2 класс Русский язык. /УМК Школа России/
Тема: как переносить слова с одной строки на другую?
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую, развивать устную связную речь; воспитание любви к Родине, патриотизма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с оной строки на другую; аргументировано отвечать; доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: слайды «Река Белая», плакаты, словарные слова, фото и картины с изображением березы, березового леса, река Бирь; посуда: чайный сервиз, вазы, шкатулки сделанные из бересты; береста, компьютер, диск- электронное приложение к уроку русского языка, раздел «Слог. Ударение. Перенос слова.».
Ход урока.
Оргмомент. Физкультминутка «Веселые человечки» (по Базарному).
Актуализация знаний. Словарная работа.
- На прошлом уроке мы познакомились с правилами переноса слов с одной строки на другую. Сегодня мы продолжим изучение темы «Как переносить слова с одной строки на другую».
А сейчас познакомимся с новым словом. А с каким? Для этого нужно отгадать загадку. (Чтение сточек из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе» с. 17-20 II ч. «Литературное чтение» 2 кл. М. Просвещение. 2012)
«А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет…»
« Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!...»
- Из кого произведения эти строки?
- Кто автор этого стихотворения?
Так какое это слово?
Посуда. (Вывешивается карточка и картинка с изображением разнообразной посуды.).
Включаю компьютер.
Объяснение лексического значения слово ПОСУДА.
-Подбор однокоренных слов: посудный отдел (карточки), посудина.
Запись слов в словосочетания, выделить корень: чайная посуда, посудный фарфоровая посуду.
Запись предложения : Дежурные моют посуду.
Задание: найти основу предложения. Составления предложения со словом посудина (устно).
«Разве можно плыть на этой старой посудине? « (значение иронии).
Самоопределение к деятельности. Послушайте стихотворение А. Шибаева:
Мы изучали перенос,
Вот как я слова перенес:
«Едва» я перенес е-два
И получил за это «два».
«УКОЛ» я перенес «у-кол»
И получил за это «кол».
«Опять» я пере5нес «о-пять»,
Теперь, наверно, будет «пять»!
-Ребята, как вы думаете, будет у ученика «пять»?
- Почему? (Он не знает правила переноса).
-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить).
Сегодня мы продолжим изучать правила переноса слова.
Работа по теме урока. Слог. Ударение. Перенос слова.
Компьютер. (выполнение текста в игровой форме по компьютеру)
игра «Хитрые слова». Перенос слова. Деление слов на слоги и для переноса (упражнение).
(Учащиеся на компьютере выполняют задания, которое выводится на экран телевизора.).
Самостоятельная работа. На доске карточки со словами: язык, Россия, русский, коньки, пальто, береза, иней, река, Белая, Бирь, майка, Бирск. Задание: списать слова с делением на слоги и для переноса (в столбика). Взаимопроверка.
Вывод: на какие правила переноса были слова? Какие слова делятся на слоги, а переносить нельзя?
Работа на компьютере. Тест в игровой форме.
Игра «Перенос». (Выбери слово, которое разделено для переноса правильно). (Работают три человека по очереди).
Игра «Распредели слова по корзинам в соответствии с предложенными темами.» (Работают несколько человек, выходят по цепочке, остальные следят- на экране).
составление предложения из слов : Бирь, река, впадает, Белая. После просмотра 1) фотографии: река Бирь ,слайдов: река Белая , Бирь, место впадения река Бирь в р. Белая. Проверка.
V. Физкультминутка
VII. Работа по теме работа с учебником.
(На доске записано страница 73 упражнение 113).
1) Чтение задания к упражнению.(Читает ученик).
2)Чтение текста упражнения.
3)Чтение хором лов: береста,берестяная , посуда
2. Определение темы текста .(Как использовали бересту на Руси.)
Слово учителя: Ребята, рассмотрите рисунки в учебнике. (берестяная посуда и керамическая).
Слово учителя: Ребята, рассмотрите рисунки в учебнике (берестяная посуда и керамическая).
А сейчас я вам покажу настоящую берестяную посуду (показываю и говорю) это чайный сервиз, вазы шкатулки выполнены мастером берестяных изделий в нашем городе Надеждой Николаевной Вострецовой.
Она известный врач. Это талантливый человек, художник, мастер берестяных изделей. Этим любимым делом она занимается в свободное время, то есть на досуге. Ее искусные руки не только лечат больных, она не только дала счастье материнства сотням женщинам и благодаря ей, на свет появились сотни малышей, но она в свободное время делает вот такие замечательные вещи. (Показываю изделия из бересты: чайный сервиз, вазы, шкатулки выполненные Н.Н. Вострецовой (на подносе)).
Вывод: Береза- это символ России. Это наше любимое дерево, самое красивое, самое нарядное. (Показываю слайды березы, сережки на березах, лес и т.д.).
На земле более 140 видов березы, в России 70. о березе сложено много стихотворений, песен написано картин. Прекрасна береза белая и в чистом поле и на светлой лесной поляне.
Белые стволы берез на закате солнца на озере Шамсутдин (слайд), и на фоне летней травы и ярких цветов- такая картина запомнится надолго! На всю жизнь!
Зацветает на исходе апреля в начале мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные- сережки (слайд). А когда появляются на березе желтовато-зеленые листья- сентябрь на дворе. Возраст дерева достигает 120 лет.Береза- символ нашей Родины.
- А кто расскажет наизусть стихотворение С. Есенина «Береза». («Белая береза под моим окном…» (все дети подхватывают)
- Русскую народную песню «Береза моя, березонька»- наизусть читают все.
5. Выполнение задания к упражнению.
- Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него предложением из текста.
- Какое предложение будет ответом на второй вопрос?
- Ответ на третий вопрос найдите сами.
- Запишите предложения.
Проверка: прочитайте текст, который у вас получился. Взаимопроверка. Оцените работу соседа. Если нет ошибок: Отлично (!)-на полях.
Хорошо (+)- 1-2 ошибки.
Не справился (-).
VIII. Рефлексия.
«Проверь себя». На доске слова: береста, берестяная, коллектив, группа, чайники, начальник, рисуйте- разделите для переноса.
Самооценка.
IX. Учитель: И какой пословицей мы сегодня закончим урок?
Дети хором: «Много леса- береги, мало леса- не руби, нет леса посади!».
Гильманова Нагима Салиховна,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г.Бирска
Республики Башкортостан