СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе. Цель урока: "Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе»

Конспект составила учитель русского языка и литературы Личман Ольга Васильевна

Дата:12.04

Урок в КТП:56

Класс: 7-Б

Тема: Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе в рассказе «Кукла» («Акимыч»)

Цель:

Планируемые результаты:

Предметные: Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Личностные: Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Оборудование: учебник, карточки с заданием

Тип урока: открытие новых знаний


ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с текстом.

  1. В заглавие рассказа вкладывается основной смысл всего произведения, какой же смысл вкладывают люди в слово «кукла»?

  2. Что вы знаете об истории этого слова и самом предмете?


  1. Какие функции выполняла кукла в культурах разных народов?

  2. Была ли кукла похожа на человека?

  3. Знаете ли вы о развитии куклы как предмета?


Работа в парах.

Рассказ «Кукла» начинается с описания природы, выпишите все цвета, которые использует писатель в этом отрывке.

Знойные – желтый,

Омут – черный,

Ночь – черный,

Пески – желтый,

Зорька – красный,

Речная гладь – синий,

Забронзовелые – темно-желтые,

Глубина – черный.

Черная,

Серый.


Цвета могут быть изображены не только при помощи прилагательных, но и при помощи косвенного обозначения цвета. Использование слов, напрямую обозначающих цвет, и слов, которые только указывают на цвет, называется цветопись. При помощи цветов автор пытается выделить какую-либо деталь для раскрытия настроения, главной мысли, передачи определенной тональности.

  1. Что помогают понять нам эти слова в этом тексте?

  2. Как и почему изменилась природа?

  3. Какова цель вступления?

  4. С кем мы познакомились во вступлении? (Акимыч, автор, природа)

  5. Как называется этот элемент в композиции?


Акимыч.

  1. Кто такой Акимыч?

  2. Почему рассказ первоначально назывался «Акимыч»?

  3. Чем занимался Акимыч?

  4. Влияет ли профессия на восприятие мира? Приведите примеры.

  5. Где встречается автор с Акимычем?

  6. Как сочетается белая школа с зеленым взгорком?

  7. Как вид Акимыча контрастирует с новой школой?

  8. Что хочет подчеркнуть этим автор?Куда идет Акимыч?

  9. Что объединяет писателя и Акимыча?

  10. Одинаково ли они думают?

Чтение отрывка на стр.179 описания речной луговины.

  1. Почему все действия людей автор оттеняет описанием природы?



Работа в группах.

Выпишите слова и словосочетания, которые подтверждают «праздничность и радость бытия».

- школьная ограда;

- по-летнему зеленая (осень) с белыми вкраплениями;

- рыбка-верховка;

- перекопанная земля (окончание работ);

- хмельной яблочный;

- молодые яблони;

- спортивная площадка;

- раздавались шлепки по мячу;

- торжествующих, одобрительных вскриков;

- молодые голоса;

- безоблачный полдень.



  1. Что подразумевает автор под словами «праздность и радость бытия»?

  2. Почему именно от этой беззаботности автор переходит к описанию куклы?

  3. Что побудило человека так издеваться над игрушкой? Предположите это.



Словарная работа.

  • Глумиться-издеваться

  • Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого

  • Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

  • Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

( из «Словаря русского языка»

С.И.Ожегова)



  1. «многие притерпелись к худу, и худое творят» - поясните слова Акимыча.

  2. Почему порчу игрушек Акимыч называет «святотатство»?



Работа в группах.

Назовите героев рассказа. Дайте характеристику каждому.

  1. Как каждый из героев раскрывает издевательства над игрушкой?

  • Акимыч идет куклу хоронить, прятать человеческий позор. (Отчего это происходит?)

  • Автор наряду с другими героями порицает людей за праздность и равнодушие.

  • Изуродованная кукла «выдавленными глазами» взывает к спасению человеческих душ. (Но почему надо их спасать?)

  • Природа своей праздничностью, нарядностью все же показывает и скелет. (Куда и почему уходит «праздник бытия»?)



- ТАК О ЧЕМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? (Об истерзанной кукле, о гибнущей природе, о страдающем за человеческие грехи Акимыче)

7) в чем же причина происходящего?



Именно равнодушие является темой произведения Е.И.Носова «Кукла». Запишите в тетрадь.

Тема произведения – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.



  1. Подведение итогов.

Другими словами, тема – это та главная мысль, которая скрыта за поступками героев, за их словами, чувствами, характеристиками.

- что помогает раскрыть тему произведения? (Герои, их поступки, разговоры, описание природы, портрет, пейзаж, интерьер).

Все это вместе с темой складывается в идею произведения, но об этом мы будем говорить на следующий год.

  1. Домашнее задание.

В произведении «Живое пламя» выделите систему образов и определите тему произведения. Ответьте на вопрос: При помощи чего автор раскрывает тему произведению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!