СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Химические реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии со всеми критериями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок "Химические реакции"»

Открытый урок в 8 классе по теме: Химические реакции

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций.

Задачи урока:

образовательная: содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями; повторить признаки и условия протекания химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

развивающая: развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Методы, приемы работы: беседа, рассказ, презентация, демонстрация опытов.

Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, фенолфталеин, растворы хлорида железа медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидроксида натрия NaOH, соляной кислоты  HCl, цинк , NaHCO3 и CH3COOH


ХОД УРОКА


Приветствие

Здравствуйте, ребята! Просыпаемся! Посмотрите в окно. Мы видим, что закончилась наша золотая осень и началась зима. Земля покрывается серебряным снегом. Делаем глубокий вдох и насыщаем наши легкие кислородом. Включаем железную логику. Я вижу ваши глазки блестят как алмазы. И мы начинаем наш урок.

А вы обратили внимание, что в приветствии с вами, я назвала химические элементы? Назовите какие. …. Молодцы!

Начнем урок с проверки знаний. Сейчас два человека с дневниками (………………………………………..) выйдут к доске и будут выполнять задания. Я даю вам 5 минут на выполнение. Если вы справитесь раньше, то потихоньку проходите на свои места. …………и………. будут оценивать результаты ребят, выполняющих задание у доски. А мы с вами немного повторим.

(2 человека выполняют задание у доски на оценку «Химическая связь».

С остальными ребятами повторение по карточкам «Химические элементы». Детям необходимо дать русское название элементу и сказать как произносится).

Проверка заданий у доски. (………………………………) Молодцы, ребята! Вы справились с таким сложным заданием!

Поставить оценку в дневник!!!!!

Постановка темы урока

Переходим к изучению новой темы. Эта тема очень важная. Поэтому эпиграфом нашей новой темы будет случай из жизни. (Таня показывает сценку)

-Что она сделала неправильно? (Не надела перчатки, не надела халат, кушала рядом с чистящими средствами, смешала два ядовитых вещества, вдохнула ядовиты газ)

(Растворяем сахар в воде и Таня садится на свое место)

-Что произошло? (Произошла химическая реакция)

-Правильно, произошла химическая реакция. Тема нашего сегодняшнего урока будет звучать так «Химические реакции». Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Химические реакции»

Изучение нового материала

-А что же такое химическая реакция? Давайте откроем учебник на странице …. И прочитаем определение, которое выделено в рамочку.

(Химические реакции – это ……..)

-Запишем это определение себе в тетрадь. Молодцы!

-Ребята, смотрите, у вас в определении некоторые слова выделены жирным шрифтом, значит они очень важны. Давайте проговорим их. (Исходные вещества – это те вещества, которые вступают в химическую реакцию, а продукты реакции – это то, что получилось после протекания реакции).

Экспериментальная часть

-А как же мы с вами поймем, что химическая реакция произошла? …….

-Для этого мы должны познакомиться с признаками реакции. Записываем в тетради заголовок «Признаки реакции»

- Мне нужен помощник, который поможет проговорить реакцию (В реакцию вступают исходные вещества CuSO4 и NaOH)

-Что произошло? Что вы видите? (Правильно, выпал осадок. Значит первым признаком того, что произошла химическая реакция будет выпадение осадка. Записываем первый признак)

-В результате реакции у нас получился Cu(OH)2.

-Второй помощник мне нужен. В реакцию вступает Cu(OH)2 и HCl.

-Что произошло? Что вы видите? (Правильно. Осадок растворился. Значит вторым признаком того, что произошла реакция будет растворение осадка. Записываем второй признак).

-Мне нужен еще помощник. Проговаривай, какие вещества вступают в химическую реакцию? (В реакцию вступают NaOH с фенолфталеином)

-Что произошло? (Произошло изменение окраски. Был раствор бесцветный, а стал розовый)

- Добавляем HCl. Что опять произошло? (Раствор обесцветился).

-Значит третьим признаком протекания химической реакции будет изменение окраски. Записываем в тетрадь.

- Еще помощник подходит ко мне. Проговаривай, какие вещества вступают в химическую реакцию? (в реакцию вступает NaHCO3 и CH3COOH)

-Что произошло? (Выделился газ, а именно водород)

-Четвертым признаком протекания химической реакции будет выделение газа. Записываем в тетрадь.

(Для получения водорода, в лабораториях используют специальный аппарат. Называется он аппарат Киппа. Назван в честь его создателя, голландского аптекаря Петера Якоба Киппа. Изобрел он этот аппарат в 1825 году. Значит в 2020 году аппарату Киппа будет ровно 195 лет. Для химиков это очень важный и незаменимый прибор, которым пользуются до сих пор).

-Ребята, давайте повторим, с какими признаками реакции мы сегодня познакомились на уроке? Влад, прочитай пожалуйста нам их громко и четко. Молодец!

Изучение новой темы и закрепление

- Я раскрою секрет, при каких условиях протекает химическая реакция.

- Важно, чтобы вещества соприкасались друг с другом. Записываем в тетрадь заголовок «Условия протекания реакции».

-Первым условием будет соприкосновение веществ.

-А всегда ли при соприкосновении двух веществ будет происходить химическая реакция? (Ребята отвечают)

-А давайте вернемся к случаю с Таней. Когда смешали сахар с водой, был ли какой-то признак реакции? Не было. Сахар просто растворился в воде. А это уже физическое явление.

-Выполним задание. Встаньте. Вам нужно определить явление, физическое или химическое. Если явление физическое, то вы один раз хлопаете в ладоши, если химическое, то два раза.

а) образование сосулек на крышах (ф) б) образование черного налета на серебряном изделии (х) в) брожение виноградного сока или варенья (х) г) гашение соды уксусом (х) д) испарение уксусной кислоты (ф) е) распространение запаха духов (ф).

-Еще одним условием протекания реакции будет нагревание. Записывайте в тетрадь. Существуют реакции, при которых необходимо затратить тепло, т.е. нагреть. Такие реакции называются эндотермическими.

-Смотрим в учебнике на стр.48 в красной рамке выделено 4 по счету (Химические реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими)

-Если есть реакции с поглощением теплоты, то должны быть реакции с выделением теплоты. Правильно? Такие реакции называются экзотермические. Смотрим определение в 3 красной рамке. (Химические реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими).

-Ребята, чтобы вам не путать эти реакции, запомните с английского языка слово exit- обозначает выход. И здесь – экзотермические реакции, т.е. тепло выходит наружу.

Изучение новой темы

-Ребята, а как вы думаете, можем ли мы управлять химической реакцией? Правильно, можем. Знание условий и протекания химических реакций позволяет управлять ими.

-Чтобы погасить пламя, необходимо прекратить доступ кислорода.

-Если вдруг в кабинете химии возник пожар, что вы будете делать? (Сообщить учителю и немедленно воспользоваться средствами пожаротушения). В классе у нас есть огнетушитель. В лаборантской есть ящик с песком и асбестовая ткань. И помним единый номер службы спасения 112.

-Скажите пожалуйста, а нужно ли нам будет открывать окна во время пожара? (Нет). Правильно, если мы откроем окно, то кислород начнет поддерживать горение и пожар усилится. Таким образом мы можем управлять химической реакцией.

-Ведь важно не только знать теорию, но и применять её в жизни.

Домашнее задание

-Переходим к записи домашнего задания. Открываем дневники, записываем домашнее задание §9 еще раз прочитать, понять и выучить. И по желанию предлагаю вам творческое задание. Попробуйте изобразить в виде небольшого комикса химическую реакцию. Как она протекает, какой признак вы увидите и при каких условиях она протекает.

- Наш урок окончен. Вы молодцы, очень хорошо по работали.

Рефлексия

Ребята, …….

-Что самое веселое сегодня было на уроке?

-Что самое запоминающееся было на уроке?

- Что самое интересное было на уроке?

-Что самое полезное было на уроке?

Что больше всего запомнилось?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!