СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Культура Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Культура Древней Руси 12-13вв"

Просмотр содержимого документа
«Урок Культура Руси»

Культура Руси XIIXIIIвв

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с культурой Древней Руси 12-13вв; выявить признаки влияния феодальной раздробленности на развитие культуры; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры.

Задачи урока:

  • Выявить особенности культуры удельного периода Руси. Продемонстрировать произведения зодчества и живописи, дать их описание.

  • Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве; живописном творчестве; жанрами произведений русской литературы.

  • Формировать умение описания памятника искусства; навыки работы с историческими источниками; умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вывод.

  • Воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Основные понятия и термины:культура, фреска, икона, летопись, зернь, скань, чернь.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии.

3.Планировать деятельность в учебной ситуации.

4.Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2.Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2.Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

  1. Формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, уважительное отношение к культурному наследию предков; осваивать гуманистические традиции и ценности Древней Руси;

  2. Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

  3. Уважать культурное многообразие;

  4. Понимать роль взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;


Слайд.

Я: Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по истории Древней Руси. И для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы должны вспомнить основные события, которые мы уже с вами изучили. Предлагаю провести исторический диктант. Кто сегодня будет у нас в роли учителя?

Выбираем ученика. Он проводит тестирование.

Слайд.

Сейчас я вам покажу иллюстративный ряд, а вы попытайтесь ответить где находятся эти памятники культуры?

Скажите, так какова же будет сегодня тема нашего урока?

Слайд.

Тема урока: Культура Древней Руси (запишите тему урока в рабочий лист)


Учитель: «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» - так сказал неизвестный автор Древней Руси 13 века.

Но кроме нерукотворной красоты у нас есть и красота, созданная руками человеческими – талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью.

Я предлагаю вам определить цели и задачи нашего урока.

Ребята, как вы думаете, а зачем мы будем изучать культуру Руси. Ведь это было очень давно, может быть это уже не актуально?

Дети отвечают:

1. Хотелось бы узнать о литературе и архитектуре Древней Руси, о живописи, о народном творчестве.

2. Подробнее изучить особенности храмового зодчества.

3. Чтобы знать историю, гордиться ею и быть настоящими патриотами.

Вот мы и определили цель нашего урока.

Слайд.

Для начала, давайте вспомним – что такое культура?

Чтобы определить основные задачи нашего урока, я хочу предложить вам создать кластер, а для этого вспомните, по какому плану мы изучаем культуру любого государства?

Дети отвечают: История, Литература, Архитектура, Живопись, Прикладное искусство. (Запишите в рабочие листы).


Слайд. Создание кластера: Культура Руси

1. Исторические условия

2. Развитие научных знаний

3. Литературный жанр

4. Архитектура

5. Виды живописи: мозаика, фреска, иконопись

6. Прикладное искусство Древней Руси: зернь, скань; чернь;

Вот мы и определили основные задачи.

1. Исторические условия

Итак, практически все ребята предложили начать изучение новой темы с исторических условий. Ну что ж, я не против. Обратимся к карте.

Слайд.

- Что собой представляла Русь в XII - XIII веке?

В это время Русь переживала период феодальной раздробленности.


- Назовите и покажите на карте основные политические центры Древней Руси.

Новгородская земля, Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество и др.

Слайд. Дайте определение феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность – исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева.


Ребята, мы познакомились с историческими условиями Древней Руси. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока:

Проблема:

- Какое влияние оказала феодальная раздробленность на культурное развитие русских земель?


Для того, чтобы сделать более полные выводы я прошу вас обратиться ко 3- му заданию рабочего листа.

Давайте сравним плюсы и минусы феодальной раздробленности в целом и в отношении развития культуры. Заполните таблицу и сделайте вывод.


2. Развитие научных знаний

Обратимся снова к нашему кластеру. Какой вопрос нам следует обсудить после исторической справки?

Да. Развитие научных знаний

Слайд Учитель кратко рассказывает о средневековой городской школе на Руси. Можно добавить, что в это время происходило накопление научных знаний о природных явлениях: планетах, кометах, землетрясениях, бурях. Эти знания становились основой для развития науки. Большое значение имела церковная переводная литература, переводили книги по медицине, географии, ботанике.


Слайд. 3. Литературный жанр

С принятием христианства на Руси, развитием письменности и грамотности зародилось русское летописание. С XII века начался новый период в истории русского летописания. Кроме Киева и Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и Смоленске, во Владимире и Ростове, в Рязани и в других городах.

Запоминаем: Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).


Слайд Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево – Печерского монастыря Нестором.

Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники.


- Почему летописи являются важнейшими источниками по истории Руси?

(Ответы учеников)

Из них мы узнаём о том, что происходило от свидетелей тех событий.


  • Продолжаем дальше наше путешествие в мир культуры.


Слайд. Появляются новые жанры, популярным был жанр – поучение. Самое знаменитое «Поучение детям» Владимира Мономаха.

- чтить старших;

- жить правильно, помогать обездоленным;

- соблюдать законы.

- традиции государственные и семейные;

- выполнять честно воинский долг, не уклоняться от службы.

Вопрос для учащихся – применимы ли эти требования для современной жизни?


Слайд. Переход: совершенным творением древнерусской литературы предстаёт «Слово о полку Игореве».

В нем повествуется о неудачном походе князя Игоря против половцев в 1185 г. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах. Автор обращается к князьям с призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, постоять «за землю Русскую». Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности. Имя автора «золотого слова» древнерусской литературы нам неизвестно.

Слайд. В период политической раздробленности Руси появилось «Моление Даниила Заточника». Автор этого произведения был сторонником сильной княжеской власти, в которой он видел единственный источник порядка и справедливости. В «Слове Даниила Заточника» он обличает княжеских тиунов, которые притесняют мелких вотчинников.

Вспомним: кто такие тиуны, вотчинники?

Вывод: В XII – XIII вв. существовали те же литературные жанры, что во времена Киевской Руси, а вот число произведений выросло во много раз.

Слайд. 4. Архитектура

Итак, я вам расскажу о выдающихся архитектурных сооружениях Древней Руси.

Вы, внимательно слушаете, смотрите на доску и заполняете таблицу в рабочей тетради на стр. 46-47.

Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшествующего периода.

Вначале я познакомлю вас с архитектурой Новгородской земли, потом Владимиро-Суздальской. Попытайтесь найти различия и особенности каждого из направлений.

Новгородское зодчество:

Слайд.Со второй половины XII в. ослабевает византийское влияние. В древнерусской архитектуре появились храмы башнеобразной формы. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (1207).

Слайд. В древней Ладоге на севере Новгородской земли была построена церковь Святого Георгия. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.

Слайд. Церковь Спаса на Нередице, которая является образцовым памятником новгородской архитектуры второй половины XII в. Она была выстроена в 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. На Нередице, потому что новгородцы приглашали князей на жестких условиях и не позволяли им хозяйничать в городе. Поэтому храм был построен не в ряду (так называли в Новгороде улицы), а за городом, за рядом. Церковь была построена всего за три месяца и время над ней не властно.

Слайд. В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский. Верхняя часть постройки обильно декорирована резьбой по белому камню. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба.

Учащимся предлагается, используя иллюстрации, объяснить, почему резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром.

Владимиро – Суздальское зодчество:

Слайд. Во Владимиро-Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велось при Андрее Боголюбском. Успенский собор во Владимире отличался, как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными порталами, пилястрами. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу реки Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени – 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны и покрыты золотым рисунком.

Слайд. При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь после смерти любимого сына. Она стоит на пересечении важнейших торговых водных магистралей и видна со всех сторон. Эта церковь стала «поэмой из камня». Церковь небольшая, но у окружающих складывается ощущение, что она грандиозна и величественна. Строители несколько наклонили стены храма внутрь, чтобы создавалось впечатление о высоте строения. Это выдающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры.

Изысканная простота ее архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

Поэтесса Ирина Снегова посвятила храму Покрова на Нерли такие строки.

Свечой на ладони – на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущим реку в дугу.

Мерцает в излучине будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность или магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна.


Итак, Вопрос учащимся: Каковы были отличия храмового строительства Владимиро-Суздальской и Новгородской земли? Дети отвечают и заполняют таблицу.

Новгородская земля

- храмы строились одноглавыми и небольшими. Были просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж.

Владимиро-Суздальская земля

- храмы строились подчёркнуто торжественными и отличались пышностью.


5. Виды живописи (иконопись, мозаика, фреска,)

Переход: не только храмовое зодчество поражало своей красотой, но и храмовое искусство тоже было предметом гордости и восхищения мастеров того времени. Один из основных видов живописи – иконопись.

Учащиеся вспоминают определения: Икона, Иконопись – изображение, образ.

Слайд. Икона Спас Нерукотворный. Названа так по имени Иисуса Христа – Спасителя. В 1 веке нашей эры жил князь Авгарь. Он был болен проказой и параличом и сильно страдал.

Однажды Авгарь услыхал о чудесных исцелениях, сотворенных Иисусом Христом. Он призвал к себе живописца Ананию, попросив его пригласить чудесного врачевателя к себе, а если тот откажется, то пусть живописец изобразит лик и принесет изображение к нему.

Анания, пришедши в Иерусалим и найдя Спасителя, отдал ему письмо Авгаря и начал было изображать лицо его, но это ему никак не удавалось, потому что лик Спасителя все время менялся. Видя желание Анании, Господь взял воды и полотенце, умыл лицо и отер его. И на полотенце чудесным образом появился лик Иисуса Христа - Спас Нерукотворный. Первое чудо, совершенное Спасом Нерукотворным – избавление князя Авгаря от проказы и паралича.

Главные ворота Кремля названы Спасскими в честь чудесного образа возникшем на них Нерукотворного лика Спасителя. Всегда нужно было снять шапку и преклонить голову.

Народное предание гласит: когда Наполеон проезжал со своей свитой Спасскими воротами и не обнажил головы по устоявшемуся обычаю, буйным порывом ветра с него и со всех его спутников сорвало головные уборы.

Икона 12 века Спас Нерукотворный из Успенского собора Московского Кремля, находится в Третьяковской галерее.


Слайд. Другая не менее чудесная икона того периода – Богородица Владимирская.

Название иконы «Богоматерь Владимирская» связано с ее долгим пребыванием во Владимире. Эта икона — один из вариантов Богоматери — самый проникновенный в живописи образ, передающий ласкание матери и ребенка.

Это главная святыня России. По преданию, она написана апостолом Лукой на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Богородица с Праведным Иосифом.

Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят: «пяточка», - по которой узнают Владимирскую).

При нашествии полчищ хана Батыя, когда Владимир подвергся страшному разорению, святая икона осталась совершенно целой и невредимой.

Чтобы спасти Русскую землю и Москву от страшного разорения хана Тамерлана, Владимирскую икону перенесли из Владимира в Москву. Во время перенесения иконы весь народ вышел на дорогу и на коленях по краям дороги умолял Богородицу о спасении.

В тот самый день и час 26 августа, когда святыню встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре и увидел во сне величественную женщину в царственном одеянии с грозными очами в окружении воинов, повелевшую ему оставить пределы Русской земли. Ужас объял хана, и он велел своему воинству собираться в обратный путь. Сегодня икона Владимирской Божией матери находится в Москве в Никольском храме при Третьяковской галерее.

Слайд. Множество икон было сделано в технике мозаика.


Слайд. Мозаика– картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

К началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика вытесняется фреской.


Слайд.Фреска– техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке


6. Прикладное искусство Древней Руси: зернь, скань, чернь;

Зернь – украшение ювелирных изделий зёрнышками из металла.

Скань, филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки.

Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.


Проблемное задание

Какое влияние, на ваш взгляд, оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

Дети отвечают:

1. Культура на Руси продолжила свое развитие: строились храмы, церкви;

2. Четко обозначился в устном народном творчестве призыв к объединению;


Сейчас мы попробуем с вами определить особенности русской культуры 12-13в.

Слайд. Особенности культуры XII-XIII веков:

- раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры,

- главной темой древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению.


Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало ее дальнейшему расцвету. Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период. Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе.

Закрепление нового материала.

Интерактивный тест-зачет по теме «Культура Руси XII – XIIIвв».


Предлагаю оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Оцените свою работу в рабочих листах.

Знал… Научился… Могу научить другого…

Чтобы хотели узнать еще по этой теме. Запишите это на рабочих листах.

Подвожу итог урока. Выставляю оценки. Записывают домашнее задание:

П.44, задания в рабочей тетради. Презентации.




Проверяют в паре. Сразу оценка.


Ответ: Это памятники Древней Руси.


Ответ: Культура Древней Руси

12-13 в

(задание №1 запись темы в рабочем листе)














Задание №2

Дети записывают







Работа с картой





Дети называют проблему



Работа с таблицей




Зачитать по учебнику


(Учащимся предлагается показать эти города на карте).







Ученик зачитывает текст Поучения.

Учащиеся работают с документом и с помощью учителя формируют нравственные ценности, которые нужно соблюдать:











Дети отвечают





Дети заполняют таблицу



















Уч-ся объясняют, почему резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром.











Дети выполняют задание №4 в рабочем листе. Зачитывают ответ






































Работа с текстом учебника – учащиеся определяют особенности культуры XII – XIII века. Стр.85.




Интерактивный тест-зачет по теме «Культура Руси XII – XIIIвв».

Итоговая запись в рабочих листах:

Знал… Научился… Могу научить другого…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!