СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мастерства. "Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мастерства Русская народная кукла Изготовление куклы-оберега

Просмотр содержимого документа
«Урок мастерства. "Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"»

Урок мастерства. "Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"

Цель урока:

  • систематизировать сведения о народной кукле,

  • научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – веснянку.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству.

  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

Практическая работа:

  • изготовление куклы «Веснянки».

Учебно-материальное оснащение:

  • лоскуты белой и набивной ткани 25 на 25 см для туловища и костюма

  • нитки для перевязывания

  • синтепон для набивки

  • ножницы для отрезания ниток

  • образцы народных кукол (презентация)

  • инструкционные карты по изготовлению веснянки

  • мультимедийный проект

Объект труда:

  • кукла веснянка

Ход урока

  1. Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.

Сегодня я предлагаю вам знакомство с народной игрушкой.



  1. Изложение нового материала (показ слайдовой презентации)

Перед началом хотелось бы прочитать слова А.Синявского:

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, 
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

На наш взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.

При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

- А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”, как вы понимаете его значение?

Ответы учащихся.

Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”.

В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:

  • Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.

  • “Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.

  • Снежная баба.

  • Кулак (кукиш).

  • Лен в связке.

  • Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.

  • Связка ивовых прутьев.

  • Почки (ростки).

  • Различные хлебы и пироги.

  • Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.

  • Форма, болванка у вязальщиков.

  • Фальшивые денежные знаки.

.А как же возникла кукла в понимании игрушки, о которой мы сегодня вам и будем рассказывать?

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

Все народные куклы традиционно делятся на три группы:

       игровые,

       обрядовые

       обереги

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими Дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.


Вот такое разнообразие кукол существует.

Кукла «Бессонница»

Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Кукла «Бабочка»

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

Кувадки (куватки)

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».

В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Неразлучники (свадебная кукла)

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.

Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Девка-баба (кукла-перевёртыш)

Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой.

Кукла-перевертыш - игровая кукла. Развивает детское игровое творчество. В таких куклах часто прослеживаются противопоставления «грусть-радость», «молодость-старость» и другое.

Зернушка (Крупеничка)

Зернушка -  кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Кукла "десятиручка"

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" (многоручка) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Кукла Покосница.

Такую куклу делала женщина перед тем, как идти на покос, чтобы куколка оберегала руки от травм и повреждений во время покоса. Сегодня такую куколку можно делать как оберег и для других работ, где можно повредить руки.
Кукла «Веснянка»

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

3. Физкультминутка.

4. Вводный инструктаж

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Сегодня я дам вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить куклу веснянку, рассказ о которой вы уже слышали. Работать вы будем по технологическим картам.

Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?

Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Повторение правил безопасной работы

5. Практическая работа (показ слайдовой презентации)

Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы.





6. Подведение итогов

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.

  • И в конце нашего урока ответьте на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Почему народная кукла была безликой?

  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?

  • Хотели бы еще что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?

  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?

В конце позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу.

7. Уборка рабочих мест и кабинета.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!