Конспект составила учитель русского языка и литературы Личман Ольга Васильевна
Дата:12.04
Урок в КТП:56
Класс: 7-Б
Тема: Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе в рассказе «Кукла» («Акимыч»)
Цель:
Планируемые результаты:
Предметные: Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам
Личностные: Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Оборудование: учебник, карточки с заданием
Тип урока: открытие новых знаний
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Работа с текстом.
В заглавие рассказа вкладывается основной смысл всего произведения, какой же смысл вкладывают люди в слово «кукла»?
Что вы знаете об истории этого слова и самом предмете?
Какие функции выполняла кукла в культурах разных народов?
Была ли кукла похожа на человека?
Знаете ли вы о развитии куклы как предмета?
Работа в парах.
Рассказ «Кукла» начинается с описания природы, выпишите все цвета, которые использует писатель в этом отрывке.
Знойные – желтый,
Омут – черный,
Ночь – черный,
Пески – желтый,
Зорька – красный,
Речная гладь – синий,
Забронзовелые – темно-желтые,
Глубина – черный.
Черная,
Серый.
Цвета могут быть изображены не только при помощи прилагательных, но и при помощи косвенного обозначения цвета. Использование слов, напрямую обозначающих цвет, и слов, которые только указывают на цвет, называется цветопись. При помощи цветов автор пытается выделить какую-либо деталь для раскрытия настроения, главной мысли, передачи определенной тональности.
Что помогают понять нам эти слова в этом тексте?
Как и почему изменилась природа?
Какова цель вступления?
С кем мы познакомились во вступлении? (Акимыч, автор, природа)
Как называется этот элемент в композиции?
Акимыч.
Кто такой Акимыч?
Почему рассказ первоначально назывался «Акимыч»?
Чем занимался Акимыч?
Влияет ли профессия на восприятие мира? Приведите примеры.
Где встречается автор с Акимычем?
Как сочетается белая школа с зеленым взгорком?
Как вид Акимыча контрастирует с новой школой?
Что хочет подчеркнуть этим автор?Куда идет Акимыч?
Что объединяет писателя и Акимыча?
Одинаково ли они думают?
Чтение отрывка на стр.179 описания речной луговины.
Почему все действия людей автор оттеняет описанием природы?
Работа в группах.
Выпишите слова и словосочетания, которые подтверждают «праздничность и радость бытия».
- школьная ограда;
- по-летнему зеленая (осень) с белыми вкраплениями;
- рыбка-верховка;
- перекопанная земля (окончание работ);
- хмельной яблочный;
- молодые яблони;
- спортивная площадка;
- раздавались шлепки по мячу;
- торжествующих, одобрительных вскриков;
- молодые голоса;
- безоблачный полдень.
Что подразумевает автор под словами «праздность и радость бытия»?
Почему именно от этой беззаботности автор переходит к описанию куклы?
Что побудило человека так издеваться над игрушкой? Предположите это.
Словарная работа.
Глумиться-издеваться
Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого
Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям
Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь
( из «Словаря русского языка»
С.И.Ожегова)
«многие притерпелись к худу, и худое творят» - поясните слова Акимыча.
Почему порчу игрушек Акимыч называет «святотатство»?
Работа в группах.
Назовите героев рассказа. Дайте характеристику каждому.
Как каждый из героев раскрывает издевательства над игрушкой?
Акимыч идет куклу хоронить, прятать человеческий позор. (Отчего это происходит?)
Автор наряду с другими героями порицает людей за праздность и равнодушие.
Изуродованная кукла «выдавленными глазами» взывает к спасению человеческих душ. (Но почему надо их спасать?)
Природа своей праздничностью, нарядностью все же показывает и скелет. (Куда и почему уходит «праздник бытия»?)
- ТАК О ЧЕМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? (Об истерзанной кукле, о гибнущей природе, о страдающем за человеческие грехи Акимыче)
7) в чем же причина происходящего?
Именно равнодушие является темой произведения Е.И.Носова «Кукла». Запишите в тетрадь.
Тема произведения – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Подведение итогов.
Другими словами, тема – это та главная мысль, которая скрыта за поступками героев, за их словами, чувствами, характеристиками.
- что помогает раскрыть тему произведения? (Герои, их поступки, разговоры, описание природы, портрет, пейзаж, интерьер).
Все это вместе с темой складывается в идею произведения, но об этом мы будем говорить на следующий год.
Домашнее задание.
В произведении «Живое пламя» выделите систему образов и определите тему произведения. Ответьте на вопрос: При помощи чего автор раскрывает тему произведению.