СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока химии "Реакции ионного обмена"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект отрытого урока химии в 11 классе. Урок был спланирован и проведен в рамках участия в конкурсе ГКОУ ЦО СО "Лучший по профессии". Рассматриваются реакции ионного обмена с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока химии "Реакции ионного обмена"»

План-конспект урока химии №28

в 11 «А» классе ГКОУ ЦО СО,

отделение №2.

Дата проведения: 19.04.2021.

Присутствовали:

Краснова И.Н., Андреева Л.С., Андреев Е.И., сотрудники ИК-6.

Подготовила и провела:

учитель химии Гурьянова Ольга Федоровна.



Тема: реакции ионного обмена.

Цель урока: ознакомить обучающихся с реакциями ионного обмена.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Задачи: 

закрепить и расширить знания об особенностях и условиях протекания реакций ионного обмена,

закрепить умения составлять ионные уравнения,


формировать умение предвидеть вероятность протекания реакций в растворах, развивать и мыслить творчески и нестандартно.


Формировать учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетентности.


Совершенствовать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений реакций.


Продолжать формировать умение анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений ранее полученные знания,

Совершенствовать навыки решения практических задач;

Воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность, способствовать развитию безопасного и аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.


Ожидаемые результаты учебных достижений.

 Ученик:

  •  Распознает, называет, дает определение реакциям ионного обмена;

  • Обосновывает суть реакций ионного обмена;

  • Приводит примеры и записывает реакции обмена в полной и сокращенной ионных формах.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Эмоциональный настрой класса.

Упражнение «Улыбка».

Вначале урока выберите смайлик, характеризующий ваше настроение перед уроком. У вас на столах 4 смайлика

 Поднимите выбранный смайлик

Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» описывает множество разных эмоций. Вот описание одной из них:

«Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных….

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали".

Вы догадались о чем речь? Да, это улыбка…. Именно она может сгладить любой конфликт, поднимает настроение тем, кто ее получил, и тем, кто ее подарил.

Подарите друг другу улыбку и на этой позитивной ноте начнем работу. 

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Устный химический диктант.

Учитель показывает карточки со знаками химических элементов и формулами химических веществ. Ученики называют элементы и вещества.

  1. «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать».

(Станислав Герман Лем.)

На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Проведем групповую работу.

Задание первой группе.

Утверждение

Ответ

  1.  

Электролиты - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток

Да

  1.  

Неэлектролиты - вещества, которые в кристаллическом виде не проводят электрический ток

Нет








Задание второй группе.

 «Закончите предложение одним словом». (По цепочке на местах заканчивают предложение).
1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод)


III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема нашего урока «Реакции ионного обмена». (запишите тему урока в тетрадях).

Что же вы хотите узнать о реакциях ионного обмена?

 

-Как протекают реакции ионного обмена?

-При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?

- Как составляются полные ионные уравнения?

- Как составляются краткие ионные уравнения?

Ответы на все эти вопросы мы сегодня получим.

 

Все вы сегодня будете мини-экспериментаторами и сможете ответить на поставленные вопросы.

 Но для начала повторим технику безопасности. Несколько учеников получили опережающее задание о правилах техники безопасности при проведении химических экспериментов.

Правила техники безопасности:
Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные

Бывает, что они сами воспламеняются

А есть, такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете их никогда не забывай!

 

1.При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус,

Реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука

 

2.Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

3.С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

4.Если ты работаешь с твёрдым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

5. Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

6.В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

IV. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

Определение:

Реакции между ионами называются ионными реакциями.

Реакции ионного обмена в водных растворах могут протекать обратимо и необратимо. Необратимо, или до конца, они протекают в том случае, если в результате образуются нерастворимые, газообразные или мало диссоциируемые вещества. Рассмотрим протекание необратимых реакций ионного обмена с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Рассмотрим реакцию, протекающую при сливании растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия:

CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2↓ + Na2SO4

В водных растворах сильные электролиты полностью диссоциируют на ионы, поэтому в ионном виде полное и сокращенное уравнение этой реакции будет выглядеть так:

Cu2+ + SO42- + 2Na+ +2OH- = Cu(OH)2↓ + 2Na+ + SO42-

Cu2+ + 2OH- = Cu (OH)2

Сокращенное ионное уравнение показывает, что реакция свелась к взаимодействиям ионов Cu2+ и ОН-, в результате которого образовался слабый электролит – гидроксид меди (II) Cu (OH)2 . при этом неважно, в состав каких веществ входили эти ионы до их взаимодействия. Можно взять любую растворимую соль двухвалентной меди и любую щелочь, чтобы произошла реакция, соответствующая краткому ионному уравнению.


Рассмотрим следующий случай, когда в результате реакции образуется газообразное вещество:

K2S + 2HCl = 2KCl + H2S↑

Из этих четырех веществ первые три – сильные электролиты, а сероводород – газообразное вещество молекулярного строения:

2K+ + S2- + 2H+ + 2Cl- = 2K+ + 2Cl- + H2S↑

2H+ S2- = H2S↑

Сокращенное ионное уравнение показывает, что в результате этой реакции из ионов, входящих в состав сильных электролитов, образовались молекулы слабого электролита (неэлектролита). И в этом случае при взаимодействии любой растворимой соли сероводородной кислоты с другой кислотой образуется газообразное вещество: H2S.

Рассмотрим третий случай, когда в результате реакции ионного обмена образуется мало диссоциируещее вещество:

2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

2K+ + 2OH- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- = 2K+ + SO42- + 2H2O

H+ + OH- = HOH

Эта реакция также сводится к образованию из ионов сильных электролитов молекул слабого электролита: воды.

Таким образом, можно вывести общее правило:

Реакции в растворах электролитов протекают необратимо, если происходит взаимодействие ионов сильных электролитов с образованием слабого электролита (неэлектролита).

Если в результате реакции не образуется мало диссоциирующее (или не диссоциирующее) соединение, то такая реакция всегда протекает обратимо, т.е, в растворе образуется смесь ионов.


Правила составления ионных уравнений.

1. Формулы малодиссоциирующих, газообразных веществ и неэлектролитов записывают в молекулярном виде.

2. С помощью знака ( ↑ - газ, - осадок) отмечают «путь удаления» вещества из сферы реакции (раствора).

3. Формулы сильных электролитов записываются в виде ионов.

4. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в виде ионов.

5. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то оно выпадает в осадок, и в ионном уравнении его записывают в виде молекулы.

6. Сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме зарядов ионов в правой части.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Выполнение

1. Записать молекулярное уравнение реакции:

2. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества:

3. Решить, уравнения диссоциации каких исходных веществ и продуктов реакции нужно записывать:

4. Составить полное ионное уравнение (коэффициент перед молекулой = коэффициенты перед ионами):

5.Найти одинаковые ионы и сократить их:

6. Записать сокращенное ионное уравнение:

 

  • Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?

 

 

Итоги пройденной темы:

1. Реакции ионного обмена необратимы, если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество – например, вода.

 

2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и, значит, в них устанавливается химическое равновесие.

 

3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.

V.Физкультминутка

Давайте немного с вами отдохнем. На мои предложения вы хлопаете в ладоши, если ответ положительный, и топаете ногами, если ответ отрицательный.

1. Реакции ионного обмена необратимы, если меняется окраска раствора. (-)

2. Реакции ионного обмена необратимы, если выпадает осадок.(+)

3. Раствор сахара является сильным электролитом. (-)

4. Реакции ионного обмена необратимы, если выделяется газ. (+)

5. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток (+)

Молодцы. А сейчас глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелке. Ну что немного отдохнули, продолжаем дальше работать.

 VI. Закрепление и углубление знаний: упражнение 2 на стр.91 в учебнике










VIII. Рефлексия.

Продолжите фразы:

1.На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я….

3.Урок для меня показался….

4.За урок я….

5.Мое настроение…..

6.Материал урока мне был…..

7.Домашнее задание мне кажется …..

 IX.Итог урока.

 Мы цели достигли. Благодарю!


Х. Литература

1.Химия 11 класс; авт.: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; год издания: 2012; Издат.: Просвещение;  162 стр.

2. ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты.30 вариантов.; под редакцией Добротина Д.Ю.; 2020 г.

3. Интернет – ресурсы: https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-po-tie.html ; https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-po-teme-reakcii-ionnogo-obmena-269453.html и другие.

Приложения.

Смайлики.

Рисунки для демонстрации на доске.





Рисунки для демонстрации на доске.













Задание для первой группы обучающихся.

Рабочая тетрадь



Закончите предложение одним словом

1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).




Задание для второй группы обучающихся.

Рабочая тетрадь.



Утверждение

Ответ

  1.  

Электролиты - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток

Да

  1.  

Неэлектролиты - вещества, которые в кристаллическом виде не проводят электрический ток

Нет





















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!