СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе с применением технологии "Диалог культур"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе с применением технологии "Диалог культур"

Просмотр содержимого документа
«УРОК с использованием технологии диалог культур»

Урок литературы в 5 классе


Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Учебно-методическое обеспечение:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под ред. В.Я.Коровиной.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс, Просвещение, 2010.

Цели урока:1)Понять особенности жизни незнакомого народа;

2)подвести учащихся к пониманию поведения и взаимоотношения людей в исключительных условиях;

3)воспитывать духовно-нравственную личность с непримиримым отношением к национальной вражде; толерантность; умение работать в группе.

Задачи урока:

1)развитие навыков коммуникативной компетенции;

2)развитие навыков монологической речи, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

3)формирование навыков «диалога культур»;

4)воспитание интереса к истории и культуре других народов.

Тип урока: обобщающий.


Оборудование: компьютер, проектор, учебник, портрет писателя, презентация урока, высказывание Л.Н.Толстого "Война и вражда античеловечны"


Ход урока:


1.Организация начала урока

1. Приветствие.

2.Слово учителя (мотивация к раскрытию темы урока).


- Ребята, я знаю, что вы очень дружный класс. Покажите же это: улыбнитесь друг другу. Я вижу, что на вашей маленькой планете, а ваш класс-это тоже своего рода планета, все хорошо, все спокойно. Но, к сожалению, на нашей большой планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.


-- Как необходимо относиться к людям другой национальности? (Надо относиться хорошо, с пониманием, с уважением.)


--Что мешает людям жить в мире и дружбе? (Я думаю. мне кажется другая вера, зависть, политика, )


--Как вы понимаете выражение "национальная вражда", подберите синоним к слову вражда, враг. (Это когда между разными нациями возникают различные конфликты, народы начинают ненавидеть друг друга, враг-недруг)


--Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду? (Дружба, понимание, взаимопомощь, например, когда случаются стихийные бедствия, ведь мы живем на одной планете.)


--Возможна ли дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий? (Конечно, возможна.)


--Поднимите руки те, у кого есть друзья, подруги другой национальности.


2. Постановка целей, задач урока.

--Ребята, вот вы сами смогли определить тему нашего урока

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды (слайд 1)

-На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунемся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение. В ходе урока вспомним, что называется сюжетом, попытаемся определить основную идею рассказа, проанализируем некоторые важные эпизоды, проведем сопоставительную характеристику главных героев рассказа.

--Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы. (2 слайд)

1 Во время работы каждый должен стараться для всей группы.

2. Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам .

3. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение.

4. Во время обсуждения не торопись критиковать мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому


--Вот несколько правил, которым вы должны следовать во время работы в группах.


3. Актуализация знаний.

--Ребята, вы знаете, что в свое время Л.Н. Толстой служил на Кавказе. Послушайте одну историю, случившуюся с ним. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал войска завоевать кавказские земли.

Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и в ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было. Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Он строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя.

Писатель назвал свой рассказ былью.

--Что такое быль? (3 слайд)

Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы, начнем работу с понятия сюжет. Оно уже вам знакомо. (4 слайд)

Сюжет-цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

  • Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.

  • Идея – главная мысль произведения.

  • Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

--Сюжет рассказа очень прост. Кто его определит ? (В плен попадают два офицера, один смог убежать, другой не смог)


4. Применение полученных знаний

5 слайд

-Чтобы понять основную проблему рассказа, обратимся к эпизодам. Они помогут нам сделать выводы. Для этого вам нужно поработать в группах. Каждая группа получает задание и заполняет таблицу. Обратите внимание на ключевые понятия: « Традиции, обычаи и вера», « Пища», « Жилище, быт», «Манера общения, поведения, речь», «Отношения между жителями аула», «Отношение к русским».

-Культура другого народа может быть совершенно отличной от родной и понятной человеку культуры. При этом все народы хотят жить по общим законам правды и любви, дружбы и независимости, понимания и поддержки. Чтобы понять и принять культуру другого народа, надо ее изучать, открывать для себя новое. Без этого мир между народами невозможен.

6 слайд

Ключевые слова и понятия

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Почему эти понятия важны (выводы)

Внешний вид, одежда

Татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой… за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке.

…татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена.

…мальчишки бритые, в одних рубашках, без порток;

Другой татарин поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, все смеется. Одет черноватый еще лучше: бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьяновые. Тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.

…девочка- тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа…Тоже - глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Одежда говорит о том, что здесь живут люди с разным достатком: одни одеты беднее, другие богаче.

Одежда на всех национальная, значит , здесь строго чтут национальные традиции, ни на ком нет европейской одежды.

Мужчины носят бешметы украшенные, на голове у всех шапки бараньи, высокие, на поясе серебряные кинжалы( к оружию- особое почтение).

Девочка- подросток одета в красивую рубаху и штаны, на ногах у нее две пары башмачков, на шее – украшение из русских монет, в косе – рубль серебряный. Видимо, украшать себя трофейными русскими монетами считалось особенно достойным.

Традиции, обычаи, вера

Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает.

Обряд похорон: «Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым. Спереди мулла, сзади три старика в чалмах, рядком, а сзади еще татары. Сели, потупились и молчат…Мертвый лежит на траве, не шелохнется, и они сидят как мертвые… Потом прочел мулла молитву, все встали ,подняли мертвого на руки, понесли. Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мертвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот. Притащил ногаец камышу зеленого, заклали камышом яму, живо засыпали землей, сравняли , а в головы мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилой…

…Три дня ели кобылу, бузу пили- покойника поминали. Все татары дома были.

Чеченцы свято соблюдают обычаи веры. Исповедают ислам. Каждый мусульманин в течение жизни должен посетить Мекку, это очень почетно, к такому человеку относятся с большим уважением.

Л.Н. Толстой подробно описывает мусульманский обряд погребения. Покойнику отдают особые почести, весь аул разделяет горе родственников погибшего, поминают три дня.

После принятия пищи мусульманин молится. Пьют только по особым случаям бузу ( домашнее пиво).

Пища

Хлеб пресный; …на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское - буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле. После еды девка уносит масло, блины и приносит лоханку и кувшин с узким носком. Татары моют руки, потом складывают их, садятся на колени, подуют на все стороны и молитвы читают.

А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах…

А то резал хозяин барана;

Пища этого народа не очень разнообразна, даже скромна. В основном это блюда из козьего и коровьего молока, теста (лепешки), мяса баранины и конины.

Жилище, быт

Аулы расположены в горах. Сакля- дом горца.

Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки-все в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки.

Жилье старика: садик, ограда каменная, из-за ограды – черешни, шепталы и избушка с плоской крышкой…ульи стоят плетеные из соломы…

…у дороги родничок, камнем обделан…


Дом горца называется саклей, дома невысокие, изнутри обмазаны глиной, мебели почти нет, вместо мебели – ковры и подушки. Дома окружают сады с черешневыми, персиковыми и абрикосовыми деревьями, ограды из камня.

Манера общения, поведения, речь

Выскакивают на неприятеля неожиданно из-за горы; если живого возьмут, посадят в яму, будут плетьми пороть; шапку с Жилина сбили, сапоги стащили, все обшарили- деньги, часы вынули; лошадь раненую убивают, чтобы не мучилась; татарские ребята пищат, радуются, пуляют камнями в пленного; на пленного надевали колодку;

Красный татарин проговорил что-то, точно ругается, и стал; облокотился на притолоку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина.

А черноватый… что-то начал часто-часто по-своему лопотать… «корошо,урус»;

Хозяин обещал Ж.. и К. одежду самую лучшую и кормить как князей ,а кормил плохо;

Д. куклу лоскутками красными убрала и качает;

Старуха отобрала у Дины куклу, сделанную Ж, и разбила ее ;

Ж. взял кувшин, стал пить, думает - вода, а там молоко. Дина как взрадуется;




Умеют прятаться в горах и появляться неожиданно. У пленного отнимают все ( занимаются разбоем), при этом проявляют жалость к лошадям, но безжалостны к пленным. Речь быстрая. Дети воспитаны в духе неприятия русского человека. Не всегда выполняют свое обещание, лукавят.

Отношения между жителями аула

Ногайцы - народ, живущий в горах Кавказа, в рассказе – работник;

Татары обычно приезжают домой веселые - гонят скотину;

Между собой живут дружно, почитают мнение старейшин. Занимаются разбоем всем селом, совершают набеги на казацкие станицы, обозы и крепости русских.

Отношение к русским

Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы.

…глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого;

Когда Ж.. смастерил в другой раз кукол, собралась вся деревня: мальчишки, девчонки и бабы; и татары пришли, языком щелкают: «Ай, урус, ай, Иван!

…С тех пор пошла про Ж. слава, что он мастер, стали к нему из соседних деревень приезжать;

…Некоторые татары привыкли к нему, … а которые все, как на зверя косятся;

Красный татарин не любил Ж….Как увидит Ж., захрапит и отвернется… Старик оглянулся - как визгнет; выхватил из-за пояса пистолет, выпалил в Ж.

Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был…Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, убил его…

…Твоя, Иван, хорош, моя,Абдул, хорош!

После побега привезли Ж.иК в аул: Сбежались ребята. Камнями, плетками бьют их, визжат.

Старик говорит: «Надо убить их…Грех русских кормить. Убить – и кончено».

Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была пяти аршин, и спустили их в эту яму.

…Житье стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали.

… Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались.

« Иван, тебя убить хотят…Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко».

…Вдруг на голову ему глина посыпалась: глянул кверху - шест длинный в тот край ямы тыкается.

…Ухватилась за него Дина, шарит по нем руками, ищет - куда бы лепешки засунуть.








Л.Н.Толстой дает понять читателю, что среди чеченцев люди, как и у всех народов, разные. Несмотря на ненависть к русским вообще, жители аула и близлежащих деревень испытывают уважение к мастерству Ж.., отец Дины и Дина относятся к нему, как к равному. Дина приносит Ж. пищу, помогает ему бежать.

Больше всего ненавидит Ж. старик, который много пострадал от русских: убили всю его семью. Он непримирим к русским и требует их смерти, тогда как другие хотят получить выкуп.

--Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?


Вывод: Автор, как и его главный герой, по-доброму относится к детям и женщинам в татарском ауле. Именно поэтому они и ответят ему взаимностью.

Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.

-Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстойгорцев? - Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.

- Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

Мысли Толстого (слайд 7)


Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.


Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.


Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.


Война и вражда античеловечны.


--Каким можно назвать поступок Дины? (Храбрым, мужественным , самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью)


Попытаемся сделать вывод.


Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла. Зло рождает в душах людей войну, а доброта- мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придет. А для Дины и таких же как она еще не поздно. Дружбы Жилина и Дины- залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Поэтому, все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали с вами и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.

Дружба возможна, даже если народы разделены войной.


Какова же главная мысль рассказа? (слайд 8)


Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.


Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения


Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах. Осуждает предательство. Показывает, что война-это бессмысленная вражда людей.


-- Я рада, что вы сумели разобраться с основными идеями рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит, проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».





5. Домашнее задание (слайд 9)


Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений, слайд презентации)

          • Я согласен с тем, что…

          • Мне близка мысль…

          • Я научился…

          • Я понял, что…

          • Я думаю, что …

          • Мне особенно понравилось…

          • Я задумался о том, как …



Просмотр содержимого презентации
«Кавказский пленник»

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Рассказ Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» как протест

против национальной вражды.

Правила групповой работы

Правила групповой работы

  • Во время работы каждый должен стараться для всей группы
  • Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам.
  • Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение
  • Во время обсуждения не критикуй мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому
Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Сюжет

Сюжет

  • Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.
Идея – главная мысль произведения Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец. Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
  • Идея – главная мысль произведения
  • Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.
  • Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Ключевые понятия « Традиции, обычаи и вера», «Пища», «Жилище, быт», «Манера общения, поведения, речь», «Отношения между жителями аула», «Отношение к русским».

Ключевые понятия

« Традиции, обычаи и вера», «Пища», «Жилище, быт», «Манера общения, поведения, речь», «Отношения между жителями аула», «Отношение к русским».

Работа с таблицей по группам Работа с таблицей по группам Работа с таблицей по группам Работа с таблицей по группам Ключевые слова и понятия Выписки из текста, связанные с ключевыми словами Внешний вид, одежда Почему эти понятия важны (выводы) Традиции, обычаи, вера Пища Жилище, быт Манера общения, поведения, речь Отношения между жителями аула Отношение к русским

Работа с таблицей по группам

  • Работа с таблицей по группам
  • Работа с таблицей по группам
  • Работа с таблицей по группам

Ключевые слова и понятия

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Внешний вид, одежда

Почему эти понятия важны (выводы)

Традиции, обычаи, вера

Пища

Жилище, быт

Манера общения, поведения, речь

Отношения между жителями аула

Отношение к русским

Мысли Толстого

Мысли Толстого

  • Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
  • Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.
  • Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.
  •   Война и вражда античеловечны.
  •  
Какова же главная мысль рассказа?

Какова же главная мысль рассказа?

  • Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.
  •   Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.
  •   Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах. Осуждает предательство. Показывает, что война-это бессмысленная вражда людей.
Рефлексия Написать ответ на вопрос:  Какие мысли вызвал у нас данный рассказ? Для этого используется метод незаконченных предложений:

Рефлексия

Написать ответ на вопрос:

Какие мысли вызвал у нас данный рассказ?

Для этого используется метод незаконченных предложений:

  • Нам понравилось…
  • Мы понял и , что…
  • Мы научил ись …
  • Нам близка мысль…
  • Мы соглас ны с тем, что…
  • Мы дума ем , что…
Домашнее задание Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»? Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …

Домашнее задание

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Я согласен с тем, что…

Мне близка мысль…

Я научился…

Я понял, что…

Я думаю, что …

Мне особенно понравилось…

Я задумался о том, как …

  • Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
  • Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
  • Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
  • Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что… Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …
Кроссворд 1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая». 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». 3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа. 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.Как назывался этот учебник? 6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?

Кроссворд

1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая,

лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное

произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или

нескольких эпизодов».

3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в

произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в

учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.Как назывался этот учебник?

6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и

Костылина?

Д И Н А  Р А С С К А З П У Ш К И Н С Ю Ж Е Т А З Б У К А А Н Т И Т Е З А

Д И Н А

Р А С С К А З

П У Ш К И Н

С Ю Ж Е Т

А З Б У К А

А Н Т И Т Е З А

Просмотр содержимого презентации
«диалог культур»

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.  Св. писание «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)   Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.   Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.   В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Св. писание

«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Методические особенности урока-диалога.   Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.   Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.

Методические особенности урока-диалога.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка.

Цели диалога культур:

Цели диалога культур:

  • овладение культурой национального общения;
  • формирование культуроведческой компетенции;
  • воспитание толерантности;
  • формирование представления о языке как о национальной картине мира.
Диалог культур

Диалог культур

  • Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
  • Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Темы уроков: “ Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина “Чистый понедельник”; “Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого “Хаджи – Мурат”; “Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”; “Гуманизм поэзии Расула Гамзатова”

Темы уроков:

“ Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина “Чистый понедельник”; “Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого “Хаджи – Мурат”; “Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”; “Гуманизм поэзии Расула Гамзатова”

Темы уроков: “ Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов”. «Мудрость народов мира» (русские и татарские пословицы). «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов». «Достоевский и Камю: диалог культур».

Темы уроков:

“ Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов”.

«Мудрость народов мира» (русские и татарские пословицы).

«Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов».

«Достоевский и Камю: диалог культур».

"Война и мир" Л. Н. Толстого и "Воздушные змеи" Р. Гари.

"Что общего у госпожи Бовари и Анны Карениной?"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!