Урок математики
Тема: Умножение на 1 и на 0
Сегодня перед нами стоит 2 задачи:
Раскрыть тему нашего урока
И ответить на вопрос: Зачем мне это надо?
1.А начнём мы наш урок с конкурса «Быстрый счетовод» (работа на листочках)
(каждый вариант решает по одному примеру и передает следующему)
Взаимопроверка вариантов.
10 + 2 =________
100 – 20 =______________
100 + 36 =________________
136 – 36 =________________
20 + 12 =_______________
47 – 12 =____________
14 + 16 =_______________
17 – 0 =_______________
19 + 1 =_______________
135 – 15 = ______________
Проверка по эталону!
Чья команда не сделала ни одной ошибки? Молодцы! Спасибо!
А сейчас обратите внимание на доску. Запишите число.
2. Перед вами рисунок (из № 186)
Задание: Запишите числовые выражения к 1 рисунку.
- Какое или какие числовые выражения вы записали к 1 рисунку?
2+2+2+2 и 2Х4
- Что обозначает каждое число в этих выражениях?
Запишите числовые выражения ко 2 рисунку.
- Какое или какие числовые выражения вы записали ко 2 рисунку?
3 + 4 4+ 3 7 – 4 7 – 3
- Что обозначает каждое число в этих выражениях?
- Почему только к 1 рисунку можно было составить выражение на сложение и заменить его умножением? (все слагаемые одинаковые)
- А что мы называем умножением? (сложение одинаковых слагаемых)
- Напомните ещё раз, как называются числа при умножении?
- Что обозначает 1 множитель (слагаемые, которые складываем)
- Что обозначает 2 множитель (количество этих слагаемых)
А сейчас для вас задание!
Задание: Составьте числовое выражение на умножение и замените его сложением. (один ученик у доски, придумывает пример, записывает с обратной стороны - решают самостоятельно, проверяют)2 – 3 ученика. Запишите своё выражение.
3. Перед вами выражения. Что их объединяет? (действие умножения)
- Обратите внимание на выражения в рамках и попробуйте определить тему нашего урока (Умножение на 1 и на 0)
- Сегодня мы будем учиться умножать числа на 1 и на 0. (открываю тему урока)
- Как вы думаете, что объединяет данные выражения в скобках? (нельзя заменить умножение сложением)
- Докажите. 12х1= (первое число обозначает слагаемое, которое складывают, а второе количество этих слагаемых. Значит, число 12 мы должны взять один раз, т.е. мы получим 12)- дети объясняют – я записываю.
(ЗАПИШИТЕ на доске с объяснением)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: При умножении любого числа на 1 получаем то число, которое умножали)
(точно также с умножением на 0)
4. Откройте учебник на стр. 57. Давайте прочитаем, как рассуждали Маша и Миша. Сравним свой ответ с ответами Миши и Маши? И подумаем, кто из них прав. (Миша прав, Маша озвучила тему урока).
- Давайте сравним наши выводы с выводами учебника.
5. Работа с калькулятором
Проверьте эти правила на калькуляторе. (решают 2 примера)
- Запишите в тетради № 188 и давайте заменим умножение сложением в тех выражениях, в которых это возможно.
Н-р: 8х2=8+8
8х2=16
Итак, когда мы можем заменить умножение сложением? (когда 2 множитель не равен 1 или 0)
- Но не всегда нам нужно находить значения выражений. Есть такие задания, в которых мы сравниваем значения не выполняя вычислений.
6. № 187 (1 ученик у доски)
- Итак, мы выяснили, что не всегда нужно делать вычисления, но нужно уметь заменять сложение умножением и наоборот.
7. С.Р. с.44 № 107 (ТПО)
- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Время выполнения 5 минут!
Закройте тетради. Положите их на край стола. Поднимите руку, кому было очень сложно? Кто быстро и без труда справился с заданием? Кому еще нужно разобраться? Спасибо.
8. Вывод. Рефлексия.
- С чем же мы сегодня познакомились на уроке? (с умножением на 1 и на 0)
- Можем ли мы заменить сложением такие выражения, где умножаем на 1 или 0?
- При умножении на 1, что мы получаем?
- А при умножении числа на нуль?
- Поднимите руку, для кого сегодня урок был полезным?
- Тогда я предлагаю в конце урока составить Памятку по тем правилам с которыми познакомились.
- Так можем ли мы ответить на вопрос: Зачем мне это надо? Как вы оцениваете свою работу?