СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 8 классе "Реакция обмена"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: умение учиться, соблюдать правила ТБ! при работе с хим. реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей  инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные: умение логически мыслить, сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций, выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять  самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение  работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: умение давать определение понятиям  «реакции обмена», «реакции нейтрализации», выявление условий их протекания до конца,  проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, описывать и различать изученные классы сложных веществ, химические реакции, моделировать реакции.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе "Реакция обмена"»

Урок в 8 классе по теме «Реакции обмена»

Технологическая карта урока.

Предмет: химия.

Класс: 8.

УМК: О.С. Габриелян «Химия. 8 класс».

Тема урока: «Реакции обмена».

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: проблемный урок.

Форма урока: урок – эксперимент.

Используемые технологии: ИКТ, ПДО.

Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, магниты, карточки с изображением типов химических реакций через художественные образы. На ученических столах: в пробирках растворы веществ: Na2SO4, NaOH, HCl, Na2CO3, KCl, BaCl2, фенолфталеин; инструкция к лабораторной работе, лист контроля, лист рефлексии.

Методы: - словесные – рассказ учителя, беседа;

- наглядные – использование презентации, художественных образов (рисунки);

- практические – лабораторные опыты;

- проблемно - диалогические – постановки проблемы (побуждающий от проблемной ситуации диалог), поиска решения (подводящий от проблемы диалог).

Приемы: проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, постановка проблемных вопросов.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Образовательные результаты:

Личностные: умение учиться, соблюдать правила ТБ! при работе с хим. реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные: умение логически мыслить, сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций, выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: умение давать определение понятиям «реакции обмена», «реакции нейтрализации», выявление условий их протекания до конца, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, описывать и различать изученные классы сложных веществ, химические реакции, моделировать реакции.


Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организационный момент. Мотивация уч-ся.

Сегодня я начну урок необычно. Попрошу карандаш у …, а отдам ей свою ручку. Что мы сделали? Попрошу запомнить это.

Девиз нашего урока: «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты». Леонардо да Винчи. Сегодня вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока, используя лист рефлексии. Подпишите его.


Отвечают на вопрос: обменялись предметами.



Обсуждение эпиграфа.



Подписывают листы контроля (прил.3) и рефлексии (прил.4).

Понимание роли теории в науке и эксперимента.

Мотивация к учению.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Актуализация знаний.

Начнем с теории (задания на известный материал): 1. Что изучали последние уроки? 2. Перечислите известные типы реакций и дайте им определение (фиксирую на доске типы реакций).

3. У меня 3 рисунка (прил. 5). Имеют ли они отношение к обсуждаемым вопросам и если да, то какое?

Кто знает все изученные типы реакций и правильно соотнес образы реакций, тот ставит в оценочную таблицу (колонка1) за теорию 3балла. Кто в чем-то ошибся, количество баллов уменьшает.

4. Примените свои знания к конкретным реакциям (прил. 1). Проведите самопроверку (с образцом) и выставите в лист рефлексии (оценочная таблица – колонка2) баллы за задания– максимум 5б.

Ответ на в. №1: Типы химических реакций.

Ответ на в. №2: Р-ии соединения, разложения, замещения. Дают определение.

Ответ на в.№3: Да. Это художественные образы реакций, которые нам известны. Прикрепляют рисунки к названиям реакций.






4. Выполняют задание в тетрадке. Самопроверка, работа с листом рефлексии.

Закрепление знаний по типам химических реакций по числу и составу веществ.

Умение использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций.

Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.

Развитие моторной и образной памяти.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.







Контроль и самооценка своих действий.

Выявление места и причины затруднения.

Задание на новый материал:

1. Определите тип 4 реакции.

(Na2SO4 + 2KCl = K2SO4 + 2NaCl)

Побуждение к осознанию:

2. Смогли выполнить задание?

3. В чем затруднение?

Побуждение к проблеме:

4. Какой возникает вопрос? (фиксирую вопрос на доске).

1. Испытывают затруднения (проблемная ситуация).



2. Нет, не смогли.

3. Мы такой тип не изучали (осознание проблемы).

4. Что это за новый тип реакции? (основной вопрос урока).

Выявление и осознание противоречия между необходимостью и невозможностью выполнения задания из-за недостатка знаний.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Умение формулировать проблему. Участвовать в продуктивном диалоге.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Целеполагание и планирование деятельности (выхода из затруднения).

1. Какова цель урока?


Какие у вас есть версии решения проблемы?


2. Что является более ценным для приобретения опыта по изучению веществ и реакций? (напоминаю о словах Леонардо да Винчи)

1. Рассмотреть новый тип реакций и как - то его назвать.

Предполагают различные варианты (спросить у учителя, найти в учебнике, провести эксперимент и др.)

2. Останавливаемся на эксперименте, оформление таблицы в тетрадках.

Овладение основами химической грамотности.

Умение самостоятельно определять цель своего обучения, планировать пути достижения цели.

Умение понимать другие позиции.


Изучение нового материала – поиск решения (открытие нового знания).

Предлагается проведение опытов в паре по инструктивным карточкам с формулированием выводов: осуществима практически или нет проведенная реакция (прил. 2).

При прогнозировании продуктов реакций, напоминаю о том, что я сделала в начале урока – то же самое делают вещества – реагенты.

Введение понятия «реакция нейтрализации».

Выполняют лабораторную работу по инструктивной карте,

описывают опыты, делают выводы, учатся записывать реакции нового типа.





Выводят определение реакции нейтрализации.

Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, практических умений, адекватной оценки полученных результатов. Выявление признаков нового типа реакций с помощью подводящего диалога. Введение понятия «реакция нейтрализации». Умение описывать и различать изученные классы сложных веществ, химические реакции.

Формирование логического мышления, коммуникативной компетенции, умения делать выводы.

Развитие словесно-логической и эмоциональной памяти. Владение устной и письменной речью.

Умение организовать учебное сотрудничество в парах.

Выражение решения.

1. Какой был основной вопрос урока?

2. Какой ответ мы можем дать? Демонстрация художественного образа р. обмена (прил. 6). Кто сам сформулировал новый тип реакций и смог дать ему определение – выставляет себе 2б в оценочную таблицу (колонка 3).

3. Какой еще возник вопрос при проведении эксперимента?

4. Как на него ответите?

5. Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока.

1. Что это за новый тип реакции?

2. Реакции обмена. Сверяют свое определение с записью на слайде, с учебником. Анализ художественного образа реакции обмена. Выставляют баллы в лист рефлексии.


3. Почему одни реакции обмена идут до конца, а другие нет?

4. Если в результате образуются осадок, газ или вода.

5. Тема урока – реакции обмена.


Умение давать определение понятию «реакция обмена», выявление условий их протекания до конца.


Умение сформулировать тему урока.

Развитие образной памяти, владение устной речью.

Умение выполнять анализ, строить логичные рассуждения и добывать новые знания из наблюдения и эксперимента.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

Применение нового знания.

1. Используя свои новые знания, выполните на листе контроля задание №1 (прил. 3).

2. Обменяйтесь листами контроля и проверьте у соседа правильность выполненного задания (сверка с образцом). Оцените его и выставите в лист рефлексии (колонка 4).

3. Выполните задание №2 на листе контроля (прил. 3). Проведите самооценку, сверив правильные ответы (с образцом). Оцените задание и выставите в лист рефлексии (колонка 5).

4. В чем испытали затруднение? Причина затруднения?


1. Выполнение заданий из листа контроля – выбирают верные утверждения.

2. Сравнивают с правильными ответами, данными на слайде – взаимопроверка. Самооценка в листе рефлексии.


3. Выполняют задание на выбор реакций обмена, идущих до конца. Самоанализ, самооценка в листе рефлексии.


4. Разбор ошибок всем классом – сильные учащиеся делают пояснения для слабых учеников.

Выявление уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Владение основами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.








Оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Информация о домашнем задании.

Что нужно сделать, чтобы закрепить изученный материал?

Домашнее задание - §33, у.3 или у.4 с.191 (обязательное) и творческое (по выбору) – создать художественные образы изученных типов реакций.

Выполнить дома самостоятельно подобные задания.



Записывают д/з.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Умение создавать и преобразовывать знаки, символы в художественные образы, информацию из одной формы в другую (вербальную информацию в визуальную).

Умение выполнять выбор.

Самоопределение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заполните листы рефлексии, ответив на поставленные перед вами вопросы.

Заполняют до конца лист рефлексии, отвечая на вопросы.


Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности.

Итог урока

Спасибо за урок! У меня отличное настроение после работы с вами! А у вас? Отметьте смайлик настроения в листе рефлексии.

До свидания!

Отмечают в листе рефлексии смайлик настроения.


Умение выполнять рефлексию.

































Приложение 1

Реакции для самопроверки (на этапе актуализации знаний):

1) Ca + O2 = CaO

2) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe

3) Al(OH)3 = Al2O3 + H2O

4) Na2SO4 + KCl = K2SO4 + NaCl

Образец для самопроверки:

1) 2Ca + O2 = 2CaO (соединение)

2) Fe2O3 + 3Mg = 3MgO + 2Fe (замещение)

3) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O (разложение)

4) Na2SO4 + 2KCl = K2SO4 + 2NaCl (???)

Оценивание: максимум 5б за верно расставленные коэффициенты и указанные типы реакций.




Приложение 2

Инструкция к лабораторной работе.

Опыт №1.

К раствору хлорида калия (KCl) прилейте половину раствора сульфата натрия (Na2SO4). Что наблюдаете? Сделайте вывод о возможности протекания данной реакции.

Опыт №2.

К раствору хлорида бария (BaCl2) прилейте оставшийся раствор сульфата натрия (Na2SO4). Встряхните пробирку. Что наблюдаете? Опишите полученный осадок. Сделайте вывод о возможности протекания данной реакции.

Опыт №3.

К раствору карбоната натрия (Na2CO3) прилейте немного соляной кислоты (HCl), соблюдая правила техники безопасности. Встряхните пробирку. Что наблюдаете? Встречались ли вы в жизни с похожей реакцией? Какой газ выделяется с таким характерным «шипением»? Сделайте вывод о возможности протекания данной реакции.

Опыт №4.

К раствору гидроксида натрия (NaOH) прилейте индикатор – фенолфталеин. Почему индикатор изменил свой цвет? К полученному малиновому раствору прилейте оставшийся раствор соляной кислоты (HCl). Что произошло? Потрогайте пробирку там, где протекает реакция. Что ощущаете? Для чего нужен был индикатор?








Приложение 3


ЛИСТ КОНТРОЛЯ уч-ся 8 класса __________________________________________________


1. Выберите верные утверждения.

1. Реакция обмена - это реакция между простыми и сложными веществами.

2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.

3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.

4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.

5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.

6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.

7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.

8. HNO3 + NaOH → Na NO3 + H2O - это реакция обмена и нейтрализации.

9. CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O - это реакция обмена.

10. Al2O3 + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2O - это реакция нейтрализации.

Обменяйтесь листами контроля и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.

Оценивание: все ответы верны – «5б», один неверный ответ – «4б», два неверных ответа – «3б». Выставите оценку в оценочную таблицу!


2. Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца.


1ученик

2 ученик

а) CuO + H2 = Cu + H2O

а) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

б) 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2

б) CaO + H2O → Ca(OH)2

в) MgCl2 + 2KNO3 = Mg(NO3)2 + 2KCl

в) Ca(OH)2 + 2HNO3 → Ca (NO3)2 + +2H2O

г) CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

г) 2FeCl2 + Cl2 →2 FeCl3

д) 2H2O = 2H2 + O2

д) 2NaOH + Li2SO4 =2 LiOH + Na2SO4



Оцените сами правильность выполненного задания. Оценивание: «2б» - выбраны все реакции обмена, протекающие до конца; «1б» - одна ошибка в выборе реакций обмена, протекающих до конца. Выставите оценку в оценочную таблицу!








Приложение 4

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ уч-ся 8 класса ______________________________________________

Оценочная таблица

Теория по теме 3б

Расстановка коэффициентов и указание типа реакций

Формулирование нового типа реакций

Выбор верных утверждений (оценка товарища)

Выбор реакций обмена среди предложенных (самооценка)

Итого баллов за урок

17б







Примерная самооценка: 15-17б – «5», 12-14б – «4», менее 12б – «3».


Рефлексия.


Что вы знали до начала урока? _____________________________________________________________________________________________________________

Что узнали нового? ___________________________________________________________________________________________________________________

Что умели? __________________________________________________________________________________________________________________________

Чему научились? _____________________________________________________________________________________________________________________

Что было интересного? ________________________________________________________________________________________________________________

Что вызвало затруднение и почему? _____________________________________________________________________________________________________

Что необходимо сделать, чтобы устранить незнание? ______________________________________________________________________________________


Выбери смайлик своего настроения после урока:


удивление усталость нормальное хорошее отличное


скучно обидно


Приложение 5

Художественные образы реакций:

реакция соединения




реакция разложения


Лекарь + П Пекарь + Л







реакции замещения




Приложение 6

Художественный образ нового типа реакций
















+

Реакции обмена


















=
















+


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!