СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе "Сочинение об образе социальной группы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит сформировать понятие об образе социальной группы в литературном произведении, подготовиться к сочинению об образе социальной группы, составить примерный план сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Сочинение об образе социальной группы"»

Урок-практикум по литературе в 8 классе «Сочинение об образе социальной группы»

Цель: Сформировать понятие об образе социальной группы в литературном произведении.

Задачи: подготовиться к сочинению об образе социальной группы, составить примерный план сочинения.

Учебник под редакцией В. Ф. Чертова

Учитель: Богачева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы.


Ход урока.



  1. Вступительное слово учителя. Вы уже писали сочинения об отдельных литературных персо­нажах, а также готовили сопоставительные характеристики персо­нажей. Сочинение об образе социальной группы, изображённой в художественном произведении, во многом поможет вам проявить уже сформированные умения, но при этом научит и чему-то ново­му.

  2. Работа со статьей в учебнике.

  1. различать общее и индивидуальное в литературных персо­нажах, представляющих одну социальную группу (например: рус­ские помещики, крепостные крестьяне, чиновники, военные и др.);

  2. увидеть в отдельном литературном персонаже характерные черты той социальной (или иной) группы, которую этот персонаж представляет;

  3. делать выводы об особенностях собирательного образа в литературном произведении.

Вы помните, что ярким собирательным образом, раскрывающим характер и образ жизни запорожского казачества, является образ Тараса Бульбы, главного героя одноимённой повести Н. В. Гоголя. Сопоставляя этот образ с образами других казаков, вы находили в Тар асе Бульбе черты той группы, которую он представляет, но при этом отмечали, что Тарас Бульба выделяется на общем фоне, является несомненным лидером. Сопоставление Остапа и Андрия позволило вам поразмышлять об общем и индивидуальном в этих литературных персонажах, не только входящих в одну социальную группу, но и родившихся и воспитывавшихся в одной семье.

3. Работа в группах.

1.Вспомните, в каких знакомых вам литературных произведениях представлены образы:

  • русских помещиков;

  • военных разведчиков;

  • малороссийских (украинских) казаков;

  • крестьянских детей;

  • провинциальных чиновников;

  • сибирских крестьян.

Перечислите основных персонажей, представляющих эти соци­альные группы.

2.В каких произведениях русской классической литературы пред­ставлены яркие образы слуг? Что объединяет эти образы?


4. Разработка алгоритма «Как подготовиться к сочинению об образе социальной группы»

Чтобы подготовиться к написанию сочинения об образе соци­альной группы, нужно:

  • проанализировать тему сочинения, уточнив для себя, о ка­ком образе в нём пойдёт речь и какие персонажи пред­ставляют эту группу;

  • учесть исторические и литературные источники, которые по­могли бы вам лучше представить эту социальную группу;

  • подумать о том, как отразились взгляды писателя на жизнь в описании этой группы персонажей;

  • внимательно перечитать текст произведения, выделить зна­чимые эпизоды, описания, художественные детали, особен­но важные для характеристики образа социальной группы;

  • составить план сочинения, выделить в нём те позиции, ко­торые связаны с характеристикой отдельных представите­лей социальной группы;

  • продумать последовательность сопоставления литературных персонажей;

  • написать черновой вариант сочинения, внимательно прове­рить черновик и аккуратно переписать его в тетрадь.


5. Работа в парах со статьей в учебнике «Как составить примерный план сочинения об образе социальной группы»


Во вступлении необходимо подвести к анализу изображённой в литературном произведении социальной группы, можно обра­титься к характеристике реального исторического времени, эпохи, особенностей быта и нравов указанной социальной группы.

В основной части работы, опираясь на текст литературного произведения, важно не упустить при характеристике социальной группы те моменты, которые особо подчёркнуты автором, сказать об общем и индивидуальном в литературных персонажах, пред­ставляющих эту группу. Отдельные пункты плана характеристики нужно дополнить цитатами, указаниями на сцены, художественные описания, речевые характеристики персонажей.

Примерные вопросы и задания, которые необходимы для осмыс­ления темы, связанной с анализом социальной группы, изображён­ной в литературном произведении:

  1. Как вы думаете, что привлекло писателя в данной социаль­ной группе? Почему он не ограничился изображением её отдель­ных представителей, а создал собирательный образ?

  2. Как образ этой социальной группы соотносится с системой образов данного литературного произведения? Является ли этот образ заглавным, центральным, одним из центральных, второсте­пенным, но при этом весьма значимым для писателя?

  3. Какое участие принимает данная социальная группа в основ­ном сюжетном действии, конфликте произведения?

  4. Кто из персонажей является наиболее характерными пред­ставителями этой социальной группы?

  5. Какие художественные приёмы использует автор при описа­нии этой социальной группы и её отдельных представителей?

  6. Как вы определите отношение автора к этой группе персо­нажей и её основным представителям? Есть ли в тексте прямые авторские оценки?

В заключении подводятся итоги, делается вывод о месте дан­ной социальной группы в сюжете и системе образов литературно­го произведения.

6. Практические задания.

  1. Составьте развёрнутый план сочинения на тему «Образы вра­чей в повести М. А. Булгакова „Собачье сердце"». Подберите цитаты к каждому пункту плана основной части сочинения.

  1. Домашняя работа.

Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем:

  • «Изображение жизни русских крестьян в рассказе А. И. Сол­женицына „Матрёнин двор"»;

  • «Образы русских солдат в поэме А. Т. Твардовского „Василий Тёркин"».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!