11.12. математика 2 класс
Тема: Решение задач и выражений изученных видов
Педагогические задачи: развивать умение решать задачи и выражения изученных видов, изображать геометрические фигуры; развивать навыки счета, наблюдательность, внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, двузначное число, оканчивающееся нулем, двузначное число, которое не оканчивается на нуль; как сложить двузначное число, не оканчивающееся на ноль, с однозначным, двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как сложить двузначное число, не оканчивающееся нулем, с однозначным, при сложении единиц которых получается двузначное число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7; решать задачи и выражения изученных видов; измерять длины отрезков, строить ломаную линию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; уважают всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Основные понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача, простая задача, составная задача, выражение, отрезок, ломаная линия, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, измерить, начертить.
Ход урока
I. Каллиграфическая минутка.
15 15 15 15 15… 17 17 17 17 17… = = = = = =…
II. Устный счет.
1. Поставьте знаки арифметических действий «плюс» (+) или «минус» (–) таким образом, чтобы выражения были верными:
15 * 9* 7 = 13 42 * 6 * 6 = 30
20 * 3 * 6 = 17 37 * 8 * 5 = 40
54 * 5 * 4 = 45 28 * 7 * 6 = 29
2. Решение числовых выражений:
– К числу 24 прибавьте разность чисел 16 и 8.
– Из числа 70 вычтите сумму чисел 37 и 7.
– К числу 50 прибавьте сумму чисел 18 и 2.
– Из числа 90 вычтите разность чисел 76 и 16.
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Сегодня на уроке мы будем решать числовые выражения, используя известные вам приемы сложения и вычитания: и те, которые вы знаете давно, и те, с которыми познакомились недавно. Кроме этого, вы будете решать задачи разных видов и работать с геометрическим материалом.
IV. Решение выражений.
1. Выполняя с подробным объяснением задание 1 (с. 69), учащиеся закрепляют изученные на последних уроках приемы сложения и вычитания.
2. Задание 2 (с. 69) ученики выполняют с комментированием, решая выражения 2-го и 3-го столбиков, повторяют порядок действий в выражениях со скобками.
Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | (Ходьба на месте.) (Вдох. Потягивания.) (Повороты туловища.) (Наклоны влево-вправо.) (Ходьба на месте.) |
V. Работа над задачами.
– Прочитайте текст из задания 4 (с. 69). Это задача? Почему так считаете?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию.
– Рассмотрите выражения, записанные ниже. Какое выражение станет решением задачи? (Третье.) Обоснуйте ваше мнение.
– Что узнаем, решив первое выражение? (На сколько больше ткани во втором куске, чем в первом? На сколько меньше ткани в первом куске, чем во втором?)
– Что узнаем, решив второе выражение? (Сколько метров ткани в двух кусках.)
– Выполните решение задачи. Сформулируйте и запишите ответ.
Далее фронтально разбирается задача 6 (с. 69). Под руководством учителя составляется краткая запись, а затем ученики самостоятельно решают задачу.
Было – 11 к.
Подарила – ?
Осталось – 8 к.
11 – 8 = 4 (к.).
Ответ: 4 кассеты девочка подарила.
Задачу 5 (с. 69) учащиеся решают самостоятельно, предварительно выбрав схему, соответствующую задаче. По окончании работы проводится самопроверка.
В заключение этого этапа урока ученикам может быть предложена задача на смекалку. Учитель может использовать задание 8 (с. 59) или подобрать свое.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертеж, данный в задании «Проверь себя» (с. 69).
– Можно ли, не измеряя, определить, какой отрезок длиннее других? Какой короче?
– Постройте из данных отрезков ломаную линию. Из скольких звеньев она состоит?
– Найдите длину полученной ломаной.
– Рассмотрите фигуры на полях (с. 69 учебника).
– Какая из них лишняя? («Лишними» могут быть треугольник, так как в нем три угла, а в остальных фигурах четыре; прямоугольник, так как у него все углы прямые, а у остальных фигур – нет; четырехугольник розового цвета, так как все остальные фигуры голубого цвета.)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
– Все ли вам было понятно на уроке?
– Какова ваша роль на уроке?
– Что бы хотели выполнить еще?