СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Творчество А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет педагогам познакомить обучающихся с творческой биографией А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Творчество А.С. Пушкина"»

Урок в 9 классе: Творчество А. С. Пушкина


Учитель

Т. В. Гердт


Мотивация к уроку

Творчество великого русского писателя и поэта трудно переоценить. Уже сказано и написано очень много по его биографии и творчеству, тем не менее, каждый раз необходимо обращаться к этому вопросу, чтобы учащиеся вновь и вновь окунались в богатейшее наследие А.С. Пушкина. И ярчайшим проявлением таланта великого поэта является его лирическое наследие.


Цели занятия:

  1. Обучающая:

Повторять ранее известные биографические факты, знакомить с интересными моментами жизни и творчества писателя, знакомить со своеобразием лирики;

  1. Развивающая:

Развивать грамотность, речь, расширять лексический запас, кругозор, навыки выразительного чтения;

  1. Воспитывающая:

Воспитывать интерес к предмету, к культуре языка, бережного отношения к родной литературе.


  • Обеспечивать достижение обучающимися следующих результатов:

-личностных:

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-предметных:

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с друг с другом.

-метапредметных:

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


Требования к умениям:

  • Выразительное чтение лирических произведений;

  • Анализ лирического произведения.


Требования к знаниям:

  • Основной теоретический материал по теории литературы.


Условия проведения занятия:

  • Форма занятия – теоретическое;

  • Время – 40 минут;

  • Тип занятия – комбинированный, самостоятельная работа;

МПС: история, литература.

Ресурсное обеспечение:


  1. Методическое обеспечение:

  • УМР занятия;

  • Презентация по биографии писателя.

  • Лирические произведения.


  1. Техническое оснащение:

  • Видео- и аудиоаппаратура.


Структура урока.

П.\ п.

Наименование этапа

Время

Организационная часть урока

2 мин.

Проверка домашнего задания.

10 мин.

Знакомство с новым теоретическим материалом

20 мин.

Домашнее задание

5 мин.

Подведение итогов урока

3 мин.


Ход урока.

  1. Организационная часть урока.


  • Проверка присутствующих;

  • Проверка соответствия формы требованиям;

  • Подготовка рабочих мест;

  • Сообщение темы урока.


В результате урока ученик должен знать:

  • Терминологию по теме урока;

  • Основные этапы жизни поэта.


В результате урока ученик должен уметь:

  • Определять основные понятия, терминологию по теории литературы;

  • Анализировать лирическое произведение, характеры его героев.


  1. Проверка домашнего задания.

  • Чтение сочинённых учащимися дома басен, анализ рисунков к ним;


  1. Теоретический материал.


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов «Евгений Онегин», «Дубровский», известных поэм «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», повести «Пиковая дама» и многих других, а также сказок для детей.

Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей — сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 года Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове.

Образование и начало творческого пути

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее. В биографии Пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас».

Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина. На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году, и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество поэта

В 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работает над поэмой «Руслан и Людмила»(1820).
В 1821 году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. Через год начинается работа над «Евгением Онегиным»(1823-1832).

В 1832 году поэт задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. После всех этих путешествий, осенью 1833 года пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». В это же время Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником.

Ссылки

Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня») вызвали гнев Александра I, и Александр Сергеевич мог быть сослан в Сибирь. Только благодаря стараниям и влиянию Карамзина, Жуковского и Крылова ссылки в Сибирь удалось избежать. Так, в мае 1820 г. Пушкин, под видом служебного перемещения, выслан на юг России. Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1833 году в семье было уже четыре ребенка.

Последние годы жизни

Важно заметить, что в биографии Александра Пушкина после повышения его в чин камер-юнкера, он принимает решение покинуть службу и подает в отставку. Положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»).
В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается.

В 1836 году Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется. В четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан исторический роман «Капитанская дочка».
В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Интересные факты

Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.

Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать — Александр удержал коня.

Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.

Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.

Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.

Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.

Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.

Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 21-я дуэль оказалась для него роковой.

Лирика А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – всемирно известный поэт, прозаик, публицист, драматург и литературный критик – вошел в историю не только как автор незабвенных произведений, но и как основоположник нового литературного русского языка. При одном упоминании о Пушкине сразу же возникает образ исконно русского национального поэта. Поэт Пушкин – всемирно признанный гений, лексикон его произведений уникален, образность его лирики широка и абсолютно неповторима, глубина чувственной и философской составляющей его стихов поражает и волнует читателей всех стран и всех поколений. Но все же, особого внимания заслуживает лирика Пушкина, многогранность и образность которой до сих пор изучена не в полной мере

Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и восстание декабристов 1825-го, крепостное право и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики – легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя. Композиционное строение стихотворения Лирический сюжет отражает основные биографические вехи отношений Пушкина и Керн, основным тут является мотив воспоминания в лирике Пушкина. Композиционно стихотворение распадается на три отдельные по своей смысловой составляющей части. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух катренов – одинакового размера четверостиший. В первой части лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда увидел красавицу и навсегда полюбил ее. Во второй описываются годы расставания - время «без божества и без ярости». В третьей - новая встреча влюбленных, новая вспышка чувств, у которых «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Для лирического героя стихотворения любовь – это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно это чувство жило в нем тогда, и он жил им без оглядки. Стихотворение «Я вас любил…» Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил...» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром - «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. Отличительным признаком стиха «Я вас любил...» является то, что лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. В стихотворении почти нет никаких метафор, скрытых образов, многосложных, режущих ухо эпитетов, которыми обычно поэты тех времен изображали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, полон волшебной поэтичности и прелести, необычной светлой грусти. Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым источником вдохновения для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно – природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

Тирания и образование – противоречие в стихотворении

В стихотворении, помимо природных мотивов, поэт сближает два понятия: тиранию и образование. Как и другие романтики того времени, Пушкин подразумевает в своем произведении то, что цивилизация, вводя новую систему образования, одновременно портит естественность и искренность простых человеческих отношений, управляемых велением сердца. Прощаясь со свободной и мощной морской стихией, Пушкин как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, на смену которому приходит реалистическое мировоззрение. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина все чаще мелькают в более поздних его произведениях. И даже если поначалу кажется, что центральным стержнем стихотворения является пейзаж, описание природных явлений, следует искать скрытый смысл, связанный с желанием поэта высвободить свою тягу к свободе, расправить крылья своего вдохновения в полной мере, не боясь и не оглядываясь на строгую цензуру тех мятежных времен.

Философская лирика Пушкина

Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Тема поэта и поэзии

Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики – вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).


Послание будущим поколениям

Основные мотивы лирики Пушкина тех времен – послание представителям грядущих поколений. По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп – это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:

Жанры лирики

Мотив

Философия

Мотив свободы - как внутренней, так и гражданской

Человеческие взаимоотношения

Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз

Отношение к природе

Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром

Религия

Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен

Поэзия

Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом


Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.


  1. Домашнее задание:

  • Выучить одно стихотворение - отзыв на смерть А. С. Пушкина


5.Подведение итогов урока.







7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!