Тема урока: Какие бывают животные. Практическая работа № 2: классификация животных.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
-уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале,
-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе;
- уметь оценивать результат своей работы на уроке.
2. Познавательные УУД:
- объединять объекты в группам с общими признаками;
-классифицировать объекты по общему признаку
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
- проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её; работать в группе; работать с таблицами
учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, тест, выставка книг о животных, наклейки с изображением животных. Оборудование к уроку:
- учебник;
- тетрадь на печатной основе;
- карточки для работы в группе;
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
– Проверим готовность к уроку
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке окружающего мира мы совершим путешествие. А куда? Это вы узнаете отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
- Сегодня мы будем путешествовать по лесу.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О растениях)
- На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы)
Работа по карточкам:
1.Вставь пропущенные слова:
У………. стебли мягкие, сочные.
У …………………. и ……………………… - твердые, одревесневшие. У …………………… от корня отходит один толстый стебель – ствол. У …………………………. несколько довольно тонких стеблей – стволиков.
2.Распределить на группы: береза, шиповник, клевер, колокольчик, дуб, смородина, сирень, тополь, подорожник, одуванчик, ель, сосна
Без кого еще невозможно представить лес?
Отгадайте анаграммы:
Двьемед цаилис щияреац акрьас
(Медведь, лисица, ящерица, карась)
-Что обьединяет все эти слова?
- О ком мы будем говорить на уроке?
- А если быть точнее, то какая тема нашего урока?
- Какие бывают животные? Классификация животных.
Какова цель нашего урока?
- узнать на какие группы делятся животные.
- разделить животных на группы;
Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Ученые описывали животных в течении многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливалось, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их.
Так возникла наука систематика.
Систематика — это наука, занимающаяся описанием ныне существующих и вымерших живых организмов, с последующей их классификацией.
Классификация — это распределение живых организмов по группам на основе их строения, местообитания, жизнедеятельности и других признаков.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)/
Работа по теме урока. Работа в группах.
У вас на столах картинки животных ( заяц, овца, сова, кузнечик , сом, щука, курица, пчела, гусь, кошка, стрекоза, окунь)
На какие группы вы можете разделить эти животных?
- Дикие и домащние. Вывешиваются на доске карточки:
Животные: дикие домашние
- Назовите диких животных.
Каких животных мы называем дикими?
Назовите домашних животных. Каких животных мы называем домашними?
А можно ли еще на какие- то группы разделить этих животных?
- Чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Вы знаете, ребята, кто такие исследователи? В толковом словаре исследователь – это люди, занимающиеся научными исследованиям. Но перед работой каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.
Работать будем по группам. Класс делится на 4 группы, распределяются роли внутри группы.
(На доске вывешивается план)
1. Название группы.
2. Количество конечностей.
3. Чем покрыто тело?
По ходу исследования ребята заполняют таблицу:
Животные | Название группы | Количество ног | Чем покрыто тело |
заяц, овца;кошка | Звери | 4ноги | шерсть |
сова, курица, гусь | Птицы | 2 ноги | перья |
окунь, сом, щука | Рыбы | плавники | чешуя |
стрекоза, пчела, кузнечик | Насекомые | 6 ног | |
жаба, лягушка | Земноводные | 4 ноги | голая кожа |
| Пресмыкающиеся | 4 ноги Нет ног | роговые чешуйки панцырь |
Найдите лишнее животное и охарактеризуйте остальных животных. Данные запишите в таблицу. У детей карточка с картинками животных и таблица.
Животные | Название группы | Количество ног | Чем покрыто тело |
заяц, овца;кошка | | | |
сова, курица, гусь | | | |
окунь, сом, щука | | | |
стрекоза, пчела, кузнечик | | | |
| | | |
| | | |
1-я группа – стрекоза, пчела, ворона, кузнечик. (НАСЕКОМЫЕ)
2-я группа – окунь,кузнечик, сом, щука. (РЫБЫ)
3-я группа –сова, курица, гусь,пчела. (ПТИЦЫ)
4-я группа – заяц, овца, сова;кошка( ЗВЕРИ)
Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы видите на картинке? Название каких вам известно? Найдите лишнее животное. Зачеркните его
- Как одни словом можно назвать эту группу животных. Запишите в таблицу. Рассмотрите внимательно конечности, посчитайте их. Запишите в таблицу.
Посмотрите чем покрыто тело. Запишите в таблицу.
Командиры групп выходят к доске и заполняют данные в таблицу по своей группе животных.
Давайте проверим правильно ли мы описали животных. Откройте учебник на с. 60.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к
солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)
А вы хотели бы побольше узнать об этих животных – птицах, рыбах, насекомых, зверях?
Откройте с. 62-63 нашего учебника и прочтите о них небольшие рассказы.
Посмотрите внимательно на таблицу. Почему две строки остались не заполненными?
Прочитаем об этих группах в учебнике с. 61
Что это за группы? Пресмыкающиеся и земноводные.
Какие животные относятся к пресмыкающимся? Одинаковые ли у них признаки? Сравните змею и черепаху. У черепахи есть ноги? А у змеи? Чем покрыто тело у черепахи? (панцырем) А у змеи? (чешуйками).
А что общего у этих животных? Что они ползают, пресмыкаются.
Что ещё вы знаете о пресмыкающихся?
Сообщения детей.
1 ученик.Змеи любят тепло и нередко заползают в дома, чтобы погреться. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд.
Яд— видоизменённая слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу.
Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.
Самой удивительной ящерицей является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором он» могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой
крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, крокодилы набрасываются на них из воды и топят.
Какие животные относятся к земноводным? (лягушка, жаба)
Рассмотрите их внимательно. Что можем сказать о количестве лап? Чем покрыта кожа?
Заполняем данные в таблицы.
Рассказ учителя
Земноводные - это удивительные существа!
Они могут жить и в воде, и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря — лёгкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.
Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом. К примеру, если лягушку забрать подальше от воды – она начнет худеть, станет вялой и вскоре погибнет. Или наоборот, если измученную лягушку (которая давно не была в воде) посадить на мокрую тряпку, то она начнет прижиматься тельцем к влажной ткани и быстро поправится.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
. Работа в рабочей тетради стр.42
ЗАДАНИЕ №1
Возьмите 4 карандаша: красный, синий, желтый, зеленый.
Подчеркните названия животных разных групп карандашами разного цвета и рамочку с названием раскрасьте в тот же цвет.
Задание № 2.
Работа по группам. 1 группа раскрашивает насекомых, 2 группа- рыб, 3 группа – птиц, 4 группа – зверей.
Задание № 3
В прямоугольниках изобразите с помощью схематических рисунков главные признаки групп животных.
VI.Рефлексия учебной деятельности.
- Какая была тема урока?
- С чем познакомились? (С группами животных и их отличительными признаками).
- Чему научились на уроке?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
Рефлексия настроения.
По классу развешены названия островов:
Остров Радости, Остров Грусти, Остров Тревоги, Остров Понимания, Остров Непонимания.
Прочитайте названия этих островов , подумайте на каком острове вы сегодня окажитесь после этого урока и по моей команде подойдите к этому острову
VII. Домашнее задание. Учебник с.60 -63, читать, отвечать на вопросы, по желанию подготовить сообщение о животном одной из групп. Тетрадь: с.43, № 4, 5,7