СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок (конспект) по окружающему миру "Разнообразие животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок (конспект) по окружающему миру "Разнообразие животных"»

3 класс

Тема: Разнообразие животных

Цель: условия для ознакомления с разнообразием мира животных.

Задачи урока:

1.Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.

2.Развивающие: способствоватьа)развитию умений сравнивать и выделять главное; б)развитию познавательного интереса.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые УУД:

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к предмету познания;

- проявлять познавательный интерес и познавательную инициативу к изучению предмета, учебной деятельности;

- применять правила делового сотрудничества;

- осваивать и принимать свою социальную роль обучающегося;

- совершенствовать личностные качества, умение учиться, способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- позитивная самооценка своей учебной деятельности.

МетапредметныеУУД:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- предвосхищать результат своей деятельности, определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;

-владеть волевой саморегуляцией для преодоления интеллектуальных затруднений.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

–построение логической цепи рассуждения;

– выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство; 

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– слушать и понимать речь других;

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


Предметные:

обучающиеся получат возможность научиться:

- различать группы животных и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования на выявление признаков животных;

- извлекать информацию из дополнительных источников знаний;

- объяснять, как различать группы животных и их признаки, используя полученную информацию;

- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–звери-земноводные–пресмыкающиеся (животные);

- осознавать ценность природы необходимость нести ответственность за её сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в природе.

Технологии, методы:

1. ИКТ

2. Словесный, наглядный, исследовательский.

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, разрезные карточки,задание для работы в парах, выставка книг о животных.






















Ход урока


I. Организационный момент. Психологический настрой. (Слайд 1)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать

ІІ Проверка домашнего задания

1 .Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний объект (Слайд 2)

  • природы. (Слон, собака, паук, ландыш). Слайд 2

  • К какому царству природы относится ландыш? (К царству растений).

  • Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)

  • Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)

Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Проверка домашнего задания. Работа с тестами. (Слайд 3)



– А сейчас чтобы ваши знания о растениях, я предлагаю вам выполнит небольшой тест. На столе у вас карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

1. Что содержит плод растения?

А) цветок
Б) семена
В) стебель

2. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину
Б) остатки растений и животных
В) кислород, воду, соли

3. Хвойные растения это...

А) сосна, ель, сирень
Б) лиственница, папоротник, кедр
В) ель, сосна, пихта


III. Актуализация знаний (Слайд 4)

- Посмотрите ещё раз на экран. Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы? (животные)

Что можно о них сказать? (они разные)

- Чтобы точно сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадки о животных, записать отгадки и первые буквы этих слов составят слово-тему нашего урока.

Плаваю под мостиком 
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю (РЫБА)

Стоит стеклянный водоём,

Много разных рыбок в нём –
Жёлтых, чёрных, красных,
И таких прекрасных. (АКВАРИУМ)

По полю скачет - ушки прячет, 
Встанет столбом - ушки торчком.(ЗАЯЦ)

Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь — на носу. (НОСОРОГ)


 Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется... (ОЛЕНЬ)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(ОСЕЛ)

Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины (БОБРЫ)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен —

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет. (РАК)

Он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (АИСТ)

Лошадь, как лошадь, но только в полоску, видел когда-нибудь лошадь-матроску? (ЗЕБРА)

Ходит важно и спесиво,

Надут сердито, некрасиво. (ИНДЮК)


Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля .... (ЕНОТ)


IV. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 5)

- Какова будет тема урока?

- Какова цель нашего урока?

(Cегодня мы поговорим о разнообразии животных и подробнее познакомимся с новыми группами животных. А поможет нам в этом наука зоология).

- Прочитайте в учебнике с. 87, что изучает наука зоология.

- Как вы думаете, как называются учёные, которые занимаются этой наукой?

Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.

Зоологи исследуют строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.

V. Этап усвоения новых знаний

- Мир животных очень разнообразен. Мы, покидая царство растений, переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки. (Слайд 5)

Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп.

Вхождение в тему (Слайд 5)

- Мы уже знаем несколько групп животных. Давайте их вспомним…

( Насекомые, птицы, рыбы, звери)

- Приведите примеры

- Сегодня на уроке мы составим таблицу, в которой отразятся отличительные признаки групп животных. Начнём составлять

(Слайды 6-17)

Группа животных

Отличительные признаки (количество ног, покров)

Звери

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

Рыбы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Птицы

Тела покрыты перьями, 2 ноги

Насекомые

Три пары ног( 6 ног)



Проблемная ситуация

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. А теперь послушайте очень серьёзный вопрос. (Включить голос в записи). (Слайд 18)

- Да вот это настоящая головоломка. Как тут быть? Что делать? Ваши предложения!

VI. Работа в парах(по учебнику) (Слайды13-14)

- А давайте не будем спорить и заглянем в учебник на страничку 89-90.

(Работая в парах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. И предполагают, что существует ещё две группы животных)

(Дети из групп отвечают, остальные группы сигналом зелёного цвета –«СОГЛАСНЫ», красного цвета – «НЕ СОГЛАСНЫ».)

- Дополните схему еще двумя группами животных.

Группа животных

Отличительные признаки

Звери

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

Рыбы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Птицы

Тело покрыто перьями, 2ноги

Насекомые

Три пары ног

Пресмыкающиеся

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Земноводные

голая, влажная кожа,4 лапы

- Но и это ещё не всё! Сейчас вам будут рассказывать о других группах, вам нужно будет запоминать названия и отличительные признаки, и наша таблица будет обновляться.





Группа животных

Отличительные признаки

Звери

Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы

Рыбы

тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников

Птицы

Тело покрыты перьями, 2 ноги

Насекомые

Три пары ног

Пресмыкающиеся

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

Земноводные

;голая, влажная кожа,4 лапы

Паукообразные

они имеют 8 ног (4 пары)

Черви

Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет

Ракообразные

Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни

Моллюски

Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет

Иглокожие

Тело покрыто иголками, ног нет



V.Первичное закрепление. (Слайд 34) Самостоятельная работа. Работа в группах «Кто из них кто?»

Распределите животных по группам в таблице.(Учебник с. 90-91)

Насекомые


Рыбы


Пресмыкающиеся


Звери


Птицы


Земноводные


VII. Физминутка.


VIII. Составление запрещающих экологических знаков

«Правила друзей природы »

Ребята, о чем должны подумать и что должны сделать люди, чтобы сохранить все виды животных? Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать. И напоследок послушайте стихотворение:

Ершов Алексей «О защите природы»

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»

Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.

И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(Слайд 36)

Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 24)

У каждого на столе лист самооценки. Дети устно дополняют предложения

X. Самооценка (рефлексия)

– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?

ХI. Итог урока. Оценки за урок

















Насекомые


Рыбы


Пресмыкающиеся


Звери


Птицы


Земноводные


Черви


Моллюски


Ракообразные


Паукообразные


Иглокожие














Насекомые


Рыбы


Пресмыкающиеся


Звери


Птицы


Земноводные


Черви


Моллюски


Ракообразные


Паукообразные


Иглокожие














Это морское животное, кожа вооружена шипами и иглами. У этого животного обычно 5 конечностей, у некоторых бывает гораздо больше. Живут на дне морей и океанов, плавать не умеют. Бывают самых ярких цветов: красные, жёлтые, пурпурные, голубые, зелёные. Питается планктоном, червями и морскими ежами.



Самое большое морское животное, млекопитающее. В переводе с древнегреческого «морское чудовище».

Живёт в океане, дышит лёгкими, как человек. Поднимаясь на поверхность, чтобы сделать вдох, он выдыхает воздух из своих лёгких. Воздух выходит через специальное отверстие в спине вместе с паром, и образуется струя фонтана.



Эти животные живут у берегов Антарктиды большими колониями – до десяти и более тысяч пар. Передние конечности ласты, толстый слой жира и водонепроницаемые перья. Может плавать и нырять, но не может летать. У них обычно белый живот и чёрная или серая спина.



У неё четыре сетчатые крыла, длинное, стройное брюшко. Летает быстро, ловко, увёртливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. А какая глазастая! Её огромные глаза словно облегают голову со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу. Питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывая их цепкими лапками в воздухе и поедая прямо на лету.





Зоологи исследуют строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.





Паукообразные относятся к типу членистоногих животных. Все они имеют 8 ног. Известными представителями паукообразных являются клещи, пауки и скорпионы. В современной науке описано более 114 тысяч их видов.




Дождевой червь – один из необычных обитателей нашей планеты, который живет под землей.

Несмотря на свой маленький размер, он каждый день роет длинные и узкие норы. Кушают черви опавшие листья, траву и разложившуюся зелень. Тело червя состоит из множества кожных колец и в длину может достигать 15 см. Черви очень трудолюбивы. Они постоянно перерывают землю и благодаря этому в глубину почвы поступает воздух, что очень важно и полезно для корней растений. Часто дождевых червей можно увидеть на асфальте после сильного дождя. Так происходит потому, что потоки воды затапливают их норы и они выползают наверх, чтобы не захлебнуться.









Ракообразные включает в себя следующие наиболее известных животных: крабов, омаров, креветок, криль, раков, мокриц и усоногих. На сегодняшний день открыто около 70000 видов. Тело ракообразных делится на следующие отделы: головной, грудной и брюшной. Ракообразные в основном морские животные, представители ряда видов обитают в пресных водах и на суше. Питаются эти животные в основном водорослями, но есть и хищники, трупоеды.

Моллюски – мягкотелые и беспозвоночные животные разных видов, окрасок и форм. На всей нашей планете моллюсков обитает порядка 150 000 видов, около 3000 из которых приходится на Россию. Большинство представителей такого типа имеют голову, туловище и ногу, а также раковину с мантией, защищающей внутренние органы. Наиболее популярный представитель брюхоногих – улитки, слизни. Свое название брюхоногие получили из-за характерного строения – так называемая нога, с помощью которой они передвигаются, занимает всю брюшную поверхность. На голове расположены глаза, ротовая полость и чувствительные усики.



















Эти животные – крупные грызуны. За ночь своими крепкими и всегда острыми зубами они могут перегрызть толстое дерево и перетащить его к дому. Кора и ветки – их главная еда, они запасают её на зиму и хранят под водой. Они хорошо плавают и ныряют – на их лапах есть перепонки, а толстый хвост служит рулём. Норы строят в речных и озёрных берегах, а крепкие домики-хатки прямо на воде. За это их называют лучшими инженерами-строителями среди животных.

























- Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-Было трудно…

-У меня получилось…

- Мне захотелось узнать…

- Я научился…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!