СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во втором классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во втором классе»


Отдел образования администрации в района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»








Предмет: литературное чтение

Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

2 класс

Технология деятельностного обучения.

Номинация: современные образовательные технологии.




Автор работы: Телюкова Валентина Васильевна













2019












Телюкова Валентина Васильевна МКОУ «Ларичихинская СОШ»учитель начальных классов.

-------------------------------------------------------------------------------

Предмет: литературное чтение Тема урока: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Характеристика класса. В классе 18человек: 11мальчиков и 7 девочек. Класс очень подвижный.

8 человек больны серьёзными заболеваниями: ДЦП, менингит, иммунная система, заболевания глаз, олигофрения, ЗПР. .В классе эмоционально- психологический настрой- удовлетворительный. У 16 человек положительная мотивация к учебной деятельности. Все учащиеся записаны в библиотеку. Им нравится читать сказки, рассказы , стихи, произведения устного народного творчества.

На уроке дети активны, любознательны, проявляют творчество.

Цели для учителя: - создать условия для обобщения знаний учащихся по разделу «Люблю природу русскую. Осень»; развития творческих способностей детей; привития интереса к чтению. Цели для учащихся: ; - знать и выразительно читать стихи об осени; - знать авторов стихов, которые написали стихи об осени; умение отгадывать загадки;

-умение наблюдать за рифмой, тоном, темпом стихов. - --формирования умения работать в паре; уважать мнение других учащихся. Планируемые результаты по развитию универсальных учебных действий:

Учащиеся должны знать тексты стихов, авторов; уметь их выразительно читать, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в стихах, Личностные: способность устанавливать связи между целью УУД и её мотивом; какое значение имеет действие нравственно- этического оценивания, осознания моральных норм поведения. Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока; умения планировать свою деятельность в сотрудничестве с учителем; выполнять учебную задачу и оценивать её. Коммуникативные: обмен мнениями; слушание другого ученика-партнёра по работе; согласовывать с ним свои действия. Познавательные: определение границ собственного знания и незнания; получение новых знаний, используя информацию урока, Интернет, жизненный опыт.

Данный урок входит в систему уроков раздела «Люблю природу русскую. Осень.»

Он построен на основе системе дидактических принципов.

1.Принцип деятельности- ученик не получает готовых знаний, осознаёт формы и содержание своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм и активно участвует в её совершенствовании.

Телюкова Валентина Васильевна МКОУ «Ларичихинская СОШ» учитель начальных классов

_______________________________________________________________

2.Принцип непрерывности- связь учебного материала и методик с учётом

возрастных психологических особенностей развития детей.

3.Принцип минимакса- возможность освоения материала на максимальном для него уровне ( определяемом зоной ближайшего развития возрастной

группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне безопасного минимума ( государственного стандарта знаний).

4.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебной деятельности, педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5. Принцип вариативности предполагает различные варианты решений,

выбор правильного решения.

6.Принцип творчества- приобретение собственного опыта творческой

деятельности.

Методы: словесные, практические, наглядные, частично- поисковые,

дедуктивные. Ресурсы урока: 1Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В Бойкина Издательство «Просвещение» 2012 2.Карточки оценивания. 3.Карточки для работы в паре «Расшифруй тему урока» , карточки «Проверь себя!» 4. Компьютер.

Урок включает 6 этапов: организационный; актуализация знаний учащихся,

мотивация учебной деятельности; работа по теме урока; рефлексия, домашнее задание.

1.Организационный момент. Цель учителя: создать эмоционально-психологический настрой учащихся; проверить готовность учащихся к уроку, включение учащихся в деятельность

на лично-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». Цели учащихся: эмоционально-психологический настрой; готовность к уроку. Методы: словесные.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; включение учащихся в деятельность.

Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает проверить готовность к уроку.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Игры, викторина, стихи-

Всё для нас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!.

Посмотрите, какой

приятный день. У всех хорошее настроение.

Улыбнитесь друг другу.

Проверьте всё ли у вас готово? Начинаем урок!


Учащиеся поворачиваются

друг к другу, улыбаются,
говорят добрые слова,

проверяют готовность к уроку.


Проведён

эмоционально-

психологический

настрой и проверка готовности к уроку учащихся

класса


Учащиеся получают карточки с зашифрованной темой урока, расшифровывают, работая в паре. Учитель проводит диалог, подводящий детей к определению цели урока. План работы на уроке предлагается учителем. Он записан на карточках. Они вывешиваются на доску. Учащиеся выбирают то, что они будут проводить на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Найдите конверт под №1. Расшифруйте тему урока.


Тема? Запись на доске.

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»


-Чему будете учиться?


Учащиеся расшифровывают на карточке текст

одтбобщение одтлюблюодтприродуодтрусскую

одтосеньодт.

-Обобщение по разделу «Люблю природу русскую.Осень»

(Работа в паре)





-проверим и оценим себя, как мы научились читать стихи, загадки об осени; знаем ли авторов стихов; представим авторские стихи.











Учащиеся умеют определять тему и цели урока, планировать свою деятельность.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Давайте спланируем нашу деятельность.

На доску вывешиваются карточки.

  1. Смотреть в окно.

  2. Викторина «Чьи это стихи?»

  3. Игра «Приметы осени»

  4. Ловить ворон.

  5. Чтение любимых стихов

  6. Речевая разминка.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

9.Выполнение задания «Проверь себя!





Учащиеся выбирают:

1.Речевая разминка.

2Игра «Приметы осени»

3.Викторина «Чьи это стихи?»

4.Чтение любимых стихов.

5.Выполнение задания «Проверь себя!»

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.


4.Работа по теме урока. Цели учителя: создать условия для обобщения знаний учащихся по разделу «Люблю природу русскую. Осень»; развития творческих способностей детей; привития интерес к поэзии; развития внимания, памяти; формирование умения работать в паре, обмениваться мнениями, уважать мнение партнёра; использование методов стимулирования. Цели ученика: уметь выразительно читать стихи, знать их авторов; уметь отгадывать загадки; умение наблюдать за рифмой, тоном, ритмом; умение работать в паре, уважать мнение других, согласовывать свои действия с партнёром. Методы: словесные, практические, наглядные.

Формы работы: игра «Приметы осени», викторина «Чьи это стихи?»,

Чтение наизусть любимых стихов и авторских стихов.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(Запись текста на компьютере) Осень на опушке

Краски разводила.

По листве тихонько

Кистью проводила




_-Прочтите текст.

-Что вы прочитали?

-Почему?

-О чём это стихотворение?

-Какую картину нарисуете?






-Проводим речевую разминку.

Для чего она нам нужна?

-Где в жизни это может пригодится?




(Проводится речевая разминка)







К нам на урок пришла Королева Осень. Она нам принесла письмо

Давайте прочитаем его.

(Чтение письма).

Дорогие ребята, на улице осень. Мне бы хотелось узнать знаете ли вы её приметы. Я предлагаю вам провести игру « Приметы осени»



Отгадайте загадку.

Дни становятся короче.

Листья под ногами

шуршат.

Дует ветер, дождь

поливает,

Когда это бывает?


-Назовите признаки осени.






Отгадайте загадки. Их проводит Романчева А.


-Что помогло вам отгадать загадки?





Осень на дворе. Это красивое время года.

Осень называют золотой.

Почему?







Мастер кисти художник

В.Л.Грабарь показал это на своей картине.

(Картина В.Л.Грабаря «Рябинка»)

-Что вы видите на переднем плане?





-Что вы видите на заднем

плане картины?



-Какие краски взял художник?






-Вашему вниманию предлагается викторина «Чьи это стихи?» Эту викторину проводит Касаткин А.


-Кому вы скажете «Спасибо»?

-Что вам понравилось при проведении викторины?


-Проводим физкультминутку.








-Об осени написано много стихов.

Прочтите стихи, которые вам понравились.






-Проводим гимнастику для глаз.

-Глазки влево, глазки вправо, повторяем мы пять раз! А потом

закроем глазки!

А потом откроем и повторим опять!



-Группа детей приготовили авторские стихи. Послушаем их.



-Что вам понравилось при чтении стихов?





-Как вы оцените чтение

стихов?

-




-Проводим игру»Собери пословицу!» Какая цель игры?





-Проверяем выполненную работу.







-Сделайте оценку своей работы.





-Выполняем задание «Проверь себя!»

Учебник стр.82 Задание

№3 №4











-Стихотворение.

-Написано в рифму.


-Об осени.

-Лес я нарисую разными красками: красными, жёлтыми, зелёными. оранжевыми.

-Я нарисую веточку рябины на фоне осеннего леса.



-Для развития речевого аппарата.

- в профессии артиста,

на телевидении, мы

научимся красиво говорить.


(Учащиеся выполняют задания учителя)





























-Это бывает осенью.

-Дни становятся короче.

-На улице становится холоднее.

-Опадают листья.

-Птицы улетают на юг.

-Идёт сбор урожая.

(Загадки проводит учащийся. Приложение №1)


-В загадках указываются признаки

предметов. По этим признакам мы узнали отгадки.






-Осенью с деревьев падают листья. Они бы-

вают разного цвета: желтого, зелёного, красного. Лес кажется

золотым.









-Мы видим на переднем плане рябинку с красными листьями и ягодами, берёзу, с кото-

рой падают жёлтые листья.


- Мы видим зелёные всходы озимой пшеницы. Вдалеке виднеется осенний лес.

-Красные, жёлтые, оранжевые, зелёные, чтобы показать красоту осени.




Викторину проводит

.

(Презентация и викторина прилагаются.

(Приложение №2)


(Учащиеся называют активных ребят, что понравилось, что было трудно.)



-Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Но если дунет ветер,

Мы быстро полетим.

Мы летели, мы летели

И за парты тихо сели




Учащиеся читают стихи.

(Учебник раздел «Люблю природу русскую. Осень.» стр.65-82) Каждое прочитанное стихотворение анализируется, оцениваются(Приложение №3)



Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.








Выступление учащихся с проектом «Вот и осень пришла!»

(Приложение №4)


-Чтение было выразительным. Все стихи были подготовлены. Соблюдался тон, ритм,

мелодика стиха.

(Уч-ся оценивают чтение по

памятке «Кек прочитано

стихотворение?»)





-Собрать пословицу и объяснить её смысл. Работаем в группе. (Пословицы записаны на карточках. Приложение №5)

-Весной дождь парит, а осенью мочит.

-Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду.

-Осенью скот жиреет, а человек добреет.

-Что за осень, коли гусь на лёд выходит.

(Учащиеся высказывают своё мнение о работе, делают оценку работы групп)




Учащиеся выполняют задание «Проверь себя»

(Проверка проводится по эталону в паре. Приложение №6)




Работа по развитию речи.




Учащиеся умеют отличать стихи от других текстов






Развитие творческого воображения учащихся.




Развитие речи.




Осуществляется связь с жизнью.


Проводится подготовка речевого аппарата к работе.
















Метапредметная связь.










.



Эстетическое воспитание на уроке.

Развитие умения работать с загадками.









































Развитие речи.

Эстетическое воспитание.







Развитие мышления, памяти, речи.














Снятие усталости.









Умение учащихся выразительно читать наизусть понравившиеся стихи.

Развитие умения анализировать чтение стихов.





Снятие усталости.











Развитие творческих способностей детей,




Развитие умения подводить итоги работы, оценивать проделанную работу.











Развитие памяти, мышления, внимания. Развитие умения работать в группе, выполнять заданное задание, уметь оценивать результат своей работы.














Умение учащихся проверять свои знания, оценивать себя.


5. Рефлексия. Цели учителя: создать условия для подведения итогов работы учащихся на уроке по теме: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»; организация правильной самооценки своей работы учащимися. Цели ученика: какую цель перед собою ставил каждый учащийся на уроке по теме , чего он достиг в результате своей деятельности; сделать самооценку результатов своей деятельности и всего класса.

Формы работы: учащиеся в течении урока вели контрольные карты оценки своей работы. Учитель проводит диалог.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

-Какой эпиграф нашего урока

-Были ли вы мастерами своего дела?

-Какие цели ставили и чего достигли?










-Что было трудно?




-Что нужно сделать ещё?






-Сделайте самооценку

своей деятельности.










-Ваше настроение?







-Молодцы! Спасибо за урок!

-Дело мастера боится.


-Да!


-Выразительно читали наизусть стихи, знать авторов стихов; учились отгадывать загадки об осени; наблюдали за рифмой, тоном, темпом;

учились работать в паре, уважать мнение товарища. Эту цель мы достигли.


-Трудно было называть авторов стихов.



-Больше читать стихов о природе, ходить в библиотеку, участвовать

В различных литературных конкурсах, мероприятиях.

Учащиеся

показывают карточкой.

Зелёный –отлично

Жёлтый-хорошо

Красный- удовлетворительно






Показывают по карте настроения

зелёный- прекрасное,

жёлтый- хорошее

красный-удовлетворительное.






Умение делать выводы,

Давать оценку своей работы.































Развитие умения

самим подводить итоги

своей работы; оценивать свою деятельность.

Приложение №1

1.Весной одевается, а осенью раздевается.

(Дерево)

2.Молоко по речке плыло, ничего не видно было.

Растворилось молоко- стало видно далеко.

(Туман)

3.Стоит Алёна-платок зелёный,

Тонкий стан- белый сарафан.(Берёза)

4. Серебряные нити сшивают землю и небо.

(Дождь)

5.С опавшей листвы разговор еле слышен:

-мы с клёнов…

-мы с яблонь…

-мы с вишен… (Листья)

Приложение №2

Викторина «Чьи это стихи?»

1.Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора.

( Ф.Тютчев_)

2.Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

(А. Плещеев)

Телюкова Валентина Васильевна МКОУ «Ларичихинская СОШ» учитель начальных классов

----------------------------------------------------------------------------------

3.Осень. Обсыпается наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

(А. Толстой)

4.Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

(С.Есенин)

5.Опустел скворечник, улетели птицы.

(И.Токмакова)

6.Ох и хитрые грибочки,

Где же спрятались они?

(В.Берестов)

Приложение №3

Памятка «Как прочитано стихотворение?»

1.Подготовленное или нет стихотворение.

2Чтение плавное или отрывистое.

3.Тон. *спокойный * уверенный * радостный

*грустный * задумчивый *удивлённый

4.Темп. (Быстрый, умеренный, медленный)

5.Соблюдение логических пауз, ударений.

6.Ошибки. *перестановка слов *искажаются слова.

Приложение №4

Проект «Вот и осень наступила»

Авторы: Касаткин А. Перуновская Л Романчева А.

Квадяева В.

Цели: сочинить стихи об осени; оформить альбом «Вот и осень наступила»; прочитать их на уроке литературного чтения, родительском собрании.

Задачи:

-изучить научно-популярную литературу;

-провести исследование по теме;

-сделать выводы.

Проблема: чтобы урок был интересным и разнообразнвым, мы решили сочинить стихи

Наши стихи.

Белый гриб. Белка.

Белый гриб большой найду Белки запаслись грибами-

На лесной дорожке. Насушили грибы сами.

Можно белке гриб отдать, Если очень повезёт-

Белка шишек наберёт! Пусть накормит деток! Эта славная красавица

Надо ей бельчат кормить. Сбором шишек очень славится!


Телюкова Валентина Васильевна МКОУ «Ларичихинская СОШ»учитель начальных классов

________________________________________________________________

В парке я положу гриб Касаткин А.

У дупла под ёлкой. Осень.

Отлучуся на часок, Дни становятся короче,

А потом проверю: листья всё хелтей!

Через час угощение исчезло Солнце светит из-за тучи,

Значит, белочка была, Дождик льёт сильней!

По стволу тихонько слезла, Пасмурно, тоскливо на дворе сейчас,

Гриб бельчатам отдала! Дети все уныло, лишь в окно глядят!

Квадяева В. Перуновская Л.


--------------------------------------------------------------------------------

Огуречик. Осенью в лесу.

Огуречик- огуречик! Мы идём, а под ногами

Красивый человечек. Листочек золотой,

Он такой зелёный, Пахнет вкусными грибами

Очень несмышлёный! Пахнет ягодой лесной!

Осень целую подряд Казицин А.

Так и просится в салат!

С ним укропчик, чесночок

И зелёненький лучок! Ромаечева А.

Выводы: мы сочинили стихи, оформили их в альбом «Вот и осень наступила». Свои стихи мы прочитаем на уроке литературного чтения. выступим перед родителями, жителями села.

Приложение №5

Карточки к игре «Собери пословицы.»

Весной дождь парит, а человек добреет

Корми меня зимой, коли гусь на лёд выходит.

Осенью скот жиреет, а осенью мочит.

Что за осень, А осенью я сам сыт буду.

Приложение №6 (Учебник стр.82 Задание №3 №4_

  1. Найди пары слов, которые рифмуются: холоднее,крика,грустнее,брусника

Ответ: Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее. К. Бальмонт.

2.Какой из двух текстов относится к стихам.

*В саду уже поселилась осень. Листик за листиком падают на землю с липы на крышу, какой листик парашютиком, а какой мотыльком, какай- винтиком.

*Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно- покой и простор!

Ответ второй текст- это стихотворение.

Около леса, как в мягкой постели,

Телюкова валентина Васильевна МКОУ «Ларичихинская СОШ» учитель начальных классов

______________________________________________________________

Выспаться можно- простор и покой!

Выводы: план урока реализован, цели урока выполнены.

Планируемые результаты: учащиеся умеют выразительно читать стихи, знают авторов.

Регулятивные: учащиеся умеют формулировать тему, цель урока. В сотрудничестве с учителем умеют планировать свою деятельность;

Коммуникативные: научены работать в паре, группе, умеют слушать друг друга; при работе согласовывать свои действия.

--------------------------------------------------------------------------------

Литература.

1.Заходер Б.И. Моя вообразилия. –М.; Просвещение 2010

2.Маршак С.Я. Про всё на свете- М.; Просвещение 2010

3.Лодыженская Т.А. Речь, речь, речь.-М.; Педагогика 2015

4.Ушаков Н.А. Внеклассные занятия по литературному чтению. –М.; Просвещение 2016

5.Интернет-ресурсы: wwwobazpo.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!