Технология проблемного обучения
На слайде 1 шаростержневая модель уксусной кислоты. Вопрос: Вам знакомо это вещество?
Слайд 2. К какому классу соединений оно относится? Укажите функциональную группу. Как она называется? Что мы уже знаем об уксусной кислоте? А чего не знаем? Заполните таблицу в приложении 1.
Что знаю? | Чего не знаю? | Что хочу узнать? |
| | |
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
На слайде 3: Тема урока: Получение и свойства уксусной кислоты.
Слайд 4. Цель урока: изучить способы получения и свойства уксусной кислоты.
Задачи:
показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
повторить правила техники безопасности;
экспериментально подтвердить указанные свойства;
укрепить исследовательские навыки;
закрепить умение записывать химические реакции с участием органических веществ;
воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с участием органических веществ;
продолжить формирование у каждого учащегося умения работать в паре.
Вопрос: Какие вы знаете способы получения кислот? (Взаимодействие соответствующих солей с более сильными кислотами).
На слайде 5: 2CH3COONa + H2SO4 = 2CH3COOH+Na2SO4
При изучении темы «Альдегиды» мы с вами получили такой продукт как уксусная кислота. Как называется такая реакция? (Реакция окисления):
CH3COH+Ag2O = CH3COOH+2Ag
CH3COH+2Cu(OH)2 = CH3COOH+Cu2O+2H2O
Так же можно получить уксусную кислоту каталитическим окислением бутана:
p,kat
2СH3 - CH2 - CH2 - CH3+5O2=== 4 CH3COOH+2H2O
и спиртов:
kat
C2H5OH+O2 = CH3COOH+H2O
В качестве катализатора часто выступают бактерии. Это лежит в основе получения винного уксуса (забродившее вино)
Свойства уксусной кислоты.
Слайд 6. Проблемный вопрос:
Будет ли уксусная кислота, как кислота органическая, проявлять общие свойства кислот?
Учащиеся делают предположения.
Давайте вспомним, какие свойства характерны для кислот? (Действие на индикатор, взаимодействие с некоторыми металлами (стоящими в ряду напряжений до водорода), с оксидами металлов, с основаниями (щелочами), с солями (карбонатами)).
Цель: экспериментальным путём определить, проявляет ли уксусная кислота как одноосновная карбоновая кислота свойства, характерные для других кислот.
Слайд 7. Напоминаю правила техники безопасности.
Работаем со спиртовкой: снимаем защитный колпачок, поправляем фитиль, спичку зажигаем о коробок движением от себя, пробирку прогреваем равномерно. Для эксперимента используем реактивы, в их числе щелочь, работаем аккуратно. Пробирки держим над столом, не делаем резких движений.
1 вариант
Возьмите 4 пробирки; в одной лакмусовая бумажка, во второй – порошок магния, в третьей NaОН (добавьте туда несколько капель фенолфталеина), в четвёртой – Na 2 CO 3.
В каждую из четырёх пробирок добавьте по 3-5 капель уксусной кислоты.
Внимательно наблюдайте за химическими реакциями.
Сравните результаты эксперимента с соседом по парте.
Укажите, в чем сходство свойств уксусной и разбавленной соляной кислот.
Оформите отчет о работе в таблице.
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
вариант
Возьмите 4 пробирки; в одной лакмусовая бумажка, во второй – порошок магния ,в третьей NaОН (добавьте туда несколько капель фенолфталеина), в четвёртой – Na 2 CO 3.
В каждую из четырёх пробирок добавьте по 3-5 капель соляной кислоты.
Внимательно наблюдайте за химическими реакциями.
Сравните результаты эксперимента с соседом по парте.
Укажите, в чем сходство свойств уксусной и разбавленной соляной кислот.
Оформите отчет о работе в таблице.
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
Слайд 8. Специфические свойства уксусной кислоты:
Взаимодействие со спиртами
t, H2SO4
СН3СООН + СН3ОН ==== СН3СОО – СН3 + Н2О (реакция этерификации)
Взаимодействие с галогенами
hv
СН3СООН + CI2 == CH2CI – COOH + HCI
Горение
СН3СООН + 2O2 = 2CO2 + 2H2O
Д/з: по учебнику п.28. В тетрадях: Составить уравнения реакций уксусной кислоты с цинком, карбонатом кальция, известковой водой.
Инд. задание: презентация «Эта многоликая уксусная кислота: применение» или сообщение «Области применения уксусной кислоты»
Рефлексия.
Слайд 9.
В начале урока мы с вами определили, что вы уже знаете об уксусной кислоте, что вам ещё неизвестно. Посмотрите, пожалуйста, на бланк приложения 1. Подумайте, всё ли вам удалось? Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднение? В приложении 3 ответьте на вопросы.
Приложение 1.
Что знаю? | Чего не знаю? | Что хочу узнать? |
| | |
Приложение 2.
Способы получения уксусной кислоты:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Свойства уксусной кислоты.
Проблемный вопрос:
Будет ли уксусная кислота, как кислота органическая, проявлять общие свойства кислот?
Цель: экспериментальным путём определить, проявляет ли уксусная кислота, как одноосновная карбоновая кислота, свойства, характерные для других кислот.
Правила техники безопасности.
Ход работы:
1 вариант
Возьмите 4 пробирки; в одной лакмусовая бумажка, во второй – порошок магния, в третьей - гидроксид натрия (NaОН) (добавьте туда несколько капель фенолфталеина), в четвёртой – Na2CO 3.
В каждую из четырёх пробирок добавьте по 3-5 капель уксусной кислоты.
Внимательно наблюдайте за химическими реакциями.
Сравните результаты эксперимента с соседом по парте.
Укажите, в чем сходство свойств уксусной и разбавленной соляной кислот.
Оформите отчет о работе в таблице.
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
2 вариант
Возьмите 4 пробирки; в одной лакмусовая бумажка, во второй – порошок магния, в третьей - гидроксид натрия (NaОН) (добавьте туда несколько капель фенолфталеина), в четвёртой – Na2CO 3.
В каждую из четырёх пробирок добавьте по 3-5 капель соляной кислоты.
Внимательно наблюдайте за химическими реакциями.
Сравните результаты эксперимента с соседом по парте.
Укажите, в чем сходство свойств уксусной и разбавленной соляной кислот.
Оформите отчет о работе в таблице.
Сделайте общий вывод о проделанной работе, исходя из цели.
Приложение 4
Таблица результатов:
№ | Название опыта | Наблюдения | Уравнения реакций |
1 | Действие ___________ кислоты на индикатор | | |
2 | Взаимодействие ____________ кислоты с магнием | | |
3 | Взаимодействие ____________ кислоты с основаниями | | |
4 | Взаимодействие ____________ кислоты с солями | | |
Вывод (ответ на проблемный вопрос): |
Специфические свойства: |
Приложение 3.
Ответьте на вопросы:
Что нового узнали на уроке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Что вызвало затруднение? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Закончите рисунок: изобразите вашу эмоцию на конец урока