СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе на тему: «Кусака в мире людей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе на тему: «Кусака в мире людей»»

Урок литературы в 7 классе

на тему: «Кусака в мире людей» ; 2021г.

Цели урока:

Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь. Анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательные: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.

Задачи: определить тему, идею, проблематику рассказа Л. Андреева «Кусака»; найти изобразительно выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении; выразить свое отношение к прочитанному.

Оборудование: презентация к уроку; портрет Кусаки; таблица для каждого учащегося; сердечки для каждого для написания творческих миниатюр.

Эпиграф к уроку:

Да, меньшие братья нам предано служат от века.

Однако жестокого столько еще вокруг?

Мы часто твердим, что собака- друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг ?

Эдуард Асадов.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

11. Вступительное слово учителя (Слайд 2).

Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России. В Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии . (Слайд: портрет писателя.)

В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».

--Каким же он был в жизни человеком? ( По статье учебника «В творческой лаборатории Л. Андреева»)

-Чем интересен характер писателя?

-О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю К. И. Чуковский?

Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем- гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.

В 1902 году Л. Андреев писал: «Мне не важно, кто «он»- герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно- что он человек и как таковой несет одни и теже тяготы жизни.

Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, «ибо все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами природы».

(СЛАЙД 3)

« Мы в ответе за тех, кого приручили»,- так говорил герой знаменитой сказки- притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(Слайд 4,5) Объявление темы урока ( записать в тетради),целей и задач урока.

III.Работа над темой урока.

-Дома вы познакомились с содержанием рассказа.

- Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка). (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи, т.е композиция кольцевая).

- Как считаете, какова его тема? (милосердия , сострадания, любви к братьям нашим меньшим). К уроку я подобрала два эпиграфа, давайте познакомимся с ними. (Слайд 6)

Как вам кажется, какой эпиграф заключает в себе и тему, и идею рассказа «Кусака»? (бездушное отношение людей к животным ведет к безразличию и жестокости в общении людей между собой) Обоснуй свое мнение.

V. Анализ текста рассказа (слайд 7)

-Прочитаем первое предложение: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчеркивает итуацию безысходности. В которой оказалась собака.

- Что отличало эту собаку от дворовых собак?

-Какие чувства рождались в собаке в одиночестве? Что она копила?



- Как понимаете фразу: « Только один раз ее пожалели и приласкали?»

-Какую роль играет природа в передаче настроения собаки?

-Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?

1.(Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без крыши, без имени.)

2.Отличительные свойства- принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.

3. В одиночестве копила «страх и злобу».

4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор не доверяла людям.

5. В начале рассказа- зима- долгая, морозная.

«Зимняя ночь тянулась долго- долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».

Работа над 2 частью (слайд 8)

-Что изменилось в жизни собаки с приходом весны?

(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать)

-Как отреагировала собака на появление девочки?

(«…беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула так, же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины» ).

-Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

- Какую кличку и почему дали собаке?

-Почему дачники ее не истребили?

-Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

-Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявляла настойчивость в ее приручении).

-Что произошло со злобой Кусаки?

(Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

Работа над 3 частью (слайд 9)

-Как вы понимаете авторскую метафору «всей собачьей душой расцвела Кусака»?

(У нее было имя. Она могла служить людям. Это- главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки- длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).

Изменилось ли отношение к собаке пределами дачи после перемен с нею?

(Да. Теперь никому и в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

-Почему Кусака не могла радоваться до конца? Почему она была такая неловкая?

( Сказывались последствия нанесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).

- Вас ничто не насторожило в поведении этих «добрых людей», как называет их автор? Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто не замечает этой мольбы?

Работа над 4 частью (Слайд 10)

Лето кончилось, люди должны уехать.

-Зачитайте наступление осени.

-Какое чувство вызвало у вас описание осенней природы? (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды)

-И как же решается судьба собаки? Зачитаем диалог мамы и Лели.

-Почему Кусаку не взяли в город?

- Проследите за настроением Лели. Почему девочка готовилась заплакать , ноне заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

( У не не было глубокой привязанности к собаке; она приручала ее от скуки. Девочка- натура не глубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, не готова нести ответственность за кого-либо).

-Вспомним слова, которыми начинался урок. ( Мы в ответе за тех…)

-Как реагировала собака на отъезд людей? Как собака выразила свое горе и отчаяние, когда ее хозяева уехали?

(Она жалобно и грустно завыла). Слайд11.

-Чей поступок для собаки больнее: Лели или мужика- пьяницы, встреченного ее в начале рассказа?

-Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?

Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.

-Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

( Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком. Заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды).

-Как вы думаете , зачем Л Андреев рассказал нам историю Кусаки? (Чтобы показать, какими люди быть не должны).

IV.Домашнее задание (Слайд 12).

- Что такое пейзаж в литературном произведении? Какую роль в рассказе Л. Андреева играют описание природы?(Пейзажи передают душевное состояние Кусаки в определенные моменты ее жизни) Вам предстоит это доказать, поработав с таблицей.

V.Подводя итог нашему разговору на тему «Кусака в мире людей», я предлагаю послушать «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова (Видеоролик).

V. Рефлексия: (На сердечках, которые вы видите у себя на партах, продолжите фразу: «На сегодняшнем уроке я задумался…..

Покидая класс по окончании урока, ребята прикрепляют сердечки к портрету Кусаки на доске.

Глаза покинутой собаки

Мне снятся ночью.. как тут быть?

Ее обидеть может всякий

И даже попросту убить.

Для комнатных нужна порода,

А для дворовых- злобный нрав,

Ее обидела природа,

Достоинств этих ей не дав.

Хозяева прогнали прочь,

И я не в силах ей помочь!

В моей квартире коммунальной

Она помехой будет всем.

Но плач ее призывный, дальний

Мне душу вымотал совсем!

И вот, настойчиво и глупо

Я всех прошу, покой забыв,

Плесните ей немного супу!

Погладьте ласковой рукой.

Хоть на часок пустите в сени!

Пускай погреется она!

Она поймет, она оценит,

До смерти будет вам верна!

О, одиночества огромность

И невозможность потерять

Собачью вечную готовность:

Любить, служить и доверять.

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк.

Внимательно вглядитесь , люди,

В глаза покинутых собак!



В большинстве случаев в том, что собака агрессивна и зла, виноват человек. На человеческую жестокость и бессердечие следует ответная реакция. Но как может измениться поведение четвероногих друзей, если просто полюбить их. На любовь они ответят любовью и безграничной преданностью. Можно привести немало примеров этой преданности. Недаром люди воздвигали и воздвигают памятники собакам. Например, вся Япония собирала средства на памятник псу Хатико, поразившему Страну восходящего солнца преданностью. Хозяину Хатико был доктор Уено, профессор в Университете Токио. Доктор Уена скончался, когда Хатико было полтора года. В течении следующих 10 лет Хатико продолжал приходить на станцию Шибуя каждый вечер чтобы ждать своего хозяина который умер. Собаки не просто преданны, они стремятся помочь человеку во всем.

Например, в Швейцарских Альпах, где 9 месяцев длится зима почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей ни жилища. После каждой бури местные жители разыскивают пострадавших или заблудившихся людей. В Этом им помогают сильные, рослые собаки породы сенбернар. В Париже есть памятник сенбернару Барри с надписью о заслугах великого спасателя: «Спас 40 человек. Во время спасения 41го погиб».

А в Берлине стоит памятник собаке-поводырю. Не зрячий человек назвал своего преданного друга «Мои глаза». Таким замечательным собакам посвятила свое стихотворение Ольга Ефимова. Стихотворение называется «Мой пес».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!