СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 5 классе по теме: «Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.» (УМК под ред. В.Я. Коровина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект рока по литературе в 5 классе. в конспекте указаны УУД и разделы урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 5 классе по теме: «Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.» (УМК под ред. В.Я. Коровина)»

Урок по литературе в 5 классе по теме: «Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.» (УМК под ред. В.Я. Коровина)

Учитель русского языка и литературы: Мещерякова А.В.

Конспект урока, самоанализ

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии Дж.Лондона, оказавшими влияние на формирование писателя; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви;

  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;


УУД:

личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению и познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану, в диалоге с учителем учиться совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления;

коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать свою точку

зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя; учиться подтверждать аргументы фактами, осуществлять совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учиться принимать точку зрения других

Планируемые результаты: учащиеся должны знать определение понятия «сказание», биографические данные писателя ; должны уметь определять идейно-жанровые особенности художественного произведения.


ХОД УРОКА.

1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, рассаживание по местам

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Дети осуществляют перевод с английского языка имя автора и название произведения, записанных на доске. Наводящие вопросы к понятию «нравственное взросление». Постановка целей и задач. Знакомство с критериями оценивания ответов на уроке. Выступления подготовленных учащихся по биографическим сведениям писателя.

1) Сообщение подготовленного ученика «Увлечение чтением».

Несмотря на трудолюбие и старания отчима, Лондоны постоянно нуждались, испытывая недостаток в самом необходимом. Вспоминая детские годы, Джек Лондон писал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки…Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет.

Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Постоянная нехватка денег, бесконечные лишения способствовали тому, что будущий писатель буквально с детских лет столкнулся лицом к лицу с грубой жизненной прозой, с необходимостью помогать родителям зарабатывать на существование семьи.
Поступив в начальную школу, Джек одновременно занимается продажей газет. Дважды в день, рано утром до начала занятий и вечером после школы, он бегает по улицам города, разнося и продавая газеты.

Тяжелая жизнь рождала неудовлетворенность окружающим. Забвения мальчик искал в книгах. Рано научившись читать, он глотал книги одну за другой, читая всё, что попадало в руки. Кроме дешёвых книжонок, попадалась и настоящая литература, оставившая след. Настоящие книги помогли ему найти свой путь в жизни. Денег на покупку книг не было, и он стал постоянным посетителем публичных библиотек. Книги открыли ему новый мир, широкий и красочный, познакомили его с далекими странами, увлекательными путешествиями. Из них он узнал о необычайных приключениях и смелых людях.


2) Сообщение подготовленного ученика «Джек Лондон на Аляске».

«Я отказался от писательства, - вспоминал Джек Лондон, - решив, что я неудачник, и отправился в Клондайк за золотом".

В августе 1896 года в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки. Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Величественная дикая природа Севера привлекла внимание Джека Лондона. Каждый день он делал записи в блокноте: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме, и о том, как поют иволги, трещат перепёлки, нестройно кричат чайки и гагары, как красива ночь, когда тихо плывёшь по реке вниз.

Пробыв на Аляске год, он заболел цингой и возвратился в Сан-Франциско таким же бедняком, каким и уехал, но годичное пребывание на Севере явилось для него последним университетом. Вместо денег он привёз заметки о виденном и неизгладимые впечатления; память сохранила встречи, рассказы старожилов, любопытные эпизоды из жизни индейцев, картины природы. Всё это потом нашло отражение в его книгах.

3. Самостоятельная работа в группах.

1 группа - собрать мозаику «Сказание», раскрыть тайну Киша.

2 группа - составить цитатный план, найти подходящее значение слова «дерзкий» к определению характера Киша.

3 группа - соотнести элементы композиции с сюжетами, определить значение слова «соглядатай».

4. Физкультминутка.

5. Подведение итогов. Выступление групп с отчетом о выполнении заданий.

1 группа - собрать мозаику «Сказание»: Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

Раскрыть тайну Киша: тайна заключается в проявлении смекалки в создании шариков, которыми герой пользовался на охоте.

2 группа- составить цитатный план:

Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

найти подходящее значение слова «дерзкий» к определению характера Киша (работа со словарем, прочтение верного определения из двух существующих): Дерзкий1) смелый, не знающий страха; 2) непочтительный, ведущий себя вызывающе, нахально.


3 группа - соотнести элементы композиции с сюжетами: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Кульминация

Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша

Развитие действия

Решение стать охотником

Завязка

Совет старейшин: выступление Киша

Экспозиция

Рассказ о родителях Киша Развязка Киш – вождь племени

определить значение слова «соглядатай»- это преследователи, которыми являлись Бим и Боум.


6. Интеллектуальная минутка «Совет старейшин». В течение минуты в группах ответить на поставленный вопрос:

- О какой справедливости идет речь в произведении?

- Какие качества характера героя говорят о его взрослении?

- Каким образом главный герой изобрел «смертоносные шарики»?

7. Рефлексия деятельности.

- Как в речи героя проявляется сила его характера? Какова его манера держаться со взрослыми?

Он испытывает чувство превосходства, поскольку уверен в несправедливости поступков взрослых людей и своей собственной правоте. Помимо этого, он уже придумал средство охоты на медведя и знает, что победит сильного зверя.

- О ком заботится Киш прежде всего?

Ему хочется справедливости для других – слабых и голодных вдов и детей. Он взывает к совести сильных и сытых, забывших, что такое стыд.

- Почему Джек Лондон назвал своё произведение сказанием, а не рассказом?

Джек Лондон определил жанр истории о Кише как «сказание», подчеркнув, что сюжет, описанный им, имеет фольклорные корни. В нём воплотилась вековая вера народа в справедливость, стремление к обретению человеческого достоинства.


Оценивание в группах.

8. Комментирование дифференцированного домашнего задания.

- творческое задание «Сказание о Кеше»












4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!