СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Памятники героям литературных произведений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с памятниками литературных героев детских книг. Учащиеся расширяют свои знания о детских книгах, получают рекомендации  для чтения во время каникул.  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Памятники героям литературных произведений"»

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: "Памятники литературным героям детских книг"

Цель: Расширение знаний учащихся о популярных героях произведений мировой литературы, активизация желания читать литературные произведения, расширение кругозора учащихся, воспитание любознательности, развитие внимание, память.

Оборудование: компьютер, презентация «Памятники литературным героям»

Литература: «Педсовет» №12 2015 (для учителя); выставка книг,


Ход: 1. Проверка Д/З

- О каких памятниках литературным героям узнали?

2. Определение темы и целей работы.


3. Предлагаются задания, которые позволят вам познакомиться с литературными героями и памятниками героям детских книг.

1) Прочитайте отрывок из стихотворения и напишите название и автора.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.



________________________

(«Мойдодыр» К.И.Чуковский)


Работа по презентации


Проверка - 2, 3, 4 слайды (Семья Мойдодыра)

Памятники героям Корнея Чуковского

2 слайд – в Москве в парке «Сокольники»

Слайд 3 – в Казани,

Слайд 4 слайды – в Нижнем Новгороде «Семья Мойдодыра»

2) Прочитайте начало сказки, назовите её, знаете ли вы автора? (книга на выставке)

... Жил-был кусок дерева.

То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату.

Не знаю уж, какими путями, но в один прекрасный день этот кусок дерева оказался в мастерской старого столяра. Старика звали мастер Антонио, весь свет именовал его "Мастер Вишня", так как кончик его носа был подобен спелой вишне - вечно блестящий и сизо-красный. («Приключения Пиноккио» К.Коллоди)

Запишите название книги, из которой прочитали отрывок.

Слайд 5 Памятник Пиноккио в городе Коллоди.

В городе Коллоди, на большой, просторной площади стоит памятник деревянному мальчику, которого любит и знает уже не одно поколение настоящих, живых мальчиков и девочек.

Создал эту сказку Карло Коллоди, итальянский писатель. Настоящая его фамилия была Лоренцини. Но для своих книжек он избрал псевдонимом название маленького итальянского городка, где провел свою юность.

Пиноккио изображен со своими друзьями: с Соколом, спасшим его из петли, и с Доброй Феей, которая помогала ему превратиться из деревянной куклы в настоящего, живого мальчика.

Памятник поставлен к семьдесят пятому «дню рождения» сказки в 1956 году.

На нем написано: «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет».

3) Запишите на следующей строчке, название книги, которая была написана русским писателем на основе книги К. Коллоди («Приключение Буратино» А.Толстой)

Слайд 6 «Памятник Буратино» в г. Зеленоградска

Особую известность в нашей стране история Пиноккио получила благодаря созданной по её мотивам замечательной сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (1936 год).

А в июне 1999 года у Буратино появилась своя «родина». Жители Зеленоградска Калининградской области официально объявили свой город родиной весёлого проказника. В 2009 году возле здания городской детской библиотеки ему установили памятник. Кстати, на втором этаже библиотеки оборудована и каморка папы Карло.

Слайд 7 Памятники в г. Гомель и Самара

Слайд 8 Памятники героям сказки А.Толстого в г. Киеве

4) Узнайте название следующей сказки, запишите его.

Больше всего любила девочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле. Старуха бабушка должна была рассказывать ей все, что только знала, о кораблях и городах, о людях и о животных. Особенно занимало и удивляло её, что цветы на земле пахли, — не то что тут, в море! — что леса там были зеленого цвета, а рыбки, которые жили в ветвях, чудесно пели. Бабушка называла рыбками птичек, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц.

— Когда вам исполнится пятнадцать лет, — говорила бабушка, — вам тоже можно будет всплывать на поверхность моря, сидеть, при свете месяца, на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!

Слайд 9 Памятник Русалочке

В августе 2013 года памятнику-символу Копенгагена исполнилось 100 лет. Русалочка — героиня известной на весь мир одноименной сказки знаменитого датского сказочника Х.-К. Андерсена. Русалочка представляет собой изящную бронзовую фигурку высотой 125 см и весом 175 килограмм, располагается она в порту Копенгагена недалеко от набережной Langelinie.

Слайд 10 Памятник Русалочке трижды за свою столетнюю историю лишался головы.

Но каждый раз памятник восстанавливали, а потом устанавливали на прежнее место на радость туристам и на успокоение жителям города. Уже каждый датчанин убежден, что в стране все будет хорошо, пока отлитая в бронзе Русалочка восседает на своем камне целая и невредимая!

5) Чтение отрывка из сказки А.Милна

Сначала он подумал так: "Это - жжжжжж - неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты - не пчела? По-моему, так!"

Потом он еще подумал-подумал и сказал про себя: "А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мед! По-моему, так!"

Тут он поднялся и сказал:

- А зачем на свете мёд? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!

И с этими словами он полез на дерево.

Он лез, и лез, и все лез, и по дороге он пел про себя песенку, которую сам тут же сочинил. Вот какую:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?

Вот он влез ещё немножко повыше... и еще немножко... и еще совсем-совсем немножко повыше... И тут ему пришла на ум другая песенка-пыхтелка:

Если б мишки были пчелами,

То они бы нипочем

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом;

И тогда (конечно, если бы

Пчёлы - это были мишки!)

Нам бы, мишкам, было незачем

Лазить на такие вышки!

Слайд 11 Памятники героям Алана Александра Милна

Вас, вероятно, удивляет, почему его так странно зовут, а если вы знаете английский, то вы удивитесь еще больше. Это необыкновенное имя подарил ему Кристофер Робин. Надо вам сказать, что когда-то Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Для лебедя это было очень подходящее имя, потому что если ты зовешь лебедя громко:"Пу-ух! Пу-ух!"-- а он не откликается, то ты всегда можешь сделать вид, что ты просто понарошку стрелял; а если ты звал его тихо, то все подумают, что ты просто подул себе на нос. Лебедь потом куда-то делся, а имя осталось, и Кристофер Робин решил отдать его своему медвежонку, чтобы оно не пропало зря.

А Винни - так звали самую лучшую, самую добрую медведицу в зоологическом саду, которую очень-очень любил Кристофер Робин. А она очень-очень любила его. Ее ли назвали Винни в честь Пуха, или Пуха назвали в ее честь - теперь уже никто не знает, даже папа Кристофера Робина. Когда-то он знал, а теперь забыл.

Слайд 12 Памятники в г. Раменское Московская область

6) Вспомним героев произведений Э.Успенского.

Вставьте пропущенное слово и название произведения.

а) В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его ________________. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его так потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу — что он жираф, а зайцу — что он заяц.

Но слон, если бы подумал, мог бы догадаться, что он слон. Ведь у него же очень простое имя! А каково зверю с таким сложным именем, как гиппопотам? Поди догадайся, что ты не ги-потам, не по-потам, а именно гип-по-по-там.

Так вот и наш зверёк; он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в далёком тропическом лесу.

Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом.

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, малыш забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать... («Крокодил Гена и его друзья»)

б) У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие — папа и мама.

И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.

А однажды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору: _________________________


- Вспомните и запишите, что сказал кот дяде Федору.

- Каких героев книги "Дядя Фёдор..." вы знаете?

Слайд 13

















Слайд 14 Памятники в г. Раменское












Слайд 15 Памятник Почтальону Печкину

7) Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии ______________

И по имени ____________,

Из районных великанов

Самый главный великан...


Возле площади затор –

Поломался светофор:

Загорелся желтый свет,

А зеленого все нет…

Сто машин стоят, гудят –

С места тронуться хотят.

Три, четыре, пять минут

Им проезда не дают.

Тут сотруднику ОРУДа

Дядя Стёпа говорит:

– Что, братишка, дело худо?

Светофор-то не горит!


Из стеклянной круглой будки

Голос слышится в ответ:

– Мне, Степанов, не до шутки!

Что мне делать, дай совет!

Рассуждать Степан не стал –

Светофор рукой достал,

В серединку заглянул,

Что-то где-то подвернул…

В то же самое мгновенье

Загорелся нужный свет.

Восстановлено движенье,

Никаких заторов нет!

Нам ребята рассказали,

Что Степана с этих пор

Малыши в Москве прозвали:

Дядя Стёпа – Светофор.

- Какими профессиями владел дядя Стёпа?

Слайд 16 Статуя Дяди Стёпы-милиционера в Москве
Рассуждать Степан не стал –

Светофор рукой достал,

В серединку заглянул,

Что-то где-то подвернул…

В то же самое мгновенье

Загорелся нужный свет.

Восстановлено движенье,

Никаких заторов нет!

Нам ребята рассказали,

Что Степана с этих пор

Малыши в Москве прозвали:

Дядя Стёпа – Светофор.

Ф/М

8) Прослушайте песню из мультфильма по книге немецких писателей братьев Гримм. Как называется эта сказка?

Слайд 17 Памятники Бременским музыкантам в г. Бремене и Красноярске

Рассказ учителя (подготовленного ученика)

Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, - прежде всего знатоки немецкого языка. При жизни они были известны как серьёзные ученые, но сами даже не предполагали, что всемирную славу, славу на века, им принесут вовсе не научные труды, а сказки, которые они собирали по всей Германии.

Братья собрали более двухсот сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, весёлые сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание до сих пор находят всё новых читателей среди детей и взрослых.

9) Прочитайте следующий отрывок из сказочной повести.

Кто автор этой сказочной повести?

Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится, как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, — конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной.

Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на, крыше. По вечерам он сидит на крылечке, покуривает трубку да глядит на звёзды. С крыши, разумеется, звёзды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться что так мало людей живёт на крышах. Должно быть, другие жильцы просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

Слайд 18 Памятники в г. Одессе, Ялте

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А.Линдгрен

Памятник Карлсону, который живёт на крыше, расположен не в Стокгольме, где Астрид Линдгрен написала эту повесть, и не в Мальмё, а в Одессе! Он установлен во дворе известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы Герман Наумович Коган с детства полюбил друга детей и поставил ему памятник.

Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От лица именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, вареньем из большой стеклянной банки – любимым блюдом сказочного героя.


10) Отгадай следующую сказку.

Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое; раз-другой она, правда, сунула нос в книгу, которую сестра читала, но там не оказалось ни картинок, ни стишков. "Кому нужны книжки без картинок.- или хоть стишков, не понимаю!" - думала Алиса.

С горя она начала подумывать (правда, сейчас это тоже было дело не из легких - от жары ее совсем разморило), что, конечно, неплохо бы сплести венок из маргариток, но плохо то, что тогда нужно подниматься и идти собирать эти маргаритки, как вдруг... Как вдруг совсем рядом появился белый кролик с розовыми глазками!

Тут, разумеется, еще не было ничего такого необыкновенного; Алиса-то не так уж удивилась, даже когда услыхала, что Кролик сказал (а сказал он: "Ай-ай-ай! Я опаздываю!"). Кстати, потом, вспоминая обо всем этом, она решила, что все-таки немножко удивиться стоило, но сейчас ей казалось, что все идет как надо.

Но когда Кролик достал из жилетного кармана (да-да, именно!) ЧАСЫ (настоящие!) и, едва взглянув на них, опрометью кинулся бежать, тут Алиса так и подскочила!

Еще бы! Ведь это был первый Кролик в жилетке и при часах, какого она встретила за всю свою жизнь!

Сгорая от любопытства, она со всех ног помчалась вдогонку за Кроликом и, честное слово, чуть-чуть его не догнала!

Во всяком случае, она поспела как раз вовремя, чтобы заметить, как Белый Кролик скрылся в большой норе под колючей изгородью.

В ту же секунду Алиса не раздумывая ринулась за ним. А кой о чем подумать ей не мешало бы - ну хоть о том, как она выберется обратно!

Наконец она устала.

Слайд 19 Памятники Алисе

По количеству посвящённых им памятников персонажи «Алисы» занимают третье место среди памятников другим литературным героям. Скульптурные композиции установлены в английском городе Дарсбери, на родине Льюиса Кэрролла, и в Гилфорде, недалеко от дома, где жил писатель.

Есть памятники Алисе в Америке, Австралии, Японии. В России памятника девочке Алисе нет, зато в подмосковном Ногинске есть деревянная скульптура Чеширского кота.


11) Узнай сказку.

«Ну, Иван, – ему сказала, —

Коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

Дай мне место для покою

Да ухаживай за мною,

Сколько смыслишь. Да смотри:

По три утренни зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней —

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

Я же снова выйду в поле

Силы пробовать на воле».



Слайды 20 – 24 герои сказок П.Ершова «Конёк-горбунок»


12. Подведение итогов

- Зачем мы знакомились с памятниками литературным героям?

Вы правы, на уроке мы вспомнили много произведений, доступных для детского чтения. Возможно, вам захотелось прочитать какие-то книги во время школьных каникул. За пределами нашего урока осталось ещё много других литературных героев, которые ждут встречи с вами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!