СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель этого урока заключается в развитии навыков анализа текста с включением характеристики героев, кто представляет правящую верхушку провинциального города N. Именно их Гоголь изображает сатирически, а учащиеся должны понять, кто на самом деле управляет и как управляет, кто социально опасен для дальнейшего развития России и в чём пиричина этой опасности. Все герои умело разоблаченыписателем, главное, каково отношение учащихся к ним и оценки ребят с точки зрения их понимания комедии.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию».»

Урок литературы в 8 классе «Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

Цель урока: углубить представление о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, видам комического и средствам создания комического, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников и вырабатывать гражданскую позицию.

Планируемые результаты.

Предметные: понимать особенности драматургического текста; знать приемы сатирического изображения; уметь характеризовать героев; владеть элементами анализа текста; навыками выразительного чтения, устного рецензирования.


Метапредметные УУД:

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать прочитанный текст; уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: формирование навыков групповой и самостоятельной работы по алгоритму выполненной задачи.

Оборудование урока: учебник, тетрадь по литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по материалам учебника.

- Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идёт речь об истории или исторических событиях?

- В чём видел Гоголь опасность для России? Что необходимо сделать, по его мнению, чтобы возвратились её «прежняя мощь и богатырство»?

- Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня (например, при создании «Диснейленда»)? Какой цели служат эти проекты?

III. Постановка целей и задач урока.

  1. Восприятие учащимися учебного материала.

  1. Вступительное слово учителя.

7 октября 1835 года Н.В. Гоголь пишет А.С. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чёрта!»

  1. Словарная работа.

- Что такое комедия?

Комедия (от гр. komos – весёлая толпа и oide – песнь) – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Разнообразны комедийные жанры: развлекательные (фарс, интермедия, водевиль), «серьёзные», содержащие глубокую идейную задачу – сатира или лирическая комедия. Комедия «Ревизор» соединила в себе комическую ситуацию и изображение характеров.

В драматическом произведении автор скрыт за своими героями. Он не может рассказать от своего лица биографию персонажей, описать, как они выглядят, раскрыть внутренние причины их поступков. Герои драматического произведения более «самостоятельны», они сами «действуют», но через ремарки автор может ими управлять, что-то подсказывать.

Ремарка (от фр. remargue – замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний и духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Ремарка, наряду с действием и диалогом, является признаком драмы как особого литературного рода.



  1. Слово учителя.

Н.В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

- Какая же ситуация, случившаяся с Пушкиным, подсказала Гоголю сюжет «Ревизора»?

А.С. Пушкин ехал через Нижний Новгород на Урал собирать материалы для «Истории Пугачёва». 2 сентября 1833 года он провёл в этом городе, посетив губернатора М.П. Бутурлина, который принял Пушкина весьма дружески, как дорогого гостя. Велико было удивление Пушкина, когда позже его приятель, оренбургский военный губернатор В.А. Перовский познакомил поэта с таким письменным предупреждением, полученным из Нижнего Новгорода: «У нас недавно проезжал Пушкин. Я, зная, кто он, обласкал его, но, должно признаться, никак не верю, чтобы он разъезжал за документами об Пугачёвском бунте; должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях. Вы знаете моё к вам расположение; я почёл долгом вам посоветовать, чтобы вы были осторожнее и проч.».

Итак, сюжетом «Ревизора» Гоголь обязан Пушкину.



  1. Работа над I действием комедии с комментариями учителя.

Учащиеся знакомятся с действующими лицами.

При чтении «Замечаний для актёров» демонстрируются иллюстрации художника П. Боклевского.



Вопросы и задания.

- Что необычного вы заметили в фамилиях персонажей?

- Как бы вы озаглавили I действие?

1. Что является предысторией ситуации?

А) предчувствие городничего – дурной сон;

Б) предупреждение Чмыхова;

В) не было ли доноса.

2. Какие распоряжения отдаёт глава города?

3. Если речь идёт о серьёзной проверке, чего следует бояться чиновникам?

4. Проанализируйте состояние каждого из чиновников, находящихся в кабинете городничего. Как сказалось услышанное сообщение на их внешнем виде: что изменилось в лице, жестах, интонациях?

5. Кто из чиновников особенно уязвлён словами городничего и даже обиделся?

6. Прочитайте в лицах диалог между судьёй и городничим. Как вы думаете, кто из них двоих больше грешен?

7. Остановим своё внимание на городничем.

- Какова функция этого человека как чиновника?

- Каким мы видим городничего: энергичным, решительным или впавшим в панику, подавленным?

- Каким он хочет казаться? Каково отношение к нему чиновников? Какие распоряжения он отдаёт?

- Почему автор наделяет его такой странной фамилией?

Перед нами энергичный и решительный человек, он деловито сообщает чиновникам, для чего их собрал. Зная, что обычно проверки ревизора носят поверхностный характер, он даёт наставления, не требующие коренных перемен. Ловкий, проницательный человек, он, как и его подчинённые, не свободен от «грешков», и чувствуется, что эти «грешки» делают его уязвимым. Ему хочется обнаружить свою проницательность, дальновидность, интуицию. Вот он и придумывает сон, а сама форма предчувствия наивна и забавна.

8. В городе много беспорядков, потому и у городничего, и у чиновников есть повод испытать страх перед ревизором. Перечислите самые явные нарушения.

9. Кто приносит ошеломляющее известие?

10. Какова реакция городничего?

11. Как сама атмосфера жизни города допустила такой розыгрыш со стороны.

12. Хотели ли вы жить в городе, где царствовали бы такие порядки? Почему?


  1. Рефлексия.

- Что нового узнали о жизни города N из комедии Гоголя?

- Хотелось бы вам узнать, приехал ревизор или это просто проверка на реакцию бессменных и самоуверенных чиновников, у которых всё всегда благополучно?

VI. Домашнее задание. Прочитать II – III действия. «Нарисовать» словесный портрет Хлестакова. Составить миниатюру «Первые дни пребывания Хлестакова в городе».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!