Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме "Джек Лондон “Сказание о Кише”»»
Урок литературы в 5 классе по теме «Джек Лондон “Сказание о Кише”»
Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Д. Лондона; обучение анализу темы и идеи произведения; развитие навыков чтения.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг.
Словарная работа: тема, идея, сказание.
Ход урока
I. Работа со статьей о Дж. Лондоне. Беседа.
Слово учителя.
Первые рассказы и повести Джека Лондона посвящены Северу: «За тех, кто в пути», «Белое безмолвие», «Северная Одиссея», «Закон жизни», «Сказание о Кише», и др. Суровые условия, в которых живут герои Лондона, люди волевые, не знающие пощады ни по отношению к себе, ни к другим, знакомят читателей с особым, несколько романтизированным миром, каким в представлении Лондона были Аляска и Север Америки. Чаще всего Лондон описывает индейцев и белых, живущих вдали от цивилизации. У них свои законы, свои моральные принципы, с точки зрения европейцев жестокие, но в тех условиях, в которых живут герои Лондона,— справедливые. Маленький герой Лондона Киш настойчиво отстаивает свои права, выступая на совете своего племени, проявляет незаурядные личные качества и побеждает в споре с взрослыми воинами. Волевые черты героев Лондона увлекают читателей, имеют несомненное воспитательное значение.
Жизнь сурова, человек должен быть выносливым, сильным, должен уметь отстоять свои интересы — вот мысли, которые настойчиво подсказывает Джек Лондон своим читателям. Во многих книгах, и в особенности в анималистских произведениях, Лондон выступает поэтом природы, умея насытить повествование живыми, достоверными подробностями.
II.Обмен читательскими впечатлениями, мнениями о прочитанном.
Беседа по тексту.
Работа над выразительным чтением (фрагмент текста - с. 254 - 255 учебника-хрестоматии).
Какими способами автор передает внутреннее состояние мальчика?
Чего хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это?
Почему поведение Киша «положило начало тайне»?
В чем была тайна Киша?
Как вы понимаете последнюю фразу рассказа?
IV.Развитие речи.
Работа над сочинением «Почему Киш стал первым человеком в своём поселке?»
1.Работа в группах. Задание: составить план сочинения.
Конкурс-защита планов, определение лучшего плана, редактирование, подбор цитат.
Примерный план сочинения.
Рассказ Джека Лондона “Сказание о Кише” - повествование о мужестве, смелости и благородстве героя
В каких условиях жил главный герой?
О каких чертах характера говорит его выступление на совете?
Какой была главная цель Киша и как он ее добился?
Почему все люди племени согласились с тем, что Киш должен стать вождем племени?
Чему учит рассказ Дж. Лондона?
(Учитель еще раз объясняет, как осуществляется связующие переходы между частями сочинения, напомнит о необходимости избегать пересказа и уместности использования цитат)
V.Итоговая беседа о книгах Дж. Лондона
VI.Домашнее задание.
Написать сочинение по плану, проиллюстрировать его (по желанию).