Тема урока: Умножение натурального числа на ноль.
Класс: 2
Цель урока: Создать условия для изучения учащимися правила умножения натурального числа на ноль.
Задачи урока:
Образовательная:
• формирование умения умножать натуральное число на ноль;
• уметь формулировать правило умножения натурального числа на ноль;
• формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
• отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией.
Развивающая:
• развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, оперативную память, фантазию;
• развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
• развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
• совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитательная:
• воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
• содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
• формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
Регулятивных:
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• работать самостоятельно и в паре;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативных:
• умение оформлять свои мысли в с комментированием практических ситуаций;
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться при работе в паре;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Познавательных:
• учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника;
• умение ориентироваться в своей системе знаний;
• отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении; организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений), использование интерактивных возможностей ИКТ.
Оборудование: учебник, карточки «Математический бумеранг», индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах, шаблоны «Памятка», мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения.
- Откройте тетради, запишите число, Классная работа. Что вы можете сказать о сегодняшнем числе? (Оно двузначное, в нем 2 десятка и 8 единиц; если сложить цифры, то мы получим число 10; оно четное, т.к. его можно разделить на 2 и т.д.)
2. Устный счет. Математический диктант.
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Математический бумеранг». Каждому ряду я даю лист с заданиями. Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления. Ответ записывайте вместо точек и передавайте лист товарищам. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)
Цепочка 1 ряда: 3 • 2 = 6 • 2 = 12 : 3 = 4 • 2 = 8 : 4 = 2 • 5 = 10 : 10 = 1 - 1 = 0
Цепочка 2 ряда: 80 – 10 = 70 + 30 = 100 – 40 = 60 + 20 = 80 – 80 = 0
Цепочка 3 ряда: 1дм – 4 см = 6см + 3см = 9см – 7 см = 2см + 8см = 1дм – 2см = 8см + 32см = 7дм – 7дм = 0
Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску.
- Чем различаются бумеранги каждой группы? (В них подобраны разные задания. 1 группа – проверка
таблицы умножения, 2 группа – проверка действий с круглыми десятками и сотнями, 3 группа проверка действий с величинами.)
- Что общего в полученных результатах? (В конце каждого бумеранга получился ноль.)
1. Запишите число, которое состоит из одного десятка и нуля единиц (10)
2. Из произведения чисел 2 и 8 вычесть 16. (0)
3. Запишите число, которое получится, если 2 умножить на 10. (20)
4. В магазин привезли 32 кг груш, а яблок на 18 кг больше. Сколько килограммов яблок привезли в магазин? (50кг)
5. Если к любому числу прибавить это число или из любого числа вычесть его, то число никак не изменится. Что это за тайное число? (0)
- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши в руки и проверьте у соседа ответы. (Учитель повторяет вопросы, дети дают ответы и проверяют. Диктант можно оценить).
- Что заметили в ответах диктанта? (Везде 0).
- Что вы знаете о числе «ноль» (Это целое число, необходимое при записи круглых чисел: десятков, сотен, тысяч и т.д.)
Слайд 1.
3. Актуализация знаний учащихся. Решение проблемной ситуации.
- А сейчас посмотрите на доску. Слайд 2. Верные ли здесь записаны выражения? Объясните свой ответ.
500 + 0 = 500 62 – 0 = 62
(Выражения верные, потому что при выполнении сложения или вычитания с нулём результат всегда равен известному компоненту)
- А чему равны следующие выражения? Щелчок.
0 • 5= 5 • 0=
(Значение первого выражения равно нулю, потому что если заменить умножение сложением и сложить ноль 5 раз, о получится ноль. Чтобы решить второе выражение мы воспользуемся переместительным законом умножения и тоже получим в ответе ноль)
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Умножение натурального числа на ноль). Слайд 3.
- Какие цели мы для себя поставим? (Научится умножать натуральные числа на ноль. Повторять таблицу умножения. Закреплять вычислительные навыки).
- Чтобы достигнуть поставленных целей, что нам необходимо помнить? (Правила работы на уроке.)
- Если вы работаете в паре со своим соседом, что надо помнить? (Ответы детей.)
- Если вы работаете в группе?
- Если вы работаете самостоятельно?
(Постепенно на доске вывешиваются опорные слова: «Напарники», «Сплоченная команда», «Я смогу»).
- Назовите значения следующих выражений: Слайд 4.
0 • 2 = 6 • 0= 0 • 15= 9 • 0=
- Как будет выглядеть в общем виде эта закономерность? Для этого замените натуральное число на букву латинского алфавита. Что получилось? (а • 0 = а; 0 • а = а)
- Какое правило можно сформулировать?. (Формулировка правила детьми: Если любое натуральное число умножить на 0, то получим ноль. Если ноль умножим на натуральное число, то получим ноль).
4. Работа по теме урока.
- Где мы можем проверить полученное нами открытие? ( В учебнике)
- Сейчас я попрошу вас самостоятельно найти в учебнике страницы, которые помогут нам сегодня на уроке. (Дети ищут в учебнике материал для урока). Работа по учебнику (стр. 82, № 451)
- Прочтите вывод, написанный авторами учебника, и сравните его с нашим выводом. Есть ли несоответствия? (Ответы учащихся.)
- Выполните самостоятельно №454. (Учащиеся выполняют с последующей проверкой). Какую закономерность заметили? Сформулируйте. (Если хотя бы один множитель равен 0, то все произведение равно 0)
5. Физкультминутка.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны, пошире, - это, кажется, четыре,
Сильно их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
6. Работа по теме урока.
- А сейчас давайте поработаем парами. У каждого из вас на столе лежит лист с заданиями. Внимательно прочитайте его и выполните. Чья пара будет готова, дайте сигнал.
Поставьте знаки сравнения в следующих выражениях:
34 + 0 … 34 • 0
87 • 0 … 78 – 0
90 – 25 … 90 • 0
70 • 1 … 0 • 70
0 • 8 … 8 • 0
(Проверка по цепочке)
К праздничному чаепитию принесли 3 коробки пряников по 8 пряников в каждой коробке. Сколько всего принесли пряников? (На экране представлены варианты решения этой задачи)
Щелчок.
8 + 3 8 – 3 8 • 3 3 • 8
Какое действие нам необходимо выбрать для решения этой задачи? Почему? (Ответы детей)
- К каждому выражению на умножение двух натуральных чисел можно подобрать два выражения на …(деление). Запишите выражения. Выполните задание, работая в парах.
Щелчок.
5 • 0 7 • 0 0 • 9 0 • 4
- Что обнаружили? (Не получается 0 : 0 и получить натуральное число).
- Как вы думаете, возможно ли вообще делить натуральные числа на 0? (Нет. Невозможно делить на пустое место. Число не делится на части, значит, нет действия). Щелчок. Запомните: 0 : а = 0. На ноль делить нельзя!
- Работа в группах. с.82 №452 (1). Прочтите внимательно задачу. Найдите несколько способов решения.
8. Обобщение знаний. Итоги урока. Закрепление пройденного.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Были ли достигнуты наши цели?
- Как вы считаете, научились ли вы вычислять выражения на умножение, в которых один из множителей 0?
9. Домашнее задание.
С.85. №457, 459 (всем). По желанию: с.85 №460
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Выполните самостоятельно следующее задание: решите выражения (Приложение). Соедините ответы с буквами. (Дети выполняют задание). Какое слово у вас получилось. Кто считает, что он сегодня был умницей, поднимите карточку вверх.
- Вам комфортно было на уроке? Покажите свое настроение (большой палец вверх или вниз)
Спасибо за урок!