СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему "К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»" направлена на изучение творчества К.Г.Паустовского, развитие навыка чтения и творческого воображения, а также формирование нравственных качеств и творческих способностей учащихся. Ученики учатся работать с текстом, анализировать произведение, и организовывать работу в группах. Применена технология развития критического мышления через чтение литератаруного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»,

учитель Плужник Галина Алексеевна

МБОУ города Иркутска СОШ № 17

Тема

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели


Образовательные: Продолжить изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.

Воспитывать: нравственные качества, творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД. Продолжить формирование нравственно-этические ориентиров.

- Регулятивные УУД. Планировать деятельность: принимать и выполнять поставленную учебную задачу, развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.

- Коммуникативные УУД. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; формировать навыки сотрудничества при проведении игр.

- Познавательные УУД. Ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.


Планируемый результат

Предметные:

Уметь: определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Личностные: Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Идея, основная мысль

Межпредметные связи

литературное чтение, музыка, русский язык, география

Ресурсы:

- основные



- дополнительные


Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой



Учебная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.


Уточняет тематические рамки.

Звучит музыка Э.Грига.(эмоциональный настрой) и слайд-шоу с видами Норвегии.

Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе? Обратите внимание на девиз урока: « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г.Паустовский.)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Какие произведения К.Паустовского вы знаете? О чем они?

Прогнозирование работы по названию произведения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Подготовка к восприятию

Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом


Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задания речевой разминки.



Организует подготовительную работу.


Сообщение 1 группы: биография К.Г. Паустовского. В конце сообщения – подарок корзинка с шишками.

Странный подарок, необычный. Что же с ним делать?

Речевая разминка: Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах)


Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания.


Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

IV. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного

Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного.

Участвуют в комбинированном чтении.

Отвечают на вопросы по содержанию.








Выполняют работу в парах

Организует первичное чтение.

Задает вопросы по содержанию прочитанного.








Контролирует выполнение задание учащимися.

Первичное чтение комбинированное

Какие чувства у вас вызвал рассказ?

Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении? Каков этот рассказ по характеру?

Физминутка


Теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки;

2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни;

3 - Дагни у тетушки;

4 - на концерте)

- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа.

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. На концерте. Слайд 4.


Выявлять основную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного.


Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)

V. Выразительное чтение и анализ прочитанного )

Цель: обучение выразительному выборочному чтению, анализ прочитанного.

Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя.









Выполняют задания учебника.


Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения.







Чтение по частям Часть первая

Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.

- Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей?

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок?

Какими художественными средствами языка пользуется писатель? Работа в группах

Задание каждой группе:

  • 1 группа - описание дома композитора.


2 группа - описание лета, белых ночей

3 группа - описание музыки

4 группа - описание зимы

5 группа - описание осени

Заполните таблицу

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

- Как мы назвали вторую часть?

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

- Что было единственным украшением этого дома?

- Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ? выборочное чтение

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

- Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни?

- Что изменилось за это время в природе?

- Зачем опять К. Паустовский включает описание природы?

- Прошло время, Дагни покидает родной дом.

- По какой причине она делает это?

- Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?

(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

-Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

- Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать)

- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:


Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей.





Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

(Коммуникативные УУД)


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.


Дает инструкцию по домашнему заданию.

Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства

Подумайте над вопросом «Чем должен жить человек?»

Работа с рефлексивным плакатом:
-Достигнута ли цель урока?

-Что помогло её достичь?

-Все ли задачи выполнены?
- Что получилось на уроке? Почему?

- Что не получилось? Почему?
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».


Домашнее задание:

1 группа: с.69-82 чтение по ролям

2 группа: сообщение о Григе

3 группа: вопросы с.83-84

Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!