СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по учебнику Кудиной , Новлянской. Тема "Коллективеная творческая работа "Стихии"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс»



Литературное чтение 3 класс

(программа Кудиной – Новлянской)

Тема: «Стихии» (коллективная творческая работа)

Тип урока: решение конкретной практической задачи – проектная творческая работа

Цель: Использование предметных знаний в проектной задаче.

Предметные задачи:

  • владение понятием «точка зрения»;

  • умение преобразовывать художественные тексты от лица героев;

  • умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Общеучебные умения:

  • работа в малой группе (организация работы, распределение заданий между участниками в соответствии с общей структурой задачи, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль)

  • работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

  • Умение оценивать работы в соответствии с поставленными задачами.

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;

  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Средства: учебник (пьеса М.Метерлинка «Синяя птица»), проектор, заготовка для журнала, наборы текстовых заданий

Одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения является понятие «точка зрения»; дети учатся находить точку зрения героев в тексте, понимать ее, а главное, вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения. Это надо для развития творческого мышления и сформированности интереса к художественным произведениям.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить насколько дети владеют понятием «точка зрения», умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты. В этом и заключается контрольно-оценочная самостоятельность. Кроме того, работа позволяет развивать навык кооперации.

Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске номера журнала «Мир глазами стихий». При этом им предстоит определить тексты, нарушающие общую задачу журнала. Каждая группа создает свой «продукт». Это дает возможность расширить у детей воображение и фантазию, делает этап презентации более интересным, а действие оценивания не формальным.

В результате решения такой проектной задачи дети получат свой иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и рисунков мир представлен глазами четырех стихий.







Технологическая карта урока

-Какое произведение мы изучали на уроке? Какая особенность пьесы нас заинтересовала, что мы продолжили разговор и на уроке рисования? ( Увидели «невидимую жизнь» предметов.)

-Морис Метерлинк мечтал, чтобы глаза у людей раскрылись, чтобы настал час, когда они смогут понять, что им хочет рассказать ручей, о чем трещит огонь в камине,-понять Души предметов.

А зачем это надо? Как это поможет нам при чтении художественных произведений?

- Мы узнали, что мироздание состоит из 4 стихий. А именно?

-Сегодня мы еще пофантазируем на эту тему. В издательство поступил заказ на выпуск журнала «Мир глазами стихий». Работники издательства удивились странному названию, но приступили к работе. Они изучили присланные тексты, но не приняли их. Мы попробуем помочь им. Разделимся на группы. Каждая группа отвечает за одну стихию. (6 групп)

Задание 1. Как вы думаете, почему эти материалы не прошли в номер. Сформулируйте, какими должны быть статьи для этого журнала. (Данное задание помогает поставить авторскую задачу. Надо прочитать тексты, проанализировать. Тексты не отражают внутренний мир стихии, а показывает позицию человека. Группы после прочтения доказывают свои предположения).

Задание 2. В нашем журнале есть рубрика « мы так живем». Мы ее можем заполнить. Как вы думаете, сможем ли мы составить свои произведения?

- С чего начнем?

  • выбор стихии (у группы одна стихия)

  • помним, что стихия-это не только бедствие, но и создает нам жизнь.

  • Представьте, если бы Душа Света подарила вам шапочку, которая помогла увидеть невидимую жизнь в сказке Тильтиль и Митиль. Какую невидимую жизнь стихии вы увидите.

Задача: 1. РГ-стихия.

2. точка зрения стихии

3. характер стихии.

Задание 3.Презентация работ( 1 человек от группы) Критики оценивают

В нашем журнале уже есть рубрика «фотогалерея», где представлены ваши работы.

Задание 4. Рубрики заполнены, осталось перечислить авторский коллектив и главного редактора рубрики!!!!( самооценка)

????Задание 5. (домашнее задание) Разговор огня.

На столе горела свеча (зажечь). Посмотрите на ее огонек. Поймите ее внутренний мир. И кто-то рядом бросил комок бумаги и возник другой огонь. Выдержать паузу. Написать сочинение от имени одного огня, выразить его душу, его настроение, характер. Мы на уроке попробуем разгадать авторский секрет.










Тексты к уроку

  1. В незапамятные времена, в Беспредельном Космосе Великий Творец создал голубую планету Земля, планету для своих детей. Прекрасная, цветущая планета, как любящая мать, отдавала людям все свое тепло и красоту. И человек был счастлив жить на чудесной планете, среди деревьев и цветов, и с благодарностью дарили люди Земле такую же нежную и заботливую любовь. Но проходили века, и постепенно глаза людей разучились видеть красоту, потому что стали холодными их сердца. Люди спрятались от любящей природы за большими каменными стенами городов, стали рубить деревья, сбрасывать мусор в реки и прорывали в Земле огромные раны-шахты.

  2. Познакомьтесь, мой дружок -

Маленький и быстрый

Синеглазый ручеек

Чубчик серебристый.

Он бежит издалека,

По камням и сучьям.

Я завидую слегка:

Ах, какой везучий!

Он увидит океан,

Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан

О таком мечтает.

Поспешает ручеек

По траве и шишкам

А на спинке он везет

Лодочку мальчишки.


3.- по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки;

- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

- каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды;

- наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;

- разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды;

- во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды;

- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды;

- через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту;

- через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;

- даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.


  1. Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел.

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.



  1. Я накормил огонь в печи

И, думая о нем,

Я до утра сидел в ночи,

Беседуя с Огнем.

Я слушал печь, и понимал

Ее и треск, и гул

Как речь, которую я знал,

Да вспомнить не могу.


  1. Воздух – это все что окружает человека, без него все живое умрет на Земле, останется одна песчаная пустыня, выжженная солнцем. Воздух содержится в воде, без него нет огня, без него Земля не нужна никому, ей не для чего существовать. Это один из главнейших компонентов существования человечества.

Воздух дает ту силу, что не присуща не одной из стихий, он дает жизнь, но с такой же легкостью отнимает её. Воздух поднимает стихии Огня и Воды на разрушения, лишь смещением своих слоев, поднимает воду, выводя её из природного равновесия, заставляя обрушиться на Землю. Огонь, повинуясь дуновениям ветра, готов пожирать все окружающее, не в силах остановиться. Все это малые шалости воздуха по сравнению с тем, что он дает людям.


7. Название «Земля» образовалось от общеславянского древнего корня «зем-», который означал «низ», «пол», «земля». Во многих культурах Земля обожествляется. Она ассоциируется с богиней, богиней-матерью, называется Мать Земля, нередко изображается как богиня плодородия. Рельеф Земли очень разнообразен. Около 70,8 % поверхности планеты покрыто водой. Подводная поверхность гористая, включает подводные вулканы, океанические желоба, подводные каньоны, океанические плато. Оставшиеся 29,2 %, непокрытые водой, включают горы, пустыни, равнины, плоскогорья и др.

8. - Умейка, посмотри, как у меня футболка надувается, как воздушный шарик. Ой, и бейсболка чуть не улетела.

— Это потому, что сегодня сильный ветер,— ответил Умейка.

— А что такое ветер? Откуда он берется? — спросил Узнайка.

— О, это очень интересно. Вся наша Земля окружена толстым слоем воздуха. Воздух здесь все время движется.

— А от чего он движется? — удивился Узнайка.

— Солнце светит и нагревает воздух возле поверхности Земли.

Теплый воздух становится легким и движется вверх. Движущийся воздух и называют ветром. Чем быстрее воздух движется, тем сильнее ветер.

Вспомни, как, сидя в комнате, ты чувствуешь приятный запах, который прилетает из кухни, где мама готовит что-то вкусненькое. Этот запах приносит тебе движущийся воздух.

— Так что, воздух движется и в квартире, и на улице?

— Да, воздух движется везде. Благодаря этому запахи и разносятся. Многие животные чуют запахи, которые разносит ветер, и ориентируются по ним. Это происходит потому, что природа наделила их хорошим нюхом.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!