МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
Подготовила: Сидорова И.Р.
2023 г.
Предмет, класс | Математика, 2 класс |
Тема | «Квадрат » |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы) | УМК «Школа России», Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.) |
Цель | Деятельностная: Создание условий для формирования у обучающихся умения различать геометрические фигуры, вычислять их периметр Содержательная: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника. |
Задачи | Обучающие: - познакомить с понятием«квадрат», - учить различать геометрические фигуры. Развивающие: - способствовать развитию логических УУД; - развивать вычислительные навыки учащихся через использование формул и правил; - развивать внимание учащихся. Воспитывающие: -воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, развивать внимательность и аккуратность в вычислениях |
Формы и методы обучения | Метод: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Что называется квадратом, что значит найти периметр квадрата |
Оборудование | Учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор,смайлики, карточки для кластера, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы |
Планируемые результаты обучения | Метапредметные УУД Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. |
Этап 1. Мотивационный этап |
Время | Название метода | Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся |
2 мин. | Организационный момент. «Эмоциональная минутка» АМО «Поздоровайся локтями» | - Здравствуйте, ребята, начнем наше занятие с хорошего настроения, поздороваемся им друг с другом. | Дети должны коснуться, улыбнуться, назвать имя соседа. Каждый ученик упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево. Дети должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями |
Этап 2. Актуализация знаний |
3 мин. | Метод постановки учебной задачи АМО «Да - нет» | Учитель загадывает фигуру. Задача детей – за минимальное количество вопросов отгадать фигуру, которую загадал учитель. Вопросы могут быть вида: «Эта фигура круглая?», «Эта фигура имеет углы?», «В ней 4 стороны», «Эта фигура многоугольник?», «У неё все стороны равны?… -Я загадала геометрическую фигуру. Постарайтесь её определить. Количество вопросов должно быть минимальным. Как только кто-то догадается, поднимает руку. -На уроке, ребята, мы будем работать с многоугольниками, квадратом и прямоугольником, учиться находить квадрат и периметр квадрата. | Дети отвечают на вопросы |
Этап 3. Выяснения целей, ожиданий, затруднений. |
3 мин. | 1. АМО «Угадай-ка». 2. АМО «Дерево ожиданий». Цель: формирование ожиданий обучающихся. | АМО«Угадай-ка». -На доске три темы, выберите ту, которая подойдет к сегодняшнему занятию и объясните почему. Слайды 2, 3, 4 Метод формирования ожиданий Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. | Учащиеся определяют тему урока: «Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат». Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах. Затем озвучивают цели. |
Этап 4. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения |
5 мин. | Исследовательский метод | Каждая группа получает задание: 1. Вывести формулу периметра квадрата. 2. Алгоритм нахождения периметра квадрата. 3.Сформулировать определение. Что такое периметр квадрата? 3.Сделайте вывод. Ребята, так что же мы будем сегодня на уроке изучать? - Какую геометрическую фигуру можно назвать родственной квадрату? Слайды 13,14 - Какую цель мы поставим на уроке? | Выступление групп. Слайды 5-12. 1.Происхождение слова «квадрат» Слова, имеющие то же происхождение: квартет, квартал, квадроцикл, квадрига. 2.Строения, имеющие в основании форму квадрата: пирамида Хеопса. Дети отвечают на вопросы и делают вывод. |
Этап 5. Реализация выбранного плана по решению затруднения |
5 мин. | Исследовательский метод | 1. Возьмите комплект фигур. Рассмотрите все большие фигуры, назовите их одним словом. - Геометрические фигуры. Покажите фигуры с четным количеством сторон. Как они называются? -Четырехугольники. С нечетным количеством сторон? -Треугольники. Отгадайте загадку: Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем знаком. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? … (квадрат) 2.Среди данных фигур найдите прямоугольники. Проверьте с помощью прямого угла все ли четырёхугольники – прямоугольники. Назовите фигуры, у которых все стороны равны. 6. Рассмотрите рисунки на доске. Что можете сказать? – Найдите на чертеже и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны. – Прямоугольник, у которого все стороны равны, – квадрат. – Начертите в тетрадях квадрат, длина стороны которого равна 2 сантиметрам. – Найдите периметр этого квадрата. – Чему он равен? | Дети работают с геометрическим материалом. Отвечают на вопросы учителя. Находят нужные фигуры. Называют номера квадратов. Чертят квадрат. Измеряют с помощью прямого угла фигуры |
Этап 6. Первичное закрепление нового знания |
6 мин. | Метод «Работа в парах» | Карточка №1 (Работа в паре). а) найдите периметры квадратов со сторонами 2 см; 3см; б) дополните фигуру до квадрата: в) найдите периметр квадрата. г) разделите 4 квадрата на 4 равные части разными способами: Правильность выбора проверьте в группах и докажите правильность выбора. Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? 3. Начерти квадрат со стороной 4 см. Сформулируйте задание (работа в паре). -Найдите периметр квадрата. Как найти периметр квадрата? Периметр – это … Запоминают формулу нахождения периметра квадрата. в) определите количество прямоугольников в фигуре: Правило: стр. 34 | Работают в парах. Чертят фигуры. Вспоминают определение периметра. |
Этап 7. Самостоятельная работа и проверка по эталону |
6 мин. | Самостоятельная работа, проверка в паре. | Учитель дает задание: Откройте стр. 34. - Назовите в учебнике №, которые помогут вам научиться находить периметр геометрических фигур. Самостоятельно: стр. 34,№3 Взаимопроверка. Проверка в парах. Стр.34, №4 1 вариант – квадрат 2 см. 2 вариант – квадрат 3 см. Проверка в группах. Работа по учебнику. - Рассмотрите фигуры на рисунке в учебнике. Назовите номера квадратов. - Выполняем № 3: начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. Найди периметр. -Посмотрите, как надо чертить квадрат. | Работают самостоятельно по заданиям учебника. Самостоятельно работают в тетрадях. Проверяют в парах. Проверяют по эталону правильность вычерчивания квадрата. |
Этап 8. Включение в систему знаний. |
6 мин. | АМО «Составление кластера». Эмоциональная разрядка (разминка) Разминка для рук «Капуста» | 1.Чем похожи прямоугольник и квадрат? 2. Определения «прямоугольник», «квадрат». 3.Как найти периметр Квадрата? 4.Назовите признаки прямоугольника и квадрата. Составьте кластер, используя слова: квадрат, многоугольник, четырёхугольник, все углы прямые, все стороны равны, 4 угла, 4 стороны - Сейчас вы поработаете на сайте Учи.ру 1. Начертите квадрат. 2. Найдите предметы. 3.Начертите фигуру. Учитель показывает порядок выполнения упражнений для рук. | Дети отвечают на вопрос. Составляют кластер по теме «Квадрат». Дети работают на сайте Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161710 https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161711 https://uchi.ru/teachers/groups/9661701/subjects/1/course_programs/2/cards/161712 Дети выполняют упражнения для рук. |
Этап 9. Рефлексия. |
4 мин. | АМО «Ромашка». Цель: подведение итогов урока. АМО «Светофор»Цель: учить детей оценивать свою деятельность на уроке. | АМО «Ромашка». Предварительная подготовка: изготовить лепестки ромашки. Слайд 16. - Какую цель мы ставили перед собой сегодня? - Поднимите руку те, кто считает, что достиг цели. Докажите. -Кому сегодня не удалось самому сделать открытие? - Какова была ваша цель? Слайд 17. - Каждый из вас возьмёт смайлик, чтобы оценить свою деятельность на уроке. -Если вам понравился урок, то подарите мне добрую улыбку, если не очень, то хмурое личико | Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Дети поднимают один из трёх смайликов: зелёный – отлично, жёлтый – хорошо, красный - плохо. |
2 Мин. | Домашнее задание | Базовый уровень: стр. 34, №6, выучить определение. Повышенный уровень: стр. 34, №6, №7, выучить определение. | Дети записывают домашнее задание |