работа по учебнику, стр. 55 - 56, задание № 4,5

1)    Задание  учащиеся выполняют под руководством учителя, комментируя рассуждения в громкой речи.

      2)    Задание  выполняют, работая в парах 

 6.    Включение в систему знаний и повторение.

 Цель:

1)    Закрепить умение сравнивать площади фигур.

2)    Тренировать способность решения текстовых задач с новой величиной.

 Организация учебной деятельности на этапе 6.

 Практическая работа.

- Начертите любой прямоугольник, проведите диагональ, разрежьте по диагонали. Какие фигуры получились? Во сколько раз площадь прямоугольника больше площади треугольника? Каким способом можно сравнить эти фигуры?

 (Ребята работают на листочках с клетчатой основой, сравнивают площади способом «наложения» )

 Задача про снежного барса, медведя и зайчика, талисманов Олимпийских игр в Сочи.

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

 Цель:

1)    Оценить результаты собственной деятельности

2)    Согласовать домашнее задание.

 

Организация учебного процесса на этапе 7.

 

- Огромное трудолюбие и ваше сильное желание чему-то научиться помогло нам сделать на уроке открытие. Вы помните, какую цель мы ставили перед собой?  (Научиться определять площадь)

- Как же нужно действовать, чтобы определить площадь? (Нужно подобрать мерку и посчитать, сколько раз она укладывается на этой площади)

- Молодцы! Тогда я вам тоже предлагаю мерку, а вы попробуйте уложить  в этом огромном восклицательном знаке эту мерку столько раз, на сколько, вы считаете, хорошо поработали. Будьте объективны. Если вы работали отлично и вам все понятно, значит, восклицательный знак будет весь уложен мерками. А если у вас остались вопросы, значит, подумайте…

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!