Предмет: Математика
Класс: 2 класс
Тип урока: открытие новых знаний
(Метапредметная тема: «Простое и сложное»)
Тема: «Площадь фигуры. Сравнение площадей»
Цель:
- познакомить с понятием «площадь фигуры», дать представление о способах сравнения площадей фигур;
Формировать УУД:
Личностные
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам, к индивидуальным учебным задачам.
Познавательные
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя все виды текстовой информации;
- ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные
- принимать участие в «открытии » и формулировании нового знания или умения;
- принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели занятия;
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать его;
- оценивать свой вклад в общую работу.
Коммуникативные
– умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им;
Ресурсы:
Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. С. 42–43.
(Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.)
- оборудование для работы с использованием ИКТ;
– наборы геометрических фигур для индивидуальной работы;
- карточки с заданиями для работы в группах.
Этапы урока
I.Организационный момент
1. Эмоциональный настрой.
- Ребята, прикоснитесь ладошками друг к другу (так, как будучи совсем малышами, вы играли с мамой в «Ладушки»). Подарите друг другу доброту и уверенность для успешной работы.
2. Деление на группы. (Предлагаю детям вынуть из конверта различные фигуры. Каждый находит место за своим столом)
3. Правила работы в группе:
- каждый старается участвовать в работе группы
-прислушивайся к чужому мнению, выскажи свое
-один из вас направляет работу и называет выступающего
- пользуйтесь правилом поднятой руки;
II. Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя и учащихся | Цель данного этапа работы |
Мы сегодня будем раскрывать тайны… математики. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока. Постановка метапредметной темы «Простое и сложное» - Прочитайте сообщения, которые записаны на листе белого цвета. (Задания для групп разные по сложности) -Вы смогли выполнить своё задание? Это задание показалось вам лёгким? - Почему вы не справились со своим заданием? (Оно слишком сложное) - Сегодня нам предстоит пройти путь от простого к сложному. В жизни, чтобы понять сложное, нужно понять простое. Вы согласны, ребята? | – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. |
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)
Поисковая деятельность Работа в группах. У каждой группы 4 сообщения. -Что общего в этих сообщениях? 31 декабря на Красной площади будет организовано народное гулянье с участием Деда Мороза , Снегурочки и других сказочных героев. В селе Кочубеевское продается двухкомнатная квартира со всеми удобствами. Жилая площадь составляет 75 квадратных метров . В городе Невинномысске по улице Гагарина выделена площадь под строительство гипермаркета. 4)В этом году посевная площадь под сахарную свёклу увеличена в два раза. В чем сходство их содержания? (Во всех говорится о ПЛОЩАДИ) а) о Красной площади б) о жилой площади в) о посевной площади г) о площади под строительство - Что же такое «площадь»? (ответы детей записываю на доске) - Предлагаю сравнить ваши определения площади с теми определениями, которые даются в разных словарях. 1. Площадь – от слова « плоский» незастроенное место, от которого обычно расходятся улицы в разные стороны. 2.Площадь – от слова «площадка» специально оборудованный ровный участок земли, отведённый для определённой цели. 2.Сравнение ответов детей с трактовкой словаря. | -организовать постановку учебной проблемы с использованием чтения и осмысления текстов Слайды 2 – 6 Слайд 7 |
IV. Формулирование темы урока, постановка цели
-Какова же тема сегодняшнего урока? Чем будем заниматься? (- Познакомимся с понятием «площадь фигуры». - Научимся сравнивать площади фигур. - Будем работать с геометрическими фигурами.) | Слайд 8 |
V. Открытие нового знания 1. - Начертите квадрат, сторона которого 1 см. Его нужно раскрасить в красный цвет. Та часть, которую вы раскрасили, называется площадью данного квадрата. - Начертите прямоугольник, стороны которого 5 см и 2 см. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте его. Вы сейчас заштриховали площадь прямоугольника. Вывод: Площадь – часть плоскости, которую занимает фигура. | - ввести в речь детей понятие «площадь»; - дать понятие о том, как можно сравнивать площади фигур. |
VI. Сравнение площадей фигур
1.Визуальное сравнение а) - Назовите фигуры (показываю квадрат большой и маленький) Нам необходимо сравнить площади этих фигур. В данном случае «на глаз» сразу видно, что площадь одной из них больше, другой меньше. ( аналогично сравнение площади доски и стены, Тетрадного листа и листа учебника) б) - Запишите номера фигур в порядке увеличения площади, т.е. начните с самой наименьшей по площади фигуры. 3 5 4 1 2 Работа в группах а) - Возьмите фигуры, которые лежат у вас на столе. - Что вы можете сказать об их площади? Можно ли это сделать «на глаз»? (сравниваем способом наложения) б) Измерение с помощью заданной мерки Слайд 8 | –Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). (познавательные УУД). – Определять площадь фигуры, сравнивать площади фигур (регулятивные УУД). Слайд 9 |
VII. Систематизация и повторение.
Сравните площади данных фигур: - В трех фигурах по 8 мерок, в одной 6 мерок. Значит…. | – Определять площадь фигуры, сравнивать площади фигур (регулятивные УУД). |
VIII. Итог урока
Ребята, какие открытия вы сделали? Мы сегодня проделали путь от простого: выяснили, что такое «площадь» и смогли выполнить сложное: научились сравнивать площади фигур. | – зафиксировать новое содержание урока; |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Посмотрите на свои ладошки. Можно ли сказать, что это площадь вашей ладони? Сравните площадь своей ладони с площадью ладони соседа? Молодцы, вы выбрали самый простой способ сравнения площади. | – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |