МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»
с. Большое Болдино 2023 г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
I. Организаци-онный момент, мотивация к учебной деятельности | - Доброе утро! Ребята, улыбнитесь друг другу. Мы отправляемся в путешествие, в страну Математики. -Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке – Учебник, ручка и тетрадка? - Скажите, ребята, для чего мы изучаем математику? | Настрой на учебную деятельность. Демонстрируют готовность к уроку. -Чтобы научиться, считать, решать и размышлять. | Личностные : формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать и контролировать свои действия. |
II. Актуализация знаний учащихся. Устный счёт. | 1.«Цепочка». - Какие числа нужно вставить в «окошки»? 2. Игра «Числовой ряд». - Посчитайте от 3 до 9; - Посчитайте от 15 до 10; - Назовите соседей числа 12; - Какое число стоит между числами 8 и 10? - Какое число уменьшили на 1, если получили число 5? 3. Сосчитай отрезки. - Вспомним, что такое отрезок? - Сколько отрезков вы видите на рисунке? 4. Задачи в стихах. - Забежал щенок в курятник, Разогнал всех петухов. Три взлетели на насест, А один в кадушку влез. Два — в раскрытое окно, Сколько было их всего? - Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца? - Ежик по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Два — под берёзой, Один — у осины, Сколько их будет В плетёной корзине? | Считают устно Выполняют взаимо-оценку. - 3,4,5,6,7,8,9 -15,14,13,12,11,10 - 11 и 13 - 9 - 6 Выполняют взаимо-оценку. -Отрезок – это часть прямой ограниченной с двух сторон. - На рисунке 9 отрезков. Выполняют взаимо-оценку. Считают, отвечают. - 6 Выполняют взаимо-оценку. - 5 Выполняют взаимо-оценку. - 3 Выполняют взаимо-оценку. | Регулятивные: оценивать правиль-ность хода решения и реальность ответа на вопрос. Личностные: умение слушать учи-теля. Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: работа с информа-цией, соотношение рисунка с выражением. |
III. Целеполагание. | - Какие действия выполняли с числами? - Как думаете, какая тема урока? - Какие цели поставите? - Чему хотите научиться? - Где это умение может пригодиться? | -Сложение и вычи-тание. - Сложение и вычита-ние чисел. - Повторить состав чисел; решать при-меры, задачи; - В магазине, в биб-лиотеке… | Познавательные : поиск и выделение информации Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные : корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определен-ном этапе. Личностные: умение слушать учителя, одноклассника. |
IV. Закрепление и обобщение знаний. Дифференциация по объему. | 1. Работа с учебником. Работа в парах. (Приложение 1) - Ребята, какое задание приготовил ежик? – Какое задание приготовила белочка? - Выполните вычисления устно в парах. - Проверим, как вы справились с заданием? 2. Работа с карточками. (Приложение 2) - Прочитайте данные математические записи. – Что общего в примерах каждого столбца? - Сейчас выполним это задание на карточках. Будьте внимательны и обратите внимание, что у некоторых будет и 2 задание. Какое? -Верно. Придумайте по 1 примеру в каж-дый столбик и запишите, если у вас есть второе задание в карточке. - Какие примеры придумали? - Поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. Оцените работу своего соседа. - А сейчас покажите, как вы справились с заданием? Какую оценку вы получили от своего соседа? Оцените себя при помощи цветных карандашей: -зеленый карандаш – все верно, без ошибок; - желтый карандаш – 1-2 ошибки; - красный карандаш – 3 и более ошибки. -Молодцы! | - Каждое число надо уменьшить на 1. - Каждое число надо увеличить на 10. Выполняют взаимопроверку. Выполняют задания. -Одинаковый резуль-тат в первом и треть-ем столбцах. А во втором столбике оди-наковое второе число при сложении. - Придумать по 1 примеру в каждый столбик. Работа с карточками. Выполняют взаимопроверку. Выполняют оценива-ние. | Личностные: формирование поло-жительного отношения к учебе. Познавательные: устанавливать при-чинно-следственные связи; находить закономерности. Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу; планировать свои действия. Коммуникативные: умение работать в парах; вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование поло-жительного отношения к учебе. Познавательные: понимать инфор-мацию, осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, класси-фикации. Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу; планировать свои действия. Коммуникативные: вступать в учеб-ный диалог с учителем и одно-классниками. |
V. Физкульт-минутка. | | Выполняют задания. | Регулятивные: организация отдыха на уроке |
| 3. Работа в печатной тетради. Решение задачи. (Приложение 3) - Послушайте задачу. - Про что задача? Что известно? Что нужно узнать? - Что лишнее в условии задачи? Подчеркните в условии задачи число, которое не использовалось при решении задачи. -Какое число подчеркнули? - Повторите условие без лишних данных. - Каким действием будем решать задачу? - Повторим: - сколько было березок? - сколько посадили? - Запишите решение. - Давайте проверим, как записали реше-ние. - Оцените свое решение при помощи «Светофора»: -зеленый сигнал – все верно; -желтый сигнал- ошибка в вычислении. | Работают устно. - Про березки. - Сколько березок стало возле школы. - Елочки. - 2 Читают задачу без лишних данных. - Сложением. - 4 березки - 5 березок Записывают решение. Проверка решения. Самооценка. | Познавательные: сравнивать раз-ные способы вычислений, выбирать из них удобный; воспроизводить письменные алгоритмы выполнения вычислений; прогнозировать резуль-таты вычислений; Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, плани-ровать своё действие. |
| 4. Работа в печатной тетради. -Что мы видим? Как вы думаете, что нужно выполнить в этом задании? - Верно. Нужно дочертить каждый отре-зок по линейке так, чтобы его длина стала равной 1 дм. - А чему равен 1 дм? - Чтобы продолжить отрезок, что мы должны сделать? Измеряем 1 отрезок. - Сколько еще нужно добавить см, чтобы отрезок стал равен 1 дм? -Правильно. Прочертите отрезок до нужной длины. Для этого совместите 0 с началом отрезка (с точкой). - Поработайте со 2 и 3 отрезками самостоятельно. - Сколько добавили см во 2 отрезке? в 3 отрезке? -Оцените себя. - Молодцы! | - Начало отрезка -Дочертить отрезок. - 1 дм =10 см -Измерить данный отрезок, без пунктир-ной линии. - 8 см Самостоятельная работа. 8 см, 6 см Самооценка. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, плани-ровать своё действие. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, контролировать свои действия и действия партнера. Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VI. Итог урока. | Наш урок подходит к концу. - Над какой темой работали на уроке? - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Чему удивились? Рефлексия. - Оцените свою активность на уроке, используя приём «ладошка»: - открытая ладонь – мне всё понятно, я работал активно; - ладонь в кулаке – для меня есть непонят-ные моменты; - руки на парте – мне всё непонятно. - Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопро-сы учителя. Оценивают свою ак-тивность на уроке, выражают свои эмо-ции. | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные: формирование поло-жительного отношения к учебе. Познавательные: понимать инфор-мацию, осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, класси-фикации. Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу; планировать свои действия. |
Приложение 1.
Приложение 2.