УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
Цель урока: создать необходимые условия для ознакомления учащихся с произведением Э.Шима. «Чем пахнет весна», для формирования читательских умений учащихся.
Предметные задачи урока:
- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;
- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;
-воспитывать любовь к родной природе.
- сравнивать жанры произведений.
Метапредметные цели урока:
Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;
Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;
Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.
Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы, формировать экологическую культуру (бережное отношение и преумножение природы).
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать прозу и загадки выразительно
Учебные умения:
• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;
• подмечать приметы и краски весны.
Характеристика деятельности учащихся:
• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.
• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;
• объяснять смысл заглавия произведения;
• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;
• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;
• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;
• находить в тексте описание, приметы;
• создавать устно небольшой рассказ;
• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;
Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Средства обучения:
Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)
Компьютерная презентация.
Ход урока
СЛАЙД 1.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. Думаю, что вы тоже друг по другу успели соскучиться, давайте поздороваемся.
СЛАЙД 2.
Игра «Здравствуй, друг»
Все делимся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяем за мной следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)
- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)
- Где ты был? (осторожно треплют ухо)
- Я скучал! (складывают руки на груди)
- Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)
- Хорошо! (обнимаются)
Учитель: Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Садитесь на свои места.
2. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала. 1-2 мин.
Учитель: - Ребята, к нам сегодня пожаловали гости, узнаете ли вы их, героями какого произведения они являются? Давайте послушаем их разговор.
Инсценировка.
+ Н. Сладков «Снег и Ветер».
-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного ветерка?
- Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем разговаривать?
+ О весне.
- Предположите, какова тема сегодняшнего урока.
-…
Учитель: - Совершенно верно.
А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
3. Постановка учебной задачи. 1-2 мин.
Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова.
Учитель: - Для чего это вам нужно?
Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.
СЛАЙД 3.
Учитель: - А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?
+ Народная песня «Весна, весна красная!», А. Чехов «Весной», Георгий Скребицкий « Весна-художник», Н. Сладков «Снег и Ветер», С. Маршак «Весенняя песенка», А . Пушкин «Гонимы вешними лучами».
4. Проверка домашнего задания.1-2 мин.
Дома вы выучили наизусть стихотворения о весне. Расскажите его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.
(работа в парах по таблице).
Фамилия Имя | Выразительность | Темп | Паузы | Оценка |
| | | | |
| | | | |
5. Открытие детьми нового знания. Подготовка к восприятию учебного материала. 10 мин.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне. Закройте глаза и шёпотом произнесём слово Весна! Что вы себе представили? Какого она цвета?
+ Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.
- Какие звуки в природе весной мы слышим?
+ Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.
- Сегодня , ребята, мы с вами прочитаем произведение Эдуарда Шима «Чем пахнет весна?» и посмотрим, как он ответил на этот вопрос.
Но прежде, чем приступить к изучению этого произведения, хочу сказать несколько слов о самом писателе.
СЛАЙД 4.
Знакомство с биографией писателя.
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) — русский писатель. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр. Начал печататься с 1949 года, писал преимущественно для детей о природе. Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.
Шим — хороший рассказчик, в его произведениях очень хорошо чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
СЛАЙД 5.
-А теперь познакомимся с произведением «Чем пахнет весна». Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном произведении?
-Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
-Какие запахи мы чувствуем весной? Чем пахнет весна?
+ Запах свежести, запах цветов.
-Запах весны – это не какой-то один определённый запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года запахов.
-Давайте прочитаем произведение и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос.
Чтение 1 части.
Мама сказала:
-Скоро запахнет весной.
Я спросил:
-Мама, а чем пахнет весна?
Вопросы:
-Как вы думаете, что ответила мама?
Чтение 2 части.
Мама говорит:
-Сам узнаешь.
Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.
Я говорю:
-Пахнет весной?
-Нет, - отвечает мама. – Весна только ещё улыбается. Рано!
Вопросы:
-Какую картину представили после прочтения данной части?
-Почему мама сказала, что весна улыбается?
-Что будет происходить дальше?
Чтение 3 части.
Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.
Я говорю:
-Пахнет весной?
-Нет, - отвечает мама.- Весна только голос подаёт. Рано!
Вопросы:
-Какую картинку представили?
-Что услышали?
-Почему мама сказала, что весна подаёт голос?
-Что произойдёт дальше?
Чтение 4 части.
Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
Вопросы:
-Были ли верны ваши представления о том, что будет происходить дальше?
-Что представили?
-Что произойдёт дальше?
-Чем закончится рассказ?
Чтение 5 части.
Мама понюхала их и говорит:
- Вот теперь пахнет настоящей весной.
Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.
Вопросы:
-Чем же пахнет весна по мнению Эдуарда Шима?
- Совпали ли ваши предположения с авторскими?
-С какой целью автор написал это произведение?
6. Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия. 2-3 мин
СЛАЙД 6.
Учитель: - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?
Учащиеся: - Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.
Учитель:
- Почему автор его так озаглавил?
- Чем пахнет весна, по мнению автора?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Вывод: Читая рассказ, мы можем почувствовать, как вступает в свои владения весна.
СЛАЙД 7.
Моделирование обложки. Работа в парах.
Учитель. А сейчас ребята обсудите и нарисуйте с соседом по парте модель обложки данного произведения (на каждом столе лежит половинка альбомного листа).
Учащиеся выполняют модель обложки
Учитель: - Охарактеризуй свою обложку.
Ученик: - Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».
Учитель: - Почему вы считаете, что это рассказ?
Учащиеся: По форме записи - это не стихотворение. Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.
- Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема.
Учитель: - Молодец все правильно сделали. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.
СЛАЙД 8.
7. Дыхательная гимнастика перед чтением. 1 мин
Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
8. Вторичное восприятие текста. 5 мин
Учитель: Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки простым карандашом, где Шим описывает признаки весны.
СЛАЙД 9.
Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.
(показ слайда)
Правила выразительного чтения:
•читайте внимательно;
•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Самостоятельное чтение рассказа детьми.
Учитель – Прочитайте, при помощи каких слов автор описывает признаки весны.
Учащиеся: - Стало ярко светить солнце. Снег стал таять. Побежали ручьи. Снег растаял. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
- Какая главная мысль рассказа?
- Что хотел рассказать вам Э. Шим?
Учитель: - А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям.
Сколько героев нам надо.
Учащиеся: (3) Автор, мама и мальчик.
Анализ рассказа
Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ?
Дети :
• чтобы сообщить, что пришла весна;
•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;
•чтобы узнать, чем пахнет весна.
Учитель:
- А как заканчивается произведение?
- Ребята, а правильно ли сделал мальчик, что сорвал цветочки?
Учитель:
- А почему так нужно было сделать?
Учитель: - А вы знаете, что первые весенние цветы имеют название галантус.
СЛАЙД 10.
Рассказ о подснежниках
Галантус Это его ботаническое название. Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. находятся под защитой государства – в Красной книге.
И в этом виноваты мы – люди. Одни за то, что срывают и продают эту весеннюю красоту, а другие тем, что покупают. Надо начинать с себя, может, если мы не будем покупать, их перестанут вырывать и продавать. Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то можно купить в цветочном магазине луковицы подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик. И вы будете с чистой совестью знать, что хоть маленький процент сохранения этого вида цветов всё-таки есть.
- И то, что вы сегодня узнали о подснежниках, расскажите всем. Чтобы все знали, что эти цветы в опасности, они на грани исчезновения. И что восторгаться красотой можно не срывая этих прекрасных цветов.
СЛАЙД 11.
- Обратите внимание на данный логотип, скажите, он вам знаком?
+…
-Верно, это логотип года экологии. 2017 год объявлен годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых территорий в РФ.
а что такое экология?
+ Экология – это наука о живой и неживой природе.
Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили рассказ.
Учащиеся: - Весна улыбается. Весна голос подаёт. Пахнет настоящей весной.
СЛАЙД 12.
9. Физминутка. 1 мин
Учитель: - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.
10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
СЛАЙД 13.
а) Работа по уровням.
1 уровень. Составить план к рассказу Э. Шима «Чем пахнет весной». Нарисуйте или запишите.
1) Весна улыбается.
2) Весна голос подает.
3) Пахнет настоящей весной.
2 уровень. Определить состав слов.
Подснежники
Дорожку
Длинную
3 уровень. Подбери из текста к словам- существительным слова глаголы. Запиши.
снег (что сделал?)____________________________
ручьи (что сделали?) _________________________
воробьи (что делают?) ________________________
девочки (что делают?) ________________________
СЛАЙД 14.
б) - Ребята, существует множество пословиц о весне. Какие из них вы знаете?
А я вам тоже приготовила задание. «Собери пословицы»
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Апрель с водою – лето в гости ожидает.
Май леса наряжает – май с травою.
-Прочитаем получившиеся пословицы.
Оцените работу.
СЛАЙД 15.
11. Рефлексия деятельности.
- С каким произведением мы познакомились?
- Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?
-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?
- Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?
- Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Мы с вами своими руками попробуем сделать подснежники в технике оригами, тем самым и настроение себе поднимем, и экологию сохраним.
Для этого у вас на партах лежат белые и синие квадраты для цветочка и зеленые квадраты для стебелька и листочка. Если вам было интересно на уроке, если вы справились со всеми заданиями – сделаем белый подснежник , если вам было не комфортно на уроке, что-то у вас не получалось – синий подснежник.
Выполняем работу по схеме.
СЛАЙД 16.
12. Домашнее задание.
1)Заполнить таблицу
Рассказы о весне | Стихи о весне | Сказки о весне |
| | |
2) Приготовить пересказ от лица мамы
3) Придумать стихотворение, рассказ или сказку о весне.
Спасибо всем за урок, досвидание!
-Как живёте?
-Вот так! (Показать большой палец)
-Как идёте?
-Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладо
шке другой)
-Как бежите?
-Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как рабо
тают ими при беге)
-Ночью спите?
-Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на
них голову)
-Как берёте?
-Вот так!
-А даёте?
-Вот так!
-Как шалите?
-Вот так! (Произвольные движения)
-А грозите?
-Вот так! (Погрозить пальчиком)
-Как сидите?
-Вот так! (Руки на стол)
-А математику как знаете?
-Вот так! (Показать большой палец)
9