Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте! Меня зовут Ксения Николаевна. Я проведу у вас урок математики. Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав головоломку. Посмотрите ребята, буквы рассыпались, попробуйте собрать слово. Ф, Р, А, И, К, А Кто догадался? Куда отправляемся? | Приветствуют учителя. В Африку. |
Актуализация знаний | Посмотрите, на каком самолете мы полетим в путешествие. Что в нем необычного? Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их. Сколько здесь пятиугольников? Кругов? Треугольников? Прямоугольников? Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите, есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный. Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев. Какой маршрут нам подходит? Почему? Чтобы завести мотор, надо решить задачи в стихах о жителях Африки. Кто знает правильный ответ, поднимает руку. С места выкрикивать нельзя. 1. Слон, слониха, два слонёнка Шли толпой на водопой. А навстречу три тигрёнка С водопоя шли домой. Сосчитайте поскорей, Сколько встретилось друзей? 2.Две весёлые мартышки Покупать ходили книжки. И купили книг по пять, Чтобы было что читать. Только бедные мартышки Сосчитать не могут книжки. Вы мартышкам помогите, Сколько книг у них скажите? 3.Я по Африке гуляла, Обезьянок там считала. Две играли на песке, Три уселись на стволе, А четыре спинки грели, Сосчитать вы всех успели? 4.Пять тигрят в футбол играли, Одного домой позвали. Он глядит назад, считает, Сколько там тигрят играет? Завели моторы, полетели! Мы с вами приземлились в Африке, посмотрите, как выглядит она на карте. Африка – это часть земли, которая называется материк. Возьмите лист №1. Проведите пальчиком по контуру. Какая это линия? Почему вы так решили? Чтобы выйти из самолета, нам надо спуститься по математическому трапу (сверху вниз), для этого напишите в клеточках соседей чисел 2, 5, 8, 3, 7. Напоминаю правила посадки при письме. А теперь проверим: Назовите соседей числа 2, 5, 8, 3, 7; Назовите число, следующее за числом 2, за числом 8. Назовите число предыдущее числу 5, числу 7. | Он состоит из геометрических фигур. Треугольники, пятиугольник, круги, прямоугольники. Пятиугольник – 1. Кругов – 4. Треугольников – 5. Прямоугольников – 2. № 3.
7. 10. 9. 4. Замкнутая кривая Выполняют задание на листочках. 1,2,3 4,5,6 7,8,9 1,2,3 6,7,8 3, 9
4, 6 |
Выявление места и причины затруднения | Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев». Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям? Просмотр м/ф. Какое желание возникло у Удава? Смогли ли друзья помочь Удаву? Как? У меня тоже есть к вам просьба. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем сделать? | Измерить свой рост. Предложили измерить рост в попугаях, мартышках и слонах. Варианты детей. |
Реализация построенного проекта | Вы предложили разные способы измерения веревки. В старину тоже существовали разные способы измерения длины. Например: Косая сажень - расстояние от подошвы ноги до конца большого пальца вытянутой вверх противоположной руки. В былинах часто употребляется выражение «косая сажень в плечах». Так говорили о русских богатырях. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Аршин – длина всей руки. Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Пядь – расстояние между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. Ладонь – ширина 4-х пальцев. Вершок – длина верхней части пальца. | Слушают, смотрят на слайд. |
Реализация построенного проекта | Измерим длину моей верёвки разными мерами длины (маховая сажень, аршин и локоть) (учитель измеряет, дети считают). Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? Откройте конверт, возьмите веревку. Вы будете работать в парах (измерить ладонью). Почему получились разные результаты?
| Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета. У нас разного размера ладошки. |
Первичное закрепление | Возьмите две мерки красную и желтую. Первый вариант измерьте длину парты с помощью красной мерки. Второй вариант измерьте длину с помощью желтой мерки. Какие результаты у вас получились? Почему результаты отличаются? Если желтых мерок используем больше раз, значит ли, что длина парты от этого становится больше? А что это значит? Начертите отрезок красным карандашом длиной в 6 клеток. Как мы это сделаем? Что мы сделали? Теперь начертите отрезок синим карандашом на 2 клетки больше. Как нам это сделать? Начертите отрезок зеленым карандашом так, чтобы он был больше первого отрезка, но меньше второго. | Измеряют длину парты с помощью мерок. Красная мерка помещается 4 раза, Желтая 12 раз. Мерки разного размера. Нет. Просто красная мерка больше и помещается в длину парты меньше раз. Мы отметим начало и конец отрезка, по линейке проведем линию длиной 6 клеток. Начертили отрезок длиной в 6 клеток. Отрезок будет равен 8 клеткам, так как мы к 6 прибавили 2. Отмечаем начало и конец отрезка, снизу проводим линию. Чертят отрезок длиной в 7 клеток. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Мы сможем это сделать, если вы правильно выполните задание. Возьмите карточку № 2. Какое задание я вам предложу? Какую мерку будете использовать для определения длины отрезков? ( в сам. работе 3 отрезка разной длины, которые начертаны на листе в клетку) На выполнение самостоятельной работы даю 3 минуты. Проверьте работу по эталону. У кого также, хлопните в ладоши один раз. Молодцы! | Измерить длину . Клетка. Эталон на доске. |
Включение в систему знаний | Мы с вами говорили уже, что в старину измеряли длину ткани локтями, аршинами и другими способами. Посмотрите на задание 5 страница 59. Каким способом измеряли ткань? В каком куске ткани больше: в оранжевом или красном? Почему? В голубом или желтом? Почему? | Локтями и аршинами. В оранжевом, потому что в него помещается 9 локтей. В голубом, потому что в него помещается 5 аршин. |