Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Сочинение об образе социальной группы"»
Урок-практикум по литературе в 8 классе «Сочинение об образе социальной группы»
Цель: Сформировать понятие об образе социальной группы в литературном произведении.
Задачи: подготовиться к сочинению об образе социальной группы, составить примерный план сочинения.
Учебник под редакцией В. Ф. Чертова
Учитель: Богачева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Вы уже писали сочинения об отдельных литературных персонажах, а также готовили сопоставительные характеристики персонажей. Сочинение об образе социальной группы, изображённой в художественном произведении, во многом поможет вам проявить уже сформированные умения, но при этом научит и чему-то новому.
Работа со статьей в учебнике.
различать общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу (например: русские помещики, крепостные крестьяне, чиновники, военные и др.);
увидеть в отдельном литературном персонаже характерные черты той социальной (или иной) группы, которую этот персонаж представляет;
делать выводы об особенностях собирательного образа в литературном произведении.
Вы помните, что ярким собирательным образом, раскрывающим характер и образ жизни запорожского казачества, является образ Тараса Бульбы, главного героя одноимённой повести Н. В. Гоголя. Сопоставляя этот образ с образами других казаков, вы находили в Тар асе Бульбе черты той группы, которую он представляет, но при этом отмечали, что Тарас Бульба выделяется на общем фоне, является несомненным лидером. Сопоставление Остапа и Андрия позволило вам поразмышлять об общем и индивидуальном в этих литературных персонажах, не только входящих в одну социальную группу, но и родившихся и воспитывавшихся в одной семье.
3. Работа в группах.
1.Вспомните, в каких знакомых вам литературных произведениях представлены образы:
Перечислите основных персонажей, представляющих эти социальные группы.
2.В каких произведениях русской классической литературы представлены яркие образы слуг? Что объединяет эти образы?
4. Разработка алгоритма «Как подготовиться к сочинению об образе социальной группы»
Чтобы подготовиться к написанию сочинения об образе социальной группы, нужно:
проанализировать тему сочинения, уточнив для себя, о каком образе в нём пойдёт речь и какие персонажи представляют эту группу;
учесть исторические и литературные источники, которые помогли бы вам лучше представить эту социальную группу;
подумать о том, как отразились взгляды писателя на жизнь в описании этой группы персонажей;
внимательно перечитать текст произведения, выделить значимые эпизоды, описания, художественные детали, особенно важные для характеристики образа социальной группы;
составить план сочинения, выделить в нём те позиции, которые связаны с характеристикой отдельных представителей социальной группы;
продумать последовательность сопоставления литературных персонажей;
написать черновой вариант сочинения, внимательно проверить черновик и аккуратно переписать его в тетрадь.
5. Работа в парах со статьей в учебнике «Как составить примерный план сочинения об образе социальной группы»
Во вступлении необходимо подвести к анализу изображённой в литературном произведении социальной группы, можно обратиться к характеристике реального исторического времени, эпохи, особенностей быта и нравов указанной социальной группы.
В основной части работы, опираясь на текст литературного произведения, важно не упустить при характеристике социальной группы те моменты, которые особо подчёркнуты автором, сказать об общем и индивидуальном в литературных персонажах, представляющих эту группу. Отдельные пункты плана характеристики нужно дополнить цитатами, указаниями на сцены, художественные описания, речевые характеристики персонажей.
Примерные вопросы и задания, которые необходимы для осмысления темы, связанной с анализом социальной группы, изображённой в литературном произведении:
Как вы думаете, что привлекло писателя в данной социальной группе? Почему он не ограничился изображением её отдельных представителей, а создал собирательный образ?
Как образ этой социальной группы соотносится с системой образов данного литературного произведения? Является ли этот образ заглавным, центральным, одним из центральных, второстепенным, но при этом весьма значимым для писателя?
Какое участие принимает данная социальная группа в основном сюжетном действии, конфликте произведения?
Кто из персонажей является наиболее характерными представителями этой социальной группы?
Какие художественные приёмы использует автор при описании этой социальной группы и её отдельных представителей?
Как вы определите отношение автора к этой группе персонажей и её основным представителям? Есть ли в тексте прямые авторские оценки?
В заключении подводятся итоги, делается вывод о месте данной социальной группы в сюжете и системе образов литературного произведения.
6. Практические задания.
Составьте развёрнутый план сочинения на тему «Образы врачей в повести М. А. Булгакова „Собачье сердце"». Подберите цитаты к каждому пункту плана основной части сочинения.
Домашняя работа.
Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем: