СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать необходимые условия для ознакомления учащихся с произведением Э.Шима. «Чем пахнет весна», для формирования читательских умений учащихся.

 

Предметные задачи урока:

- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;

- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

- сравнивать жанры произведений.

 

Метапредметные цели урока:

Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;

Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.

Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы, формировать экологическую культуру (бережное отношение и преумножение природы).

 

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать прозу и загадки выразительно

 

Учебные умения:

• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

• подмечать приметы и краски весны.

 

Характеристика деятельности учащихся:

• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;

• объяснять смысл заглавия произведения;

• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;

• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

• находить в тексте описание, приметы;

• создавать устно небольшой рассказ;

• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;

 

Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

 

Средства обучения:

  1. Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл. Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)

  2. Компьютерная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме:»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»



Цель урока: создать необходимые условия для ознакомления учащихся с произведением Э.Шима. «Чем пахнет весна», для формирования читательских умений учащихся.


Предметные задачи урока:

- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;

- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

- сравнивать жанры произведений.


Метапредметные цели урока:

Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;

Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.

Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы, формировать экологическую культуру (бережное отношение и преумножение природы).


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать прозу и загадки выразительно


Учебные умения:

• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

• подмечать приметы и краски весны.


Характеристика деятельности учащихся:

• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;

• объяснять смысл заглавия произведения;

• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;

• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

• находить в тексте описание, приметы;

• создавать устно небольшой рассказ;

• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;


Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.


Средства обучения:

  • Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
    Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
    Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)

  • Компьютерная презентация.


Ход урока


  • 1. Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.

СЛАЙД 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. Думаю, что вы тоже друг по другу успели соскучиться, давайте поздороваемся.


СЛАЙД 2.


Игра «Здравствуй, друг»

Все делимся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяем за мной следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

- Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)

- Где ты был? (осторожно треплют ухо)

- Я скучал! (складывают руки на груди)

- Ты пришёл! ( разводят руками в сторону)

- Хорошо! (обнимаются)

Учитель: Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Садитесь на свои места.


2. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала. 1-2 мин.

Учитель: - Ребята, к нам сегодня пожаловали гости, узнаете ли вы их, героями какого произведения они являются? Давайте послушаем их разговор.


Инсценировка.

+ Н. Сладков «Снег и Ветер».

-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного ветерка?

- Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем разговаривать?

+ О весне.

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока.

-…

Учитель: - Совершенно верно.

А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)


3. Постановка учебной задачи. 1-2 мин.

Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова.

Учитель: - Для чего это вам нужно?

Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.


СЛАЙД 3.


Учитель: - А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?

+ Народная песня «Весна, весна красная!», А. Чехов «Весной», Георгий Скребицкий « Весна-художник», Н. Сладков «Снег и Ветер», С. Маршак «Весенняя песенка», А . Пушкин «Гонимы вешними лучами».


4. Проверка домашнего задания.1-2 мин.

Дома вы выучили наизусть стихотворения о весне. Расскажите его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.

(работа в парах по таблице).


Фамилия Имя

Выразительность

Темп

Паузы

Оценка

 

 

 

 

 







5. Открытие детьми нового знания. Подготовка к восприятию учебного материала. 10 мин.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне. Закройте глаза и шёпотом произнесём слово Весна! Что вы себе представили? Какого она цвета?

+ Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.

- Какие звуки в природе весной мы слышим?

+ Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.

- Сегодня , ребята, мы с вами прочитаем произведение Эдуарда Шима «Чем пахнет весна?» и посмотрим, как он ответил на этот вопрос.

Но прежде, чем приступить к изучению этого произведения, хочу сказать несколько слов о самом писателе.


СЛАЙД 4.


Знакомство с биографией писателя.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) — русский писатель. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр. Начал печататься с 1949 года, писал преимущественно для детей о природе. Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.

Шим — хороший рассказчик, в его произведениях очень хорошо чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.





СЛАЙД 5.


-А теперь познакомимся с произведением «Чем пахнет весна». Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном произведении?

-Какие изменения происходят в природе с приходом весны?

-Какие запахи мы чувствуем весной? Чем пахнет весна?

+ Запах свежести, запах цветов.


-Запах весны – это не какой-то один определённый запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года запахов.


-Давайте прочитаем произведение и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос.


Чтение 1 части.

Мама сказала:

-Скоро запахнет весной.

Я спросил:

-Мама, а чем пахнет весна?


Вопросы:

-Как вы думаете, что ответила мама?


Чтение 2 части.

Мама говорит:

-Сам узнаешь.

Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.

Я говорю:

-Пахнет весной?

-Нет, - отвечает мама. – Весна только ещё улыбается. Рано!


Вопросы:

-Какую картину представили после прочтения данной части?

-Почему мама сказала, что весна улыбается?

-Что будет происходить дальше?


Чтение 3 части.

Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.

Я говорю:

-Пахнет весной?

-Нет, - отвечает мама.- Весна только голос подаёт. Рано!


Вопросы:

-Какую картинку представили?

-Что услышали?

-Почему мама сказала, что весна подаёт голос?

-Что произойдёт дальше?


Чтение 4 части.

Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.


Вопросы:

-Были ли верны ваши представления о том, что будет происходить дальше?

-Что представили?

-Что произойдёт дальше?

-Чем закончится рассказ?

Чтение 5 части.

Мама понюхала их и говорит:

- Вот теперь пахнет настоящей весной.

Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.


Вопросы:

-Чем же пахнет весна по мнению Эдуарда Шима?

- Совпали ли ваши предположения с авторскими?

-С какой целью автор написал это произведение?



6. Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия. 2-3 мин


СЛАЙД 6.


Учитель: - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?

Учащиеся: - Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.

Учитель:

- Почему автор его так озаглавил?

- Чем пахнет весна, по мнению автора?


Учащиеся высказывают свои предположения.


Вывод: Читая рассказ, мы можем почувствовать, как вступает в свои владения весна.


СЛАЙД 7.


Моделирование обложки. Работа в парах.


Учитель. А сейчас ребята обсудите и нарисуйте с соседом по парте модель обложки данного произведения (на каждом столе лежит половинка альбомного листа).


Учащиеся выполняют модель обложки

Учитель: - Охарактеризуй свою обложку.

Ученик: - Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».

Учитель: - Почему вы считаете, что это рассказ?

Учащиеся: По форме записи - это не стихотворение. Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.

- Рассказэто литературное произведение повествовательного характера и малого объема.

Учитель: - Молодец все правильно сделали. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.



СЛАЙД 8.


7. Дыхательная гимнастика перед чтением. 1 мин

Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.


8. Вторичное восприятие текста. 5 мин

Учитель: Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки простым карандашом, где Шим описывает признаки весны.


СЛАЙД 9.


Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.


(показ слайда)


Правила выразительного чтения:

•читайте внимательно;

•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.


Самостоятельное чтение рассказа детьми.


Учитель – Прочитайте, при помощи каких слов автор описывает признаки весны.

Учащиеся: - Стало ярко светить солнце. Снег стал таять. Побежали ручьи. Снег растаял. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.

- Какая главная мысль рассказа?

- Что хотел рассказать вам Э. Шим?


Учитель: - А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям.

Сколько героев нам надо.

Учащиеся: (3) Автор, мама и мальчик.


Анализ рассказа

Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ?

Дети :

• чтобы сообщить, что пришла весна;

•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

•чтобы узнать, чем пахнет весна.


Учитель:

- А как заканчивается произведение?

- Ребята, а правильно ли сделал мальчик, что сорвал цветочки?


Учитель:

- А почему так нужно было сделать?


Учитель: - А вы знаете, что первые весенние цветы имеют название галантус.

СЛАЙД 10.


Рассказ о подснежниках

Галантус Это его ботаническое название. Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. находятся под защитой государства – в Красной книге.

И в этом виноваты мы – люди. Одни за то, что срывают и продают эту весеннюю красоту, а другие тем, что покупают. Надо начинать с себя, может, если мы не будем покупать, их перестанут вырывать и продавать. Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то можно купить в цветочном магазине луковицы подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик. И вы будете с чистой совестью знать, что хоть маленький процент сохранения этого вида цветов всё-таки есть.

- И то, что вы сегодня узнали о подснежниках, расскажите всем. Чтобы все знали, что эти цветы в опасности, они на грани исчезновения. И что восторгаться красотой можно не срывая этих прекрасных цветов.


СЛАЙД 11.


- Обратите внимание на данный логотип, скажите, он вам знаком?

+…

-Верно, это логотип года экологии. 2017 год объявлен годом экологии и одновременно Годом особо охраняемых территорий в РФ.

а что такое экология?

+ Экология – это наука о живой и неживой природе.


Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили рассказ.

Учащиеся: - Весна улыбается. Весна голос подаёт. Пахнет настоящей весной.


СЛАЙД 12.

9. Физминутка. 1 мин

Учитель: - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.


10. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


СЛАЙД 13.


а) Работа по уровням.


1 уровень. Составить план к рассказу Э. Шима «Чем пахнет весной». Нарисуйте или запишите.

1) Весна улыбается.

2) Весна голос подает.

3) Пахнет настоящей весной.


2 уровень. Определить состав слов.

Подснежники

Дорожку

Длинную


3 уровень. Подбери из текста к словам- существительным слова глаголы. Запиши.

снег (что сделал?)____________________________

ручьи (что сделали?) _________________________

воробьи (что делают?) ________________________

девочки (что делают?) ________________________


СЛАЙД 14.

б) - Ребята, существует множество пословиц о весне. Какие из них вы знаете?

А я вам тоже приготовила задание. «Собери пословицы»


Как в марте зима не злится, а весне покорится.

Апрель с водою – лето в гости ожидает.

Май леса наряжает – май с травою.


-Прочитаем получившиеся пословицы.


Оцените работу.



СЛАЙД 15.


11. Рефлексия деятельности.

- С каким произведением мы познакомились?

- Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?

- Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Мы с вами своими руками попробуем сделать подснежники в технике оригами, тем самым и настроение себе поднимем, и экологию сохраним.

Для этого у вас на партах лежат белые и синие квадраты для цветочка и зеленые квадраты для стебелька и листочка. Если вам было интересно на уроке, если вы справились со всеми заданиями – сделаем белый подснежник , если вам было не комфортно на уроке, что-то у вас не получалось – синий подснежник.

Выполняем работу по схеме.


СЛАЙД 16.

12. Домашнее задание.

1)Заполнить таблицу

Рассказы о весне

Стихи о весне

Сказки о весне





2) Приготовить пересказ от лица мамы

3) Придумать стихотворение, рассказ или сказку о весне.


Спасибо всем за урок, досвидание!








-Как живёте?

-Вот так! (Показать большой палец)

-Как идёте?

-Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладо

шке другой)

-Как бежите?

-Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как рабо

тают ими при беге)

-Ночью спите?

-Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на

них голову)

-Как берёте?

-Вот так!

-А даёте?

-Вот так!

-Как шалите?

-Вот так! (Произвольные движения)

-А грозите?

-Вот так! (Погрозить пальчиком)

-Как сидите?

-Вот так! (Руки на стол)

-А математику как знаете?

-Вот так! (Показать большой палец)



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!