СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 3 классе Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»













Подготовила : учитель начальных классов

1 категории

Ястребова Алёна Ивановна







с. Войково, 2019г.

Тема урока: Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.

Цели урока:

образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени

развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания

воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Планируемые результаты:

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.

Метапредметные умения:

Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные: умение пользоваться календарём, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, частично-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством, работа в парах, группах.

Педагогические технологии:

-личностно-ориентированного обучения;

- проблемно - диалогическое;

-педагогика сотрудничества;

-ИКТ – технология.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки с заданиями, календари.

Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный













Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева мы должны поприветствовать гостей.

- Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

- Зовут, меня Алёна Ивановна урок математики проведу у вас я.


-Здравствуйте ребята!

Настроение у вас отличное?

А улыбки, я знаю, – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.


Присела прекрасная половина класса-девочки, а затем сильная - мальчики.


II. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.

Откройте тетради, запишите число классная работа.

- Ребята перед началом урока хочу познакомить вас с листом самооценки. В нём вы будете оценивать свою работу во время урока. Оценки от 1 до 3 баллов за выполненное задание.


Устный счет

Работа с календарём

Самостоятельная работа

Работа в парах

Решение задачи

Работа в группе

Всего








15-18б.- «5» 11-14б. - «4» 10 - 7б.- «3»


- Ребята давайте вспомним таблицу умножения и деления. У вас на партах лежат карточки с выражениями, вычислите их и соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами.

- Запишите ряд чисел, который у вас получился. Расположите числа в порядке возрастания. (Слайд 1)

Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось?

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                 24 – (М)
42 : 7                           10 * 3                30 – (Я)
3 * 8                             45 : 9                 5 – (В)
40 : 8                            3 * 3                  9 – (Е)
27 : 3                            48 : 8               6 – (Р)

5 6 9 24 30

В Р Е М Я

- Что такое время? …

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло, то или иное событие по отношению к другим событиям.

Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Сформулируйте тему и цели урока « Единицы времени» (Слайд 2)

Цель:

  • Познакомиться с единицами времени

  • Узнать их соотношение между собой

  • Научиться использовать их при решении задач

Вот и сегодня мы с вами постараемся, не теряя ни минуты, познакомиться с новыми единицами времени, совершим увлекательное путешествие в Царство времени, повторим изученные единицы времени, и все полученные знания будем закреплять на практике. Я желаю вам сделать много хороших дел, не теряя даром времени.

III. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

В русском языке мы можем найти немало выражений со словом «время» - нет времени, время летит, время как резиновое, тратить время, убить время, времени хоть отбавляй, экономить время.

Кроме выражений про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем)

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик - годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз». (Слайд 3)

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль)

- Почему вы так думаете?

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы». (Слайд 4)

- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).


«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно». (Слайд 5)

- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)


«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул  холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы» ( Слайд 6)

- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).


«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. ( В одном месяце 4 недели) В каждом крыле по семь перьев» (дни недели 1 неделе - 7 дней)


- Ребята, прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

-В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй – «вторником», четвёртый - «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днём отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения Христа.

Вопросы:

- Какие дни недели названы по названию чисел?

- Откуда произошло название «среда»? А – суббота? Что узнали о воскресенье?


«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая - черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно» (Слайд 7)

- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)

- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)

- Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (о месяцах, днях недели, сутках).

- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)

- Сделайте вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)

В математике принято единицы времени обозначать вот так 1г., 1 мес., 1 нед., 1 сут., 1ч, 1 мин, 1 сек.. (демонстрация карточек).


IV. Физкультминутка. (видео)

V. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с календарём.

Приглашение

– Через 11 дней произойдёт очень интересное событие. Какого числа, и какого месяца оно будет? (затруднение)

- Как вы думаете, чем надо воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (Календарём)

В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь. Они бывают самые разнообразные: настенные, отрывные, карманные и др… (Слайд 8)

Позже был составлен табель-календарь, который помещен у вас в учебнике, стр. 98. Рассмотрите его.

  1. Работа с календарём.

А сейчас мы потренируемся работать по табелю-календарю.

- Назовите по порядку месяцы.

- Назовите месяцы, в которых 30 дней, ( 4)31 день.(7)

- Назовите самый короткий месяц. (февраль-28)

- Назовите месяц, который начинает год.

- Начало года – это какой день недели? (Пятница)

- Почему одни цифры черные, а другие красные?

- Найдите и назовите число, месяц, день недели по этому календарю вашего дня рождения.

- Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос? (Почему в году бывает разное количество суток? Почему в месяцах разное количество суток?)

- Кто знает ответ на этот вопрос? (Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.)

Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.

- На какой вопрос нам осталось найти ответ? (Почему в месяцах разное количество суток?)

- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.

- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…


3. Решение задач по календарю. (Слайд 9 )

- Папа поедет в командировку 11 января. Командировка продлится 9 дней. Какого числа и в какой день недели папа вернётся домой, если на дорогу он потратит 2 дня? (22 января, пятница).

- Отпуск мамы начинается 26 сентября, а заканчивается 10 октября. Сколько дней отдыхает мама? (14 дней). В какой день недели мама выйдет на работу? (понедельник)

4.Самостоятельная работа. Работа в карточке. (Слайд 10)

Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = …. мес. 1мин = …. сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или…..сут

1мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин


5. Работа в парах.

Расположите единицы времени в порядке возрастания: сутки, год, неделя, секунда, час, месяц, минута. Проверка по слайду. Самооценка.


VI . Физминутка

Вот так!

Как живешь? Вот так!

(Встать, показать большой палец.)

Как идешь? Вот так!

(Шаги на месте.)

Как бежишь? Вот так!

(Бег на месте.)

Как летишь? Вот так!

(Махи кистями.)

Как плывешь? Вот так!

(Махи руками.)

Как шалишь? Вот так!

(Прыжки с поворотами.)

Как сидишь? Вот так!

(Садятся за парты.)


VII.Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику с.99. Задача 2.

Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце?(4) А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)

1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.

2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.

Ответ: 91день, 12недель.

***Составьте подобные задачи о зиме.(1вариантт), о весне (2вариант).

1в.

1)31+31+28=90(дней)- в зимних месяцах.

2)4*3=12(нед.)- в зимних месяцах.


2в.

  1. 31+30+31=92(дня)- в весенних месяцах.

  2. 4*3=12(нед.)- в весенних месяцах.


2.Работа по учебнику С.99 №4.

Прочитайте глазками. Что это ?( Задача)

-Что такое 8 дм? (Это одна пятая часть ленты)

-Значит ленту разделили на сколько частей?





-Как найти длину всей ленты?

Запишите решение и преобразуйте единицы. Сколько в 1м дециметров?


  1. 8*5=40(дм)=4м

Ответ: 4 метра длина всей ленты.


2.Работа в группе.

Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть»





Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть»




Назови время, которое показывают часы, используя слова «половина»


VIII. Рефлексия.

Задания на развитие мышления

Замени числа словами по смыслу. (Слайд 11)

Обещанного (36 месяцев) три года ждут.

Делу время, а потехе (60 мин) час.

(7 дней) Неделя (12 месяцев)год кормит.


IX. Итог урока

- Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке.

- Что нового узнали?

- Что ещё вам хотелось бы узнать по данной теме?

- Помните, в начале урока я вам пожелала сделать много хороших дел? Успели ли мы за сегодняшний урок это сделать?

Вы сегодня хорошо работали и в награду за это, Царство времени дарит вам очень ценный и мудрый совет «Заполняйте свои минуты и часы добрыми и умными делами» и дарит вам маленький подарок – это календари.

Я желаю вам каждый день делать как можно больше хороших дел. А этот новый 2020 год будет високосным годом, значит, он будет на один день длиннее и можно будет сделать ещё больше хороших дел.













Лист самооценки

Наименование работы

Оценка

Устный счет


Работа с календарём


Самостоятельная работа


Работа в парах


Решение задачи


Работа в группе


15-18б.-«5» 11-14б. «4» 10 - 7б.- «3»




Лист самооценки

Наименование работы

Оценка

Устный счет


Работа с календарём


Самостоятельная работа


Работа в парах


Решение задачи


Работа в группе


15-18б.-«5» 11-14б. «4» 10 - 7б.- «3»




Лист самоценки

Наименование работы

Оценка

Устный счет


Работа с календарём


Самостоятельная работа


Работа в парах


Решение задачи


Работа в группе


15-18б.-«5» 11-14б. «4» 10 - 7б.- «3»




Лист самооценки

Наименование работы

Оценка

Устный счет


Работа с календарём


Самостоятельная работа


Работа в парах


Решение задачи


Работа в группе


15-18б.-«5» 11-14б. «4» 10 - 7б.- «3»




Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? 

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? 

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? 

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? 

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось? 

Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                
42 : 7                           10 * 3               
3 * 8                             45 : 9                
40 : 8                            3 * 3                 
27 : 3                            48 : 8               
Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось?

Приложение1.

Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = …. мес. 1мин = ….. сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или….. сут

1 мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин



Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = ….мес. 1мин = сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или…..сут

1 мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин



Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = ….мес. 1мин = сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или…..сут

1 мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин



Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = ….мес. 1мин = сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или…..сут

1 мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин



Восстановите таблицу единиц времени.

1 г. = ….мес. 1мин = сек.

1г. = …. дней 1 мес. = … или…..сут

1 мес. = …. нед. 1 нед. = … сут.

1 сут. = … ч 1 ч = ….. мин

Страничка ученика

- Ребята, прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй – «вторником», четвёртый - «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днём отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения



Страничка ученика

- Ребята, прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй – «вторником», четвёртый - «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днём отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения



Страничка ученика

- Ребята, прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй – «вторником», четвёртый - «четвергом», пятый – «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днём отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения



ГОД СЕКУНДА ЧАС МИНУТА СУТКИ

НЕДЕЛЯ МЕСЯЦ





ГОД СЕКУНДА ЧАС МИНУТА СУТКИ

НЕДЕЛЯ МЕСЯЦ



ГОД СЕКУНДА ЧАС МИНУТА СУТКИ

НЕДЕЛЯ МЕСЯЦ

Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть»










Назови время, которое показывают часы, используя слова «четверть»

















Назови время, которое показывают часы, используя слова «половина»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!