СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики с элементами проектирования в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики с элементами проектирования в 5 классе»

Урок математики с элементами проектирования


Учитель: Карташова Ирина Дмитриевна

Предмет: Математика

Класс: 5

Тема урока: Площадь. Площадь прямоугольника.

Цели урока:

  • обучающая: создать условия для совершенствования учащимися навыка вычисления площади фигуры при решении задач; выработки умений применять знания в новой ситуации;

  • развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету; развитию умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой (парной) работе, формировать умения и навыки самостоятельного овладения знаниями.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

  • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договаривать­ся о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Основные понятия: длина, ширина, площадь прямоугольника, площадь квадрата, единицы измерения площади.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (с элементами проектирования).

Оборудование урока: мультимедийная система, презентация, раздаточный материал для каждой группы: клей-карандаш, маркеры, прямоугольник заданной площади, мерка, 4 квадрата синие, 26 квадратов зеленые, «Рабочая книга проектировщика» - каждому обучающемуся, стикеры, таблицы для рефлексии.


Ход урока

I. Организационный момент

Цель этапа:

  1. создать условия для форми­рования внутренней потребно­сти учеников во включении в учебную деятельность;

  2. проверить уровень подготов­ки к уроку.

  • Доброе утро уважаемые члены жюри, ребята! Утро на самом деле сегодня доброе. Во-первых, потому, что мы с вами сегодня встретились. Во-вторых, нам предстоит интересная работа. А в-третьих, мы обогатимся новыми знаниями, и вы, и я.

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся объединить теорию с практикой. И вы убедитесь, что математика очень интересная наука, а знания, полученные на уроках, пригодятся в повседневной жизни.

  • Я предлагаю вам поработать в группах и на протяжении урока вести «Рабочую книгу проектировщика» (Приложение 1), в котором будете выполнять задания и оценивать свою работу. Подпишите, пожалуйста, свою фамилию и запишите дату урока.

  • Чем знаменателен этот день? (вторник, открытый урок, в России чествуют героев Отечества).

  • Ребята, кто в вашем понимании герой? (Человек умный, отважный).

  • Какими качествами должен обладать герой? (смелый, честный, отважный, умеющий ценить дружбу, работать в коллективе). Пожелаю, чтобы эти качества вы проявляли как можно чаще, а сегодня работая в группе еще и придерживались правил эффективной работы. (Слайд 2).

II. Актуализация знаний.

Цель этапа:

  1. актуализация опорных знаний и умений: знание формул периметра и площади прямоугольника, квадрата, умение находить площади данных фигур по формулам; знание понятий: равные и равновеликие фигуры; знание основных свойств площадей.

  • Назовите тему, которую вы изучали на прошлом уроке. (Площадь прямоугольника). Как найти площадь прямоугольника?

  • Запишите формулу периметрии и площади прямоугольника. (P=2(a+b); S=a*b).

  • Какую учебную задачу вы бы поставили на сегодняшний урок? (Научиться находить площадь в практических ситуациях, совершенствовать умения находить площадь прямоугольника).

III. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

Задание 1. Верно или неверно. Площадь прямоугольника равна 36 см2. Все ли из данных пар значений могут быть длинами его сторон?

1) 4 см и 9 см; (+)

2) 2 см и 13 см; (-) 3 см и 12 см; (+)

3) 6 см и 6 см; (+)

4) 1 см и 36 см. (+)

Можете ли предложить еще варианты пар: 2 см и 18 см;

Один у доски записывает равенство

36 см2=4 9см

36 см2=3см•12см

36 см2=6см•6см

36 см2=1см•36см

36 см2=2см•18см

Задание 2. Из фигур, изображенных на слайде, укажите те, которые имеют равные площади. Найдите их периметры.

1. 24дм2

2. 36 дм2

3. 36 дм2

4. 24 см2

5. 36 дм2

Sтр=18 см2

Периметры данных фигур:

Равные площади имеют фигуры:

А) 2,3 и 5;

Б) треугольник и фигура 6;



Р2=24 дм2; Р3=30 дм2;

Р5=26 дм2;


Задание 3. Найдите площади закрашенных фигур.

1) 6 кв.ед 2) 7 кв.ед 3) 6 кв.ед 4) 19 кв.ед

  • Молодцы! С первым этапом работы справились хорошо. Оцените свою работу, поставив в Рабочей книге проектировщика нужное количество баллов.

  • Я вас порошу взять конверт и рассмотреть, что в нем находится.

  • Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем этапе урока? (Обучающиеся рассматривают содержимое конверта). (Предполагают, что будут что-то проектировать, клеить).

  • На следующем этапе я предлагаю вам создать проект плана Площади героев Отечества.

  • Что может располагаться на Площади героев? (Памятник, цветы (клумбы), фонтан, скамейки, дорожки и т.д).

  • Площадь – это людное место и для эстетических целей украшения могут быть разбиты газоны, клумбы, а в центре должен стоять монумент.

  • А что же такое монумент?

  • У одной из групп было индивидуальное задание найти значение слова «Монумент». (Монумент – архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-нибудь историческом лице, событии).

  • Давайте уточним задание: на макете Площади героев Отечества вам нужно поместить монумент (4 синих квадрата) и клумбы (зеленые квадраты).

  • Напомню, что квадрат – мерка, равная 1 квадратной единице.

  • Посовещайтесь в группе, определите расположение монумента и цветочных клумб на вашем плане и создайте макет. На эту работу не более 2-х минут.

  • Молодцы. У вас получились очень интересные идеи заполнения площади героев Отечества.

  • Оцените работу группы и проставьте нужные баллы в Рабочей книге проектировщика.

IV. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

  • Мы провели предварительную работу, которая поможет вам выполнить расчеты. Вычислите площадь оставшейся свободной территории и рассчитайте длину бордюра, необходимого для ограждения площади героев Отечества.

В рабочих книгах есть план ответа. На выполнение задания не более 5 минут.

Полученные результаты представители групп вносят в таблицу. (Таблица начерчена на доске и в Рабочей книге проектировщика).

V. Динамическая пауза.

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  • Продолжим работу. Перед вами таблица, в которую по ходу выполнения задания вы заносили данные.


    Длина

    Ширина

    Площадь, кв.ед.

    Периметр, ед.

    (длина бордюра)


    6

    6

    36

    24


    9

    4

    36

    26


    12

    3

    36

    30


    18

    2

    36

    40

    5.

    36

    1

    36

    54

  • Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод.

  1. Площади всех прямоугольников …..(равны)

  2. Если площади …, то периметры этих прямоугольников …

  3. Из всех прямоугольников с одинаковой площадью, наименьший периметр будет иметь ….

  • Молодцы!

  • Подведем итог уроку:

  1. построили проект Площади героев Отечества, который можно будет доработать и представить в качестве социального проекта на конкурс «Я – гражданин России».

  2. рассчитали площадь оставшейся части и длину бордюра;

  3. сделали важные математические выводы.

  • Сегодня мы с вами убедились, что умение вычислять площади фигур, необходимо в повседневной жизни. Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных.

  • Спасибо за урок.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Расскажи про урок родителям. Поделитесь открытиями.

По желанию: совместно с родителями познакомиться с Положением и принять участие в конкурс рисунков, посвященном 70-летию Победы (ссылка на адрес сайта конкурса размещена на сертификатах участия в конкурсном уроке).

VIII. Рефлексия.

«Оцени себя на уроке» (в группе)

на уроке было…

я на уроке…

В итоге урока…

1

интересно

работал

понял материал

2

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

3

безразлично

помогал другим

не понял




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!