СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 8 классе "Комедия «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе "Комедия «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию"»

Карта урока

для организации занятий с использованием

дистанционных технологий обучения

Учитель

Шеховцова В.В.

Предмет

литература

Класс

8 Г

Дата проведения урока


Тема урока

Комедия «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. История создания. Сюжет, композиция, особенности конфликта. Система образов. Понятие «хлестаковщина». Творческая и сценическая история пьесы

Цель урока

сформировать понятие об идейном замысле комедии, понимание того, что Н.В. Гоголь обличает и высмеивает пороки чиновников, используя сатиру

Электронные образовательные площадки

АСУ «Виртуальная школа»


1

Записать число, классная работа


Вступительное слово учителя.

Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех… читатель услышал грусть…»

- Как вы думаете, над кем смеется Гоголь?

- Кто такие чиновники?

- Как он это делает? Добродушно ли указывая на пороки?

(Порок, в этике — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека)

- Как в литературе называется такой прием?

Записываем определение САТИРА, ПОРОКИ.

Сатирой в искусстве называют изобличение порока с помощью осмеяния.


-Где происходят события комедии?

- Что такое уездный город?

- Почему у него нет названия?

- Какие учреждения есть в этом городе?

-Как мы можем судить о положении дел в городе и о данных учреждениях?


В комедии «Ревизор» затронут мас­штабный пласт российской действи­тельности: государственная власть, медицина, суд, образование, почто­вое ведомство, полиция, купечество.

Новаторство пьесы состоит в том, что Н. В. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Анто­новной скорее пародия на высокие чувства. Также в комедии нет ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» — это смех.


В пьесе два конфликта: первый – социально-общественный – состоит в противоречии между тем, как чиновники должны выполнять свои обязанности по закону и тем, как это происходит «обыкновенно». Второй – социально-нравственный – выходит за рамки пьесы. Гоголь хотел, чтобы каждый зритель увидел в персонажах свои пороки. (запись в тетради)


Проблематика комедии «Ревизор»:

морально-нравственная (угодничество, стремление устроиться получше, чинопочитание, ложь, высокомерие, отсутствие человеческого достоинства, ничтожность интересов, суеверие и сплетни);

беззаконие, взяточничество и казнокрадство.

Идейно-тематическое содержание

Темы: социальные (жизнь уезд­ного города и его обитателей) и нравственные (многие поступки действующих лиц безобразны, по­скольку безнравственна среда их обитания).

Идея: истинные человеческие ценности подменяются представ­лениями о чине. Чиновничество — воплощение лицемерия, пошлости, взяточничества и невежества.


Жанровое своеобразие

«Ревизор» — социально-полити­ческая, общественная комедия, на­правленная против недостатков общества (широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х гг.).

Уездный город — образ любо­го города «всей Руси» (изображены основные слои населения: граждан­ство, чиновники, купечество, город­ские помещики, городничий).

Каждый персонаж символизиру­ет определённые человеческие ка­чества.

Художественные средства

«Говорящие» фамилии: Хлеста­ков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда.

Алогизм: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щен­ками? Зато вы в Бога не веруете».

Гротеск.

Композиция кольцевая (начало и конец совпадают — чтение пись­ма и сообщение о приезде ревизора) и необычная, поскольку в ней нет традиционной экспози­ции. С первой же фразы городни­чего начинается завязка сюжета.

Завязка

Сообщение о скором приезде ре­визора: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам прене­приятное известие: к нам едет ре­визор».

Двигатель действия в комедии — страх чиновников.

Развитие событий

Чиновники пытаются взятками под­купить мнимого ревизора.

Кульминация

Сцена разоблачения Хлестакова (чтение письма).

Развязка

Жандарм сообщает о приезде на­стоящего ревизора. Финал коме­дии — немая сцена: персонажи находятся в окаменевших позах — символ нравственной расплаты чи­новников за совершённые действия.

3

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться ревизором?».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!