СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики. 4 класс. Тема: Среднее арифметическое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе по теме "Среднее арифметическое". Урок проведён 8 мая, включает числовы данные ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики. 4 класс. Тема: Среднее арифметическое.»

Урок 111. 4 класс, 8 мая 2018г. УМК «Школа 2100»

Тема: § 2.78. Среднее арифметическое (урок введения нового знания)

Цель:

Ознакомиться с понятием «среднее арифметическое», повторить и обобщить нумерацию многозначных чисел, вычислительные приёмы письменных вычислений, решение уравнений, правила нахождения скорости, времени, расстояния для решения задач на движение, проследить хронологию важных событий ВОВ на математических примерах. Воспитывать патриотизм, уважение и благодарность к ветеранам ВОВ.

Этапы урока.

Ход урока.

Формирование УУД.

I. Актуализация знаний.


















































II. Формулирование темы и целей урока.


1 2 6 3 4 5 Слайд 1.


1. Организационный момент.

Ученики великого математика Пифагора считали, что «числа управляют миром». Как вы считаете, правы они или нет? Сегодня на уроке мы попробуем с вами это выяснить. Слайд 2.


2. Математический диктант. Слайд 3.

Нумерация многозначных чисел. (Один ученик у доски)

26.000.000 8.650.000 370.000 600.000 400.000 500.000 6.000.000


- Расположите эти числа в порядке возрастания. (1 ученик у доски, остальные в тетради - взаимопроверка)

- Что означают эти числа?

Это количество погибших людей. И погибли эти люди не во время всемирного землетрясения или урагана. Может быть, кто-нибудь догадается, от чего погибли все эти люди?

Все они погибли во время Великой Отечественной войны. В число этих людей входят не только погибшие солдаты, но и мирные жители, замученные фашистами на занятых ими территориях; люди, умершие от голода и непосильного труда в концлагерях; дети, женщины, старики, умершие в блокадном Ленинграде. Мы не можем сегодня не вспомнить об этом, потому что завтра мы будем отмечать великий праздник нашего народа – День Победы. Слайд 4.

26.000.000- Советский Союз

8.650.000 - Германия

370.000- Англия

600.000- Франция

400.000- Америка

500.000- Италия

6.000.000- Польша


3. Индивидуальная работа. (2 ученика у доски)


Работа в компьютерной программе «Отличник».

- Во время войны из каждой семьи кто-то ушёл на фронт. Это миллионы людей. Оставшиеся дома родные с нетерпением ждали сообщений с фронта от своих близких. Огромное количество писем посылали люди друг другу. Тратить время и средства на производство конвертов было неправильно, поэтому письма просто складывали треугольником и так оправляли. Вот и сейчас некоторые ребята будут работать со своими личными письмами-сообщениями. Слайд 5.


Решение уравнений. (2 ученика у доски)


(Х + 1050) : 48 = 22 (Х = 6 – начало войны)

Х – 54 х 12 = 1293 (Х = 1941 – начало войны)

Проверка уравнений. Слайд 6.

- Если числа из этих уравнений поставить в определённом порядке, то получится знаменательная дата, связанная с ВОВ. (22.06.1941)

- Что это за дата?


4. Работа по теме.

- Числа, которые мы получили в математическом диктанте, я отразила на диаграмме. Слайд 7.

- В какой стране меньше всего погибших? Больше всего? Почему?

- Как вы считаете, эти данные абсолютно точные или нет? Почему?

- Как называются такие значения? (приближённое значение)

- А сегодня мы познакомимся с понятием «среднее арифметическое», которое также нужно знать для анализа различных данных. Где вы встречались с этим понятием? (средний балл в электронном дневнике) Слайд 8.

- Кто знает, как вычислить средний балл?

Работа по учебнику. Стр. 44.

Задание 1.

Определить правило нахождения среднего арифметического (работа в группах)

- Зачем на фронте нужно было рассчитывать средний расход продуктов?

- Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

Задание 2. (работа в парах)

Самостоятельная работа. (работа в парах, фронтальная проверка)

Во время войны не только солдаты стремились к победе, но и рабочие на заводах и фабриках, хлеборобы, учёные всё делали для победы.

- Почему на войне необходимо было хорошее производство ткацких фабрик?


Самостоятельная работа по диаграмме. Слайд 9. (1 ученик у доски)

Танки: 1941г. – 5000шт. 1942г. – 25000шт. 1943г. – 24000шт. 1944г. – 29000шт. 1945г. – 23000шт.

- Почему в 41г. самое маленькое количество танков было произведено?

Найти среднее арифметическое.


5. Рефлексия. Слайд 10.

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

1 3

Общий вывод по теме. (Слайд 11)


6. Пауза для отдыха.

Стихотворение в память о погибших, рассказ ученика. Минута молчания.


«Та война отгремела много вёсен назад...» Ольга Подчиненова

Та война отгремела много вёсен назад,
Преклонивши колена, плачет старый солдат.
Загрубевшей рукою гладит тёмный гранит,
Где под серой плитою батальон их лежит.

Золотятся от солнца на груди ордена,
Их стальною рукою раздавала война,
Щедро каждую рану заливая свинцом,
И от боли кричала перекошенным ртом.

Сколько жизней невинных той войной унесло,
Сколько в танках сгорело и в полях полегло,
Сколько их не доживших, знает только земля,
Свою жизнь положивших за тебя и меня!

Чтоб любили и жили. Как же верили в нас!
Чтобы счастливы были дети сейчас,
Чтобы утро рождалось в синеве тишины,
Чтоб не предали память той далёкой войны.


7. Решение задач.

- Чем занимались учёные во время войны? Они усовершенствовали военную технику, чтобы она лучше помогала солдатам на фронтах.

а) Устное решение простых задач с целью повторения правил нахождения времени, скорости и расстояния. Слайд 12.

1. Максимальная скорость автомобиля ГАЗ ММ времён ВОВ 70 км/ч. Какое расстояние пройдёт эта машина за 4 часа? (280км)

2. Истребитель во время боя пролетел 1800 км за 3 часа. Какова его скорость?(600км/ч)

3. В бою танк Т – 34 двигался со скоростью 12 км/ч и прошёл расстояние 36 км. Сколько часов шёл бой? (3ч)

- Как найти время, расстояние, скорость?

б) Составление задачи по таблице и её решение.

По фильмам вы, наверно, заметили, что во время ВОВ фашисты часто передвигались на мотоциклах, в то время, как русские солдаты на лошадях, лыжах зимой или пешком. Составьте задачу о мотоциклисте. Слайд 13.


V t s

? 6ч 480км

одинакова

? ?ч 240км

- Что нужно узнать?

- Как найти время?

- Что нужно знать, чтобы найти время?

- Как можно узнать скорость?

1) 480 : 6 = 80 (км/ч) скорость

2) 240 : 80 = 3 (ч) время

Ответ: за 3 часа.

( Решить задачу другим способом – для тех учащихся, которые быстро справились с решением)


8. Письменные приёмы вычислений многозначных чисел. Слайд 14.

Решив эти примеры, мы получим даты важнейших сражений Великой Отечественной войны. (Самостоятельная работа. Взаимопроверка)

19.525.613 + 546.328 = 20.071.941 ( Брестская крепость)

13.774.430 – 7.652.489 = 6.121.941 (Битва за Москву)

1.005.710 : 5 = 201.142 ( Сталинградская битва)

7.606.006 – 7.425.863 = 180.143 (блокада Ленинграда)

13.579 х 17 = 230.843 (Курская дуга)

50.544 : 26 = 1944 ( полное освобождение территории России) Слайд 15.

- Что заметили в записи чисел?

Составление хронологической ленты исторических событий ВОВ.

9. Самостоятельная работа. (индивидуально 1 ученик)

35082 : 18 + (360 – 7) х 30 + 78006 = 90545 Слайд 16.

1949 12539 353 10590

- Кто догадался, что это за дата?

- Почему наши войска перешли границу уже в 1944 году, а День Победы 9 мая 1945 года?

- Почему наши войска не остановились на границе, а освободили все страны, захваченные фашистами, в том числе и Германию?

- Поэтому мы должны гордиться тем, что мы живём в стране, которая победила фашизм.


Познавательные УУД

Развиваем умения:

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).




III. Повторение. Самостоятельное применение знаний.


IV. Итог урока.

– С каким понятием познакомились на уроке?

– Всё ли получалось?

– Какие задания вызвали затруднения?

– Над чем ещё надо поработать?

В начале урока мы задались вопросом прав ли Пифагор, что числа управляют миром. На примере ВОВ мы узнали много разных исторических дат, чисел, которые повлияли на ход войны. Так как же вы считаете, действительно числа правят миром? Слайд 17. Люди правят миром.

- Почему?

- Не забудьте поздравить ветеранов с праздником!


Личностные результаты

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V. Домашнее задание.

Задания с. 45 №3, 5. Слайд 18.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!