I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Уточняет тематические рамки. | Звучит музыка Э.Грига.(эмоциональный настрой) и слайд-шоу с видами Норвегии. Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе? Обратите внимание на девиз урока: « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г.Паустовский.) | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему и цели урока. | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Какие произведения К.Паустовского вы знаете? О чем они? | Прогнозирование работы по названию произведения. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Подготовка к восприятию Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом | Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания речевой разминки. | Организует подготовительную работу. | Сообщение 1 группы: биография К.Г. Паустовского. В конце сообщения – подарок корзинка с шишками. Странный подарок, необычный. Что же с ним делать? Речевая разминка: Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах) | Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания. | Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
IV. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного. | Участвуют в комбинированном чтении. Отвечают на вопросы по содержанию. Выполняют работу в парах | Организует первичное чтение. Задает вопросы по содержанию прочитанного. Контролирует выполнение задание учащимися. | Первичное чтение комбинированное Какие чувства у вас вызвал рассказ? Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении? Каков этот рассказ по характеру? Физминутка Теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. - О чем говорится в каждой части? (1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте) - Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа. - Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план: 1. Встреча. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях. 4. На концерте. Слайд 4. | Выявлять основную мысль произведения. Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного. | Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
V. Выразительное чтение и анализ прочитанного ) Цель: обучение выразительному выборочному чтению, анализ прочитанного. | Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя. Выполняют задания учебника. | Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения. | Чтение по частям Часть первая Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог. - Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей? - Что надеялась получить Дагни в подарок? -Почему Григ отсрочил подарок? Какими художественными средствами языка пользуется писатель? Работа в группах Задание каждой группе: 2 группа - описание лета, белых ночей 3 группа - описание музыки 4 группа - описание зимы 5 группа - описание осени Заполните таблицу Эпитет | Олицетворение | Сравнение | - Как мы назвали вторую часть? - С чем сравнивали друзья дом композитора? - Что было единственным украшением этого дома? - Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ? выборочное чтение - В чём заключалось счастье для великого композитора? - Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни? - Что изменилось за это время в природе? - Зачем опять К. Паустовский включает описание природы? - Прошло время, Дагни покидает родной дом. - По какой причине она делает это? - Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей? (Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве) -Какое чудо случилось с ней однажды на концерте? - Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать) - Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке? -Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.) -Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: | Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей. | Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности. | Оценивают свою работу на уроке | Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства Подумайте над вопросом «Чем должен жить человек?» Работа с рефлексивным плакатом: -Достигнута ли цель урока? -Что помогло её достичь? -Все ли задачи выполнены? - Что получилось на уроке? Почему? - Что не получилось? Почему? - Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…». Домашнее задание: 1 группа: с.69-82 чтение по ролям 2 группа: сообщение о Григе 3 группа: вопросы с.83-84 | Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |