СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 10 классе по теме "Аминокислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по теме "Аминокислоты".

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 10 классе по теме "Аминокислоты"»

Тема «Аминокислоты» СЛАЙД 1

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

СЛАЙД 2 Следы этого вещества были обнаружены учёными в 2006 году в образцах звёздной пыли, собранной в хвосте кометы Вильда. Это хорошо известный препарат, который можно купить в любой аптеке. Выведем его химическую формулу, решив задачу.


СЛАЙД 3

Задание. Определите молекулярную формулу органического вещества, содержащего 32 % С, 6,66 % Н, 42,67 % О и 18,67 % N.



Во сколько действий решается задача? В два.

Первое действие решают все группы. Это вас будет объединять.

А второе действие – у каждой группы своё.


Каждая группа будет рассчитывать количество определённого элемента, и потом, по кирпичикам, мы соберём формулу этого вещества.

Отвечаете только за тот элемент, который у вас выделен. Выдала листы, а сама пишу формулу без индексов. (на доске по итогам работы появляется формула С2Н5O2N)


Получилась молекулярная формула С2Н5O2N. Что делать с ней дальше?

Определить, к какому классу соединений это вещество относится. Как это сделать?

А для этого нам необходимо вспомнить, какие классы веществ нам известны и какие функциональные группы мы знаем.

1 ученик – функциональные группы разместить в порядке падения старшинства

2 ученик – названия функциональных групп (проверка!)

3 ученик – названия классов, где эти группы встречаются (проверка)


Определяем, к какому классу соединений это вещество относится. Как это сделать?

В формуле 2 атома С, значит оставляем …..

В формуле 1 атом азота, значит оставляем …

Нам нужны только 2 группы (остальное убираю)

Это карбоновые кислоты? Нет. Почему?

Это амины? Нет. Почему?

Значит, это что-то производное карбоновых кислот и аминов.


А что получится, если соединить аминогруппу и карбоксильную группу в одной молекуле? Получится новый класс веществ. Аминокислоты! (тема урока)


Какие вопросы мы решаем, когда открываем для себя новый класс веществ?

Правило трёх «С».

Выяснить, Какие свойства аминокислоты проявляют?

Выявить, Какова биологическая роль аминокислот?


В учебнике есть определение! Стр. 99

Аминокислоты – это…

В аминокислотах одновременно присутствует аминогруппа и карбоксильная группа.

Запишем её структурную формулу. Это самая простая молекула, самая маленькая. Найдите её в учебнике. Это Глицин (одна из 20-ти АК) Открываю сундучок! А вы закрываете учебники. Подпишите название и закройте учебник. СЛАЙД 4


В природе 240, в человеке всего 20 аминокислот. 10 –заменимых, 10 – незаменимых. Обсуждаем, что значат эти слова? СЛАЙД 5

Заменимые аминокислоты синтезируются в организме.

Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме. Но необходимы для нормальной жизнедеятельности. Они должны поступать в организм с пищей. При их недостатке задерживается рост и развитие организма.

СЛАЙД

К какой группе глицин относится? Что вы знаете о глицине из жизни?

Глицин – простейшая заменимая аминокислота. Она отличается сладковатым вкусом, отчего и получила свое название, что в переводе с древнегреческого означает «сладкий».


Проблема: если глицин – кислота заменимая, почему человек её принимает с пищей?


То, что это соединение является заменимой аминокислотой, еще не значит, что его можно полностью заменить. Согласно последним данным, суточная потребность в глицине составляет 3 г.


При нормальном функционировании организма глицин вырабатывается в достаточном количестве. Однако при острой потребности в этой аминокислоте, например при стрессе или чрезмерной физической нагрузке, ее внутренние резервы быстро расходуются, а восполнить постепенно возникающий недостаток не так-то и просто. Ведь при неблагоприятных условиях в организме появляются и другие задачи. Поэтому существует риск развития дефицита глицина. В связи с этим возникает потребность в дополнительном поступлении этой аминокислоты извне. Причем компенсировать недостаток только продуктами, содержащими ее, невозможно. Для этого необходимо начинать принимать глицин в виде лекарственного препарата. 

Глицин помогает нейронам лучше работать на фоне стресса.

Выполним упражнения. Внимание на слайд.

Выберите 2 высказывания, которые являются признаками глицина. (2,3) СЛАЙД 6,7

Выберите 2 высказывания, которые НЕ являются признаками глицина. (14) СЛАЙД 8


Проблема: мы не можем выполнить это задание, т.к. не изучили химические свойства глицина.


Подпишите «Химические свойства аминокислот»

Важная особенность аминокислот – способность взаимодействовать друг с другом, способность к поликонденсации. Вспомните, что это такое? СЛАЙД 9


Запишем 2 молекулы глицина, поставим их рядышком. Должна уйти молекула воды. Как это сделать? Получаем дипептид. (ди – 2, из двух остатков глицина он состоит).


Откройте учебник на стр. 100.

Найдите, как называется эта связь и как называется эта группа? (СТРЕЛОЧКА И ЗНАК ВОПРОСА) СЛАЙД 10


Получившийся в результате реакции дипептид может вступать в реакции с другими молекулами аминокислот, образуя белки (полимеры). Отсюда вытекает биологическая роль аминокислот! Какая? Образование белков. Строят наши белки. Строят наше тело. Кирпичики жизни!

Приведём примеры! Биологическая роль глицина как аминокислоты СЛАЙД 11

А какая пища содержит все аминокислоты, необходимые для строительства наших белков? Животная, в частности мясо.

О белках как биологических полимерах мы будем говорить на следующем уроке.

А сейчас…

Вернёмся к упражнению и выполним его. Внимание на слайд. Выберите

2 высказывания, которые НЕ являются признаками глицина. (1,4) СЛАЙД 12, 13,14


Выполните тестовые задания (индивидуальная работа)! Без исправлений. Критерии оценки: «5» - нет ошибок и т.д.


Итоги: Существуют ли вещества, содержащие в своём составе 2 функциональные группы? Да, мы это доказали.

Скажите, пожалуйста, нам удалось ответить на это вопрос? (показываю и переворачиваю)

Да. Мы выяснили, какие свойства проявляют аминокислоты.

Скажите, пожалуйста, нам удалось ответить на это вопрос? (показываю и переворачиваю)

Да. Мы выяснили, какую биологическую роль играют аминокислоты.


Прогулка по доске. + СЛАЙД 15

Закончите фразы:

Аминокислоты – это… Аминокислоты состоят из … Аминокислоты бывают …

Во время урока я приобрёл… Рефлексия: заполните табличку.

Закончить наш урок хочу пожеланием: «Правильный путь таков: усвой всё, что сделали сегодня, и иди дальше!».











4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!