Вступительное слово учителя. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех… читатель услышал грусть…» - Как вы думаете, над кем смеется Гоголь? - Кто такие чиновники? - Как он это делает? Добродушно ли указывая на пороки? (Порок, в этике — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека) - Как в литературе называется такой прием? Записываем определение САТИРА, ПОРОКИ. Сатирой в искусстве называют изобличение порока с помощью осмеяния. -Где происходят события комедии? - Что такое уездный город? - Почему у него нет названия? - Какие учреждения есть в этом городе? -Как мы можем судить о положении дел в городе и о данных учреждениях? В комедии «Ревизор» затронут масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Новаторство пьесы состоит в том, что Н. В. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. Также в комедии нет ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» — это смех. В пьесе два конфликта: первый – социально-общественный – состоит в противоречии между тем, как чиновники должны выполнять свои обязанности по закону и тем, как это происходит «обыкновенно». Второй – социально-нравственный – выходит за рамки пьесы. Гоголь хотел, чтобы каждый зритель увидел в персонажах свои пороки. (запись в тетради) Проблематика комедии «Ревизор»: морально-нравственная (угодничество, стремление устроиться получше, чинопочитание, ложь, высокомерие, отсутствие человеческого достоинства, ничтожность интересов, суеверие и сплетни); беззаконие, взяточничество и казнокрадство. Идейно-тематическое содержание Темы: социальные (жизнь уездного города и его обитателей) и нравственные (многие поступки действующих лиц безобразны, поскольку безнравственна среда их обитания). Идея: истинные человеческие ценности подменяются представлениями о чине. Чиновничество — воплощение лицемерия, пошлости, взяточничества и невежества. Жанровое своеобразие «Ревизор» — социально-политическая, общественная комедия, направленная против недостатков общества (широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х гг.). Уездный город — образ любого города «всей Руси» (изображены основные слои населения: гражданство, чиновники, купечество, городские помещики, городничий). Каждый персонаж символизирует определённые человеческие качества. Художественные средства «Говорящие» фамилии: Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда. Алогизм: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете». Гротеск. Композиция кольцевая (начало и конец совпадают — чтение письма и сообщение о приезде ревизора) и необычная, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы городничего начинается завязка сюжета. Завязка Сообщение о скором приезде ревизора: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Двигатель действия в комедии — страх чиновников. Развитие событий Чиновники пытаются взятками подкупить мнимого ревизора. Кульминация Сцена разоблачения Хлестакова (чтение письма). Развязка Жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора. Финал комедии — немая сцена: персонажи находятся в окаменевших позах — символ нравственной расплаты чиновников за совершённые действия. |