СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Петербург Достоевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит обращение к ранее изученным произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, иллюстрации А.Бенуа, В. Перова, И. Глазунова, ссылки на видеообзор.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Петербург Достоевского"»

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Образ Петербурга  в русской литературе  Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.        

Образ Петербурга в русской литературе

Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.       

Образ Петербурга в русской литературе

Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.       Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:       — Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;       — Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;       — Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.       Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.

Образ Петербурга  в русской литературе  Образ Петербурга в «Невском проспекте» Гоголя.        Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Образ Петербурга в русской литературе

Образ Петербурга в «Невском проспекте» Гоголя.       Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Петербург Достоевского Экскурсия по Петербургу Достоевского и его героев https ://youtu.be/Gg2JtYSaY0I  Илья Глазунов – российский художник, автор иллюстраций к роману https://youtu.be/wU6p-mbyh_c

Петербург Достоевского

Экскурсия по Петербургу Достоевского и его героев

https ://youtu.be/Gg2JtYSaY0I

Илья Глазунов – российский художник, автор иллюстраций к роману

https://youtu.be/wU6p-mbyh_c

Илья Глазунов

Илья Глазунов

Образ Петербурга  в русской литературе  Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.).

Образ Петербурга в русской литературе

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.).

Образ Петербурга  в русской литературе   Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница» ( 1867г.)        

Образ Петербурга в русской литературе

Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница» ( 1867г.)       

Образ Петербурга  в русской литературе         У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Образ Петербурга в русской литературе

       У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Итог  В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Итог

В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Домашнее задание Читать 2 часть Письменная характеристика членов семьи Раскольникова и Мармеладова

Домашнее задание

Читать 2 часть

Письменная характеристика членов семьи Раскольникова и Мармеладова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!