Урок математики в 1 классе УМК «Школа России»
Тема урока: На сколько больше? На сколько меньше?
Цель урока: формировать умение решать задачи на разностное сравнение.
Задачи урока:
Предметные: находить в тексте задачи условие и вопрос, заполнять схему самостоятельно, объяснять выбор действий; решать задачи на разностное сравнение, формирование правила умения сравнения двух чисел.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку, слушать и вступать в диалог.
Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.
II. Актуализация знаний.
У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у этого животного?(4)
Каллиграфическая минутка.
Прописать цифру 4 по образцу.
- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.
Решение примеров №3 стр. 10 в учебнике. Игра «Согласен, не согласен»
- Решить пример, назвать правильный знак действия. Остальные обучающиеся поднимают сигнальную карточку зелёный – согласен, красный - не согласен.
6 2=8 9 4=5 8 3=5
4 3=7 7 3=4 6 4=10
III. Постановка учебной задачи урока.
Прочитайте тему нашего урока: «На сколько…..».(Слайд)
- Каких слов не хватает?
(На сколько больше? На сколько меньше?) (Слайд)
- Чему будете учиться на уроке? (Учиться решать задачи на разностное сравнение)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Прочитайте задачи и скажите чем похожи задачи и чем они отличаются?(Слайд)
1. В цирке выступали 3 собаки и 7 кошек. На сколько больше кошек, чем собак выступали в цирке?
2. В клетке было 3 льва и 7 тигров. На сколько меньше львов, чем тигров находится в цирке?
(Условия задач одинаковые, а вопросы задач разные)
-Различаются ли решения задач?
- Решим первую задачу.
- Сколько собак? Сколько кошек? На сколько кошек больше, чем собак? Как узнать? (Посчитать или поставить парами).
- Для составления всех пар не хватило 4 собак, 4кошки лишние.
- Что это значит? (Это значит, что кошек на 4 больше, чем собак.)
- А что можно сказать про собак? (Собак на 4 меньше, чем кошек)
- Число 4 можно найти и без рисунка. Как вы считаете, что для этого надо сделать?
Сделаем небольшое открытие.
Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:
1. Сравнить числа.(33)
2. Найти большее.(7)
3. Вычесть из большего меньшее число.(7-3)
Какие два числа сравнивали в этих задачах? (7 и 3)
Назовите большее. (7)
Назовите меньшее. (3)
Вычтите из большего меньшее. (7-3=4)
- Назовите ответ задачи.
С.-3
на? к. б.
К.-7
73
- Решите вторую задачу.
- Назовите условие второй задачи. (В клетке было 3 льва и 7 тигров.)
-Назовите вопрос задачи. (На сколько львов меньше, чем тигров?)
- Как оформим задачу в тетради? (Запишем краткую запись, нарисуем схематический рисунок, выполним схематический чертёж)
Л.-3
на? т. м.
Т.-7
3
-Как узнать?(Посчитать или поставить парами.Использовать открытие ).
Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:
1. Сравнить числа. 33
2. Найти большее.
3. Вычесть из большего меньшее число.
- Как ответить на вопрос задачи? (Нужно из большего числа вычесть меньшее.)
- Запишите решение задачи.(7-3=4)
- Назовите ответ задачи. (На 4 льва меньше, чем тигров)
- А что можно сказать про тигров? (Тигров на 4 больше, чем львов)
- Сделайте вывод. Какое действие выполняли при решении обеих задач?
Вывод: чтобы определить, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
Музыкальная физкультминутка
V.Первичное закрепление
1. Составьте задачу, используя слова на ?больше, на ? меньше, которая решается так: 9-4
2. Решение задачи 2, с. 10 учебника.
Первичное чтение учителем.(Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?)
- О чём говорится в задаче?
Далее решим задачу «по цепочке»:
Мне известно: Купили 6 билетов в цирки 4 билета в театр. Это условие.
Надо узнать: Каких билетов больше и на сколько? Это вопрос.
Объясняю: Купили в цирк 6 билетов, в театр 4 билета, чтобы узнать на сколько билетов в цирк больше, чем в театр надо вычесть из большего числа меньшее. Рисую схему.
Называю решение: 6 – 4 = 2
Называю ответ: на 2 билета в цирк больше, чем в театр.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
(Каждый обучающийся выполняет задание на карточке)
В первой вазе 3 тюльпана, а во второй 9 тюльпанов. На сколько тюльпанов меньше в первой вазе, чем во второй?
Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10 грибов. На сколько больше грибов нашла Аня, чем Катя?
Взаимопроверка. Образец правильного решения на доске. Если задача решена правильно- возле полоски ставите знак +, а если не правильно – знак -(Слайд)
-Кто решил обе задачи правильно, поднимите зелёный сигнал светофора. Кто допустил ошибки- красный.
- Какие ошибки допустили?
- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
VII. Итог урока.
-Какие новые знания получили сегодня на уроке?(Учились решать задачи на сравнение.)
- Как же решать такие задачи?
(Чтобы определить, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно найти большее число, из большего числа вычесть меньшее.) (Слайд)
-А где в жизни нам могут пригодиться эти знания? (Сравнить возраст двух человек, сравнить цену, сравнить количество предметов и т. д.)
VIII.Рефлексия
-Поднимите зелёный светофор те ребята, которые научились решать задачи на разностное сравнение, а красный те, кто ещё не уверен в себе. Решать такие задачи мы продолжим на следующих уроках.
- Кого мы можем поблагодарить за урок?