СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс "Оксиды углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается технологическая карта урока "Оксиды углерода" для 9 класса. Урок составлен по всем требованиям ФГОС, был рекомендован к тиражированию. Результатом деятельности школьников является таблица, в ходе заполнения которой, учащиеся работают с текстом, выполняют химический эксперимент и делают сообщения. 

Просмотр содержимого документа
«9 класс "Оксиды углерода"»


План-конспект по учебнику «Химия 9 класс»

Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин

Тема: «Оксиды углерода»

(технологическая карта урока освоения новых знаний)

Тема

Оксиды углерода

Цель урока

Познакомить со свойствами оксидов углерода, их способами получения и применением

Задачи

Образовательные: Исследовать и усвоить физические, химические и специфические свойства оксидов углерода, способы их получения.

Развивающие: Формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств, физиологическое действие на организм человека; Воспитательные: Развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда; формирование навыков самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать своё мнение. Продолжить развитие навыков самообразования, поиска информации с помощью современных технологий.

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Оксид углерода (II), или угарный газ: строение молекулы, физические и химические свойства, применение. Оксид углерода (IV): получение, свойства и применение. Качественная реакция на оксид углерода (IV).


Межпредметные связи

Методы работы

Ресурсы

Математика, физика, биология, история, ОБЖ (устройство и принцип работы углекислотного огнетушителя)

1. Химическая разминка

2. Лабораторный эксперимент.

3. Работа в группах.

4. Работа с текстом.

Формы контроля: устный (беседа), самоконтроль (по образцу), сообщения


Учебник химии 9 класса, рабочая тетрадь. Раздаточный материал (индивидуальные карточки, инструкции). Презентация. Мультимедиа (ПК, экран, проектор). Видеоопыты. Оборудование и реактивы: лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, бутылка, шарик, мрамор, соляная кислота, свечи, стеклянные банки (0,5л 1л), спички, лучинки, пищевая сода, уксус.



Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные УУД

Научатся: записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием оксидов углерода, используя метод электронного баланса, и ионные уравнения.

Получат возможность: научиться характеризовать свойства оксидов углерода

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения знаний; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем перефрмулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи

Формировать: самоопределение, смыслообразование, предвидение связи изучаемого материала с жизненными ситуациями



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатели достижения результатов

1

2

3

4

5

  1. Организационный этап.

Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне


Приветствует учеников, организует рабочую обстановку. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведём урок-исследование. Ведь «химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»

- желаю успеха в получении новых знаний.


Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к уроку.

- Класс и оборудование полностью готовы к уроку;

- организовано внимание всех учеников;

- взаимодействие с учителем обучающихся в ходе беседы.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Послушать сюжет рассказа о двух братьях и назвать вещества

Учитель вывешивает на доске символические изображения двух юношей с веселым выражением лица и злым.

Прежде чем приступить к изучению послушайте одну историю. Жили- были два родных брата. Один из братьев был добрым и щедрым, помогал растениям в фотосинтезе, приращивая их массу и добавляя кислород в атмосферу. Другой был злобным и обладал дурным характером. Поговаривают, что в его компании люди «угорали» и он был знаком многим пожарным своими мерзкими поступками.

Подумайте, как зовут этих братьев и определите тему урока, ведь мы планируем разговор именно о них.


Отвечают на вопрос, Записывают в тетрадь тему урока. (Оксид углерода (IV)(углекислый) и оксид углерода (II) угарный газы или Оксиды углерода)


-выбирают эффективные способы организации рабочего пространства;

- предлагают варианты целеполаганий;



  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализация знаний через повторение ранее изученного, необходимого для работы с новым материалом

Химические формулы, способы получения и химические свойства кислотного оксида. Способ получения углекислого газа в лабораториях известен учащимся. Известен и один из промышленных способов получения углекислого газа – обжиг известняка. Представляет интерес получение углекислого газа из дымовых газов. Этот способ применяется в производстве сухого льда. Это производство может служить примером использования и продукта Реакции, и тепловой энергии, выделяющейся при горении угля. При обсуждении способа получения оксида углерода (II) восстановлением железных руд древесным углем учитель рассказывает историю о Джеймсе Вудхаусе (сообщение 2). Написание реакций получения оксида углерода (IV) сопровождается рассказом учителя о Джозефе Блэке (сообщение №1).

Проводят фронтальный опрос.

- Вспомните, какие оксиды образует углерод и составьте их формулы.

- Объясните механизм образования связей в молекуле оксида углерода (II).

- Вспомните, как можно получить оксиды углерода.

- Исходя из положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, охарактеризуйте химические свойства оксидов углерода.

Ученик у доски пишет реакции получения оксидов углерода (II и IV):

2С + О2 = 2СО

недост.

С + О2 = СО2

избыток

t

СаСО3 = СаО + СО2


Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO↑


CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O


Сa(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

- Актуализация знаний и способов действия, то, что необходимо для усвоения содержания новой темы

- Выделение существенных характеристик (повторение строения молекул оксидов углерода, их способов получения и химических свойств оксида углерода (IV)) как кислотного оксида.


  1. Первичное усвоение знаний.

Цель: организация усвоения новых знаний в результате совместной деятельности учителя и учеников

Изучение состава, строения и физико-химических свойств оксидов углерода (II и IV) проводится в группах, используя параграф 43 с.165-168. Заполнение таблицы по образцу (см. Приложение 1).

Окислительно-восстановительные реакции должны сопровождаться написанием электронного баланса, ионные реакции, протекающие в растворах, составлением ионных уравнений.

Во время демонстрации видеоопыта «Горение магния в углекислом газе» учащиеся вспоминают работу углекислотного огнетушителя и делают вывод о невозможности его использования для тушения горящего магния (сообщение №4).

Для характеристики оксида углерода (II) как кислотного оксида учитель сообщает, что при пропускании этого оксида через расплавленный гидроксид натрия получается формиат натрия. Однако, муравьиную кислоту нельзя назвать той кислотой, что соответствует оксиду углерода (II), так как последний не растворяется в воде с образованием НСООН. По этой причине оксид углерода (II) является несолеообразующим оксидом. При ознакомлении учащихся с восстановительными свойствами оксида углерода (II) учитель обращает внимание учащихся на то, что в этом соединении углерод двухвалентен. Это значит, что к атому углерода, находящемуся в молекуле оксида углерода (II), могут присоединяться атомы какого-либо элемента, например кислорода. Для полноты характеристики оксида углерода (II) как ненасыщенного соединения следует сообщить, что к молекуле оксида углерода (II) могут присоединяться два атома хлора. В результате этой реакции получается боевое отравляющее вещество – фосген COCl2.

При заполнении таблицы некоторые учащиеся делают доклады о трагедии Саланга, как погиб экипаж Мальборо и про парниковый эффект (сообщения №5, №6 и №7).

Говоря о растворимости углекислого газа в воде и образовании при этом угольной кислоты учитель информирует учащихся, что оксид углерода (IV) может выступать в природе в роли носильщика известняка (сообщение №3).








Лабораторный эксперимент №1 «Получение оксида углерода (IV)» (см. Приложение 3).

Лабораторный эксперимент №2 «Качественная реакция на оксид углерода (IV)» (см. Приложение 3).


Организует работу в группах.

Учитель демонстрирует в процессе заполнения таблицы видеоопыты по восстановлению меди из оксида меди (II) угарным газом и горение магния в атмосфере углекислого газа.


- вспомните, как рассчитывается относительная плотность газов?

- какова молярная масса воздуха?

-чему равна относительная плотность СО и СО2 по воздуху?








-к какой группе оксидов относится оксид углерода (II)?

- чем является оксид углерода (II) в окислительно-восстановительных реакциях?

-составьте электронный баланс для приведенных окислительно-восстановительных реакций.





- назовите кислоту соотвествующую кислотному оксиду СО2.

- какие группы солей образует угольная кислота?

- какие реакции характерны для кислотных оксидов и в частности для оксида углерода (IV)?

-объясните, почему нельзя тушить горящий магний углекислотным огнетушителем?

-какую роль в природе играет оксид углерода (IV)?




- используя знания о химических свойствах оксидов углерода (II и IV), назовите их области применения.










- какие признаки реакций вы можете назвать? (выделение пузырьков бесцветного газа и помутнение известковой воды)


Работают в тетради, заполняя таблицу по образцу. Затем происходит обсуждение результатов заполнения таблицы. Некоторые учащиеся выходят к доске и составляют уравнения окислитель-восстановительных с электронным балансом и ионные уравнения для самоконтроля.

Оксид углерода (II). Молекулярная формула – СО; структурная формула – С=О; газ; без цвета; без запаха; плохо растворим в воде.

Оксид углерода (IV).

Молекулярная формула – СО2; структурная формула – О=С=О; газ; без цвета; без запаха; хорошо растворим в воде.

D (по воздуху) СО = М(СО)/М(возд.) = 26г/моль : 29г/моль = 0,97

D (по воздуху) СО2 =М(СО2)/М(возд.) = 44г/моль : 29г/моль = 1,5.

Оксид углерода (II) является несолеообразующим оксидом и восстановителем.

+2 0 +4 -2

2СО + О2 = 2СО2

+2 +4

С -2е = С 2 окисление

вос-ль

0 -2

С +4е = 2О 1 восстан-ие

ок-ль

+2 +2 0 +4

СО + СuO = Cu + CO2

+2 +4

C -2e = C 1 окисление

вос-ль

+2 0

Cu +2e = Cu 1 восстанов-ие

ок-ль

Оксид углерода (IV) является кислотным оксидом.

Ученик у доски пишет реакции, доказывающие свойства кислотных оксидов, на примере оксида углерода (IV).

СО2 + Н2О = Н2СО3

СаО + СО2 = СаСО3

Са(ОН)2 + СО2 =

СаСО3 + Н2О

Для реакции горения магния в углекислом газе составляется ОВР с электронным балансом.

0 +4 +2 0

2Mg + CO2 = 2MgO + C

0 +2

Мg -2e = Mg 2 окисление

вос-ль

+4 0

C +4e = C 1 восстан-ие

ок-ль

Применение:

Оксид углерода (II)

- в металлургии при выплавке чугуна

-часть газообразного топлива – генераторного воздушного и водяного газа

Оксид углерода (IV)

- получение «сухого льда»

-получение соды

- получение газированных напитков

-хранение мороженого

-в пенных огнетушителях

-создание эффекта «дыма» на сцене

Записывают в тетрадь

СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + 2H2O

+ - 2+ -

CaCO3 + 2H + 2Cl = Ca + 2Cl + 2H2O + 2+

CaCO3 + 2H = Ca + 2H2O

Са(ОН)2 + СО2 =

СаСО3 + Н2О

- осуществление поиска информации с использованием инструкций и текста учебника. -делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей.

- умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- умение работать с текстом.

- организована и методически обеспечена самостоятельная работа по изучению нового учебного материала.

- умение точно формулировать свою мысль

- взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

-выслушивают партнёра и записывают в тетрадь ионные и окислительно-восстановительные уравнения.

- умение формулировать свои мысли выражать их в устной форме и оформлять их в письменной форме.

- фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи.















  1. Первичная проверка понимания.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний, выявление причин ошибок и их исправление

Повторение изученных свойств оксидов. Фронтальная беседа.

Ответы на вопросы учителя по теме урока.

Какие оксиды образует углерод при сгорании?

К какой группе оксидов они относятся?

Какие свойства проявляет в окислительно-восстановительных реакциях оксид углерода (II)?

В какие реакции вступает кислотный оксид углерода (IV)?

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

- контроль с целью сличения результата с заданным эталоном.

- осознание качества и уровня усвоения знаний

-выявление типичных ошибок, допущенных учащимися

  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 43 стр. 165-168, выполнить упр.3 и задачи 7 и 8 на стр.168 (базовый уровень), упражнение 6-13, задача 6-42 из задачника (профильный)

Объясняет домашнее задание. Отвечает на вопросы учеников.

Обсуждают выполнение домашнего задания, задают вопросы учителю.

- воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник; - произведен анализ домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться ученики при выполнении домашнего задания;

- учащиеся ознакомлены с критериями оценок домашнего задания

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности


Проводит рефлексию:

- Что нового узнали на уроке?

- Что у вас получилось на уроке лучше всего?

- Какие трудности возникли при выполнении заданий?

- Оцените свою работу на уроке.

- Необходимо, чтобы вашей работе на уроке дал оценку одноклассник.

Озвучиваются оценки, отмечаются лучшие работы

Учащиеся проводят само- и взаимооценку. Высказывают своё мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.







Приложения

Приложение 1.

Признаки сравнения

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (IV)

Молекулярная формула



Структурная формула



Агрегатное состояние



Цвет



Запах



Растворимость в воде



Плотность газа по воздуху



Химические свойства:



- реакция горения

CO + O2 

Мg + CO2 

- реакция с оксидами металлов (ОВР)

CO + CuO 

Fe2O3 + CO 


- реакция с основными оксидами (кислотные свойства)


CaO + CO2 

- реакция с водой


CO2 + H2O 

- реакция со щелочами (качественная реакция)


Ca(OH)2 + CO2 

Применение




Приложение 2.

Сообщение №1: «Альтруист из Шотландии доктор Джозеф Блэк»


Первым из газов был открыт оксид углерода (IV) СO2 (углекислый газ). Его получил Д.Блэк.

Джозеф Блэк (1728-1799) – один из самых крупных химиков XVIII в., доктор медицины, профессор химии университетов в Глазго и Эдинбурге (Шотландия). Блэк впервые установил, что так называемые «мягкие щелочи» являются карбонатами металлов: он действовал хлороводородной кислотой HCl на «мягкие щёлочи» (карбонат кальция CaCO3) и обнаружил выделение неизвестного газа:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

Этот газ – оксид углерода (IV) СO2 - Блэк назвал «связанным воздухом» и с удивлением отметил, что он поглощается «едкой щелочью» - гидроксидом кальция Ca(OH)2:

Сa(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O.

Сообщение №2: плата за открытие.

Американский химик Джеймс Вудхаус (1770-1809) умер в возрасте тридцати девяти лет от систематического отравления оксидом углерода (II) СО, не подозревая о токсичности этого газа. Он занимался исследованием восстановления железных руд древесным углём:

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO↑

В ходе исследования выделялся оксид углерода (II).


Сообщение №3: Оксид углерода (IV) в роли носильщика.


Оксид углерода (IV) способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка. Как это происходит?

Оксид углерода (IV) СО2 (углекислый газ) неплохо растворим в воде. Поэтому в природных речных, почвенных водах обычно высока концентрация растворённого СО2. В водном растворе он частично переходит в гидрат, который затем превращается в угольную кислоту:

СО2 + Н2О = Н2СО3

Среди этого раствора слабокислая из-за появления ионов оксония Н3О+:

H2CO3 + H2O = HCO3- + H3O+.

Однако и этой кислотности достаточно, чтобы при проникновении по трещинам породы грунтовых вод в толщу известкового пласта (известняк – это карбонат кальция CaCO3) прошла реакция

CaCO3 + HCO3- + H3O+ = Ca²+ + 2HCO3- + H2O

Или

CaCO3 + H2CO3 = Ca (HCO3)2

С образованием хорошо растворимого в воде гидрокарбоната кальция Ca(HCO3)2. Так на месте известковых толщ образуются огромные полости в земной коре – карстовые пещеры.

Интересно, что гидрокарбонат кальция в свободном виде не существует; при попытке выделить его выпариванием воды кристаллизуется карбонат кальция:

Ca(HCO3)2 = CaCO3↓ + H2O + CO2↑.

Грунтовые воды, содержащие Са(НСО3)2, могут перемещаться в земной коре на значительные расстояния и, испаряя в подходящих условиях воду, выделяют карбонат кальция – известняк, кальцит. Это происходит зачастую очень далеко от места растворения исходного карбоната кальция.

Сообщение № 4: неугасимое пламя


Есть целый ряд веществ, которые нельзя тушить струёй СО2 (углекислым газом). В первую очередь это смеси, содержащие твёрдый окислитель: для их горения не требуется кислород воздуха. Например, если загорелся металлический магний (калий, цезий, алюминий, лантан и т.д.), потушить пламя оксидом углерода (IV) не удастся по причине – это вещество поодерживает горение перечисленных металлов:

2Mg + CO2 = 2MgO + C.

Итак, если ваша работа может быть связана с активными металлами, припасайте для их тушения песок и асбестовое одеяло.


Сообщение №5: трагедия Саланга.


Сотни афганских и советских солдат и офицеров погибли 3 ноября 1982 г. в тоннеле Саланг.

(см. «Известия от 13 ноября 1989 г.»)

Дорога через известный всему миру перевал Салаг в Афганистане представляет собой горный тоннель длиною более 4 км. В тот день из-за сильного снегопада много советской и афганской техники скопилось с двух сторон тоннеля. Начальник тоннеля вместо того чтобы установить одностороннее движение, разрешает колоннам автомашин движение с двух сторон тоннеля. В центре тоннеля неожиданно сталкиваются две машины, возникает затор, в который попадает ещё около ста машин. Водители двигатели не глушат, так как знают, что из-за «севших» аккумуляторов снова им двигатели не завести. От работающих дизелей в тоннеле постепенно скапливается оксид углерода (II) СО (угарный газ), оксид азота (IV) NO2 и другие вредные продукты сгорания топлива. Один за другим находящиеся в тоннеле люди теряют сознание и умирают.

Оксид углерода (II) СО – бесцветный газ, без запаха и вкуса. На всех животных и человека оксид углерода (II) действует как смертельный яд. Следует отметить, что из теплокровных животных более выносливыми являются звери, подверженные зимней спячке. А холоднокровные животные, например, лягушки, рыбы, могут переносить приблизительно в 1000 раз большие количества оксида углерода (II), чем теплокровные. Вот почему китообразные могут погибнуть при сравнительно небольшой концентрации оксида углерода (II), которая, в сущности не будет сказываться на поведении любых видов рыб.

При действии оксида углерода (II) являются весьма существенными два фактора: его концентрация и длительность действия.

Что же происходит в организме человека при действии оксида углерода (II)? Отравление оксидом углерода (II) возможно только через дыхательные пути. В легких он поглощается кровью и вытесняет из неё кислород. Наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы, наиболее чувствительных к недостатку кислорода. Допустимые нормы на производстве не превышают 0,03 мг/л. При кратковременных операциях концентрация может достигать 0,2 мг/л, но время работы в таких условиях следует ограничить 15-20 мин. Уже при концентрации этого газа 2 мг в 1 л воздуха у человека наступают потеря сознания и смерть.


Сообщение №6: как погиб экипаж «Мальборо»!


В 1890 г. парусник «Мальборо» с экипажем в 23 человека вышел из Новой Зеландии в Англию. Командовал кораблём капитан Хид, опытный моряк. Последний раз «Мальборо» видели вблизи Огненной Земли. В Англию парусник не прибыл. Считали, что корабль погиб в штормах, свирепствующих в этом районе. Спустя 23 года, в 1913 г., близ Пунта-Аренас у берегов Огненной Земли парусник увидели снова. Когда поднялись на его борт, то обнаружили странную, необъяснимую картину. Корабль оказался невредимым, но от экипажа остались одни скелеты, покрытые остатками одежды. Один скелет – у штурвала, десять – на вахте у своих постов, трое – на палубе у люка, шесть – в кают-компании. Казалось, людей сразила какая-то внезапная напасть. Вахтенный журнал был покрыт плесенью, и записи в нём были неразборчивы. Часть экипажа исчезла. Полагают, что в районе движения корабля произошло извержение подводного вулкана, выбросившего из воды большое количество ядовитых газов: оксида углерода (II) , дициана (CN)2, циановодорода HCN. Облако газа накрыло корабль и вызвало мгновенную смерть почти всего экипажа.


Сообщение №7: парниковый эффект


Малозаметная вуаль, состоящая из оксида углерода (IV) СО2, воды Н2О, озона О3 и метана СН4, является в атмосфере своеобразным фильтром, пропуская около 70% солнечного излучения, она задерживает отражаемые Землёй тепловые лучи. Вследствие этого у поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей оранжереи, температура поддерживается более или менее на одном уровне – от -40 до 40ºС. Однако все возрастающее количество сжигаемого топлива приводит к тому, что содержание СО2 в атмосфере неуклонно увеличивается и достигает сейчас 0,6 г/м³ воздуха при скорости 2 мг/м³ в год. Считают, что к 2100 г. содержание СО2 в атмосфере удвоится, а это приведёт к повышению средней температуры поверхности Земли на 2-4ºС. Это очень много. Такое повышение температуры вызовет неизбежно глобальное изменение климата планеты: начнётся таяние снегов Арктики, Антарктики и Гренландии, выделение из воды океанов растворённого в ней СО2, что в ещё большей степени будет способствовать росту средней температуры земной поверхности. Если не остановить это губительное для человечества увеличение содержания СО2 в атмосфере, то под море уйдут Гамбург и Гонконг, Лондон и Копенгаген, небоскрёбы Нью-Йорка будут торчать как рифы из океана вдали от побережья. Европа станет засушливой зоной с массой вредных насекомых и болезнетворных микроорганизмов. В Сибири начнётся гибель вечной мерзлоты и оседание поверхности над ней на 10-15 м, от него рассыплются все дома и сооружения, разорвутся трубопроводы и дороги, возникнут многочисленные болота.

Для сопоставления различной степени загрязнения атмосферы и выбросов необходимо было найти своего рода эталон сравнения. Таким эталоном и стал оксид углерода (II). Для сравнения загрязнения атмосферы различных городов всю суммарную вредность ядовитых веществ приравнивают к определённому количеству оксида углерода (II). Этот суммарный показатель вредности, или, как его называют, эквивалентное содержание оксида углерода (II), даёт возможность сравнивать не только загрязнение отдельных регионов, но и «качество» отработанных газов, выбрасываемых автомобилями и различными установками, где применяются двигатели внутреннего сгорания. Достаточно сказать, что автомобиль выбрасывает в выхлопе до двухсот различных компонентов, из них половина вредна для человека.


Приложение 3.

Инструкция по получению оксида углерода (IV)

Цель: получить и обнаружить оксид углерода (IV).

Порядок действий:

  1. На дно пробирки поместите несколько кусочков мрамора или мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Опытным путём, внеся горящую спичку, докажите присутствие оксида углерода (IV).

  2. Составьте уравнение реакции получения оксида углерода (IV) в молекулярном и сокращенном ионном виде.

  3. Подготовьте отчёт.

Инструкция проведения качественной реакции на оксид углерода (IV)

Цель: получить и обнаружить оксид углерода (IV).

Порядок действий:

  1. Пропустите оксид углерода (IV) в пробирку с 1-2 мл известковой воды (раствора гидроксида кальция).

  2. Составьте уравнение происходящей качественной реакции на оксид углерода (IV).

  3. Подготовьте отчёт



Карта исследований

Название исследований

Наблюдения

Пояснения и выводы по результатам опытов

Уравнения реакций

1.Получение оксида углерода (IV).

Мрамор растворяется в разбавленной кислоте. Бурно выделяются пузырьки углекислого газа. Горящая лучинка (спичка) гаснет в пробирке

Оксид углерода (IV) СО2 в лаборатории получают действием кислоты на твёрдые карбонаты. Он не поддерживает горение. По этой причине внесённая горящая лучинка гаснет.

СaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca²+ + Cl- + CO2 + H2O

CaCO3 + 2H+ = Ca²+ + CO2 + H2O

2. Качественная реакция на оксид углерода (IV)

Происходит помутнение известковой воды (раствора гидроксида кальция)

Оксид углерода (IV) является кислотным оксидом, вступает в реакции со щелочами с образованием солей- карбонатов и гидрокарбонатов. В реакции с гидроксидом кальция сначала образуется нерастворимый карбонат кальция.

Са(ОН)2 + СО2 = СаCO3 + H2O





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!