6
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 классе
по теме: «Сказочная птица»
Используются технологии парадоксального комбинирования и символизации
Творческое задание: Представь себя в образе фантастической птицы. Передай свой характер, используя различные техники живописи и различные средства выразительности (цветовые контрасты)
Урок-фантазия
Учитель высшей категории
Уласень Алла Филаретовна
МБОУ «Гимназия №4» г. Смоленска
Цели урока:
Познакомить учащихся с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира;
Дать понятие фантазии;
Учить изображать фантастические образы, опираясь на существующую реальность;
Закреплять приемы работы кистью (точка, мазок, всем ворсом) и «холодные и теплые» цвета.
Развивать фантазию, воображение на основе применения методики представления и воображения;
Развитие эстетического отношения к действительности и умения преображать формы реального животного мира в условно-декоративные;
Воспитывать аккуратность в работе.
Задание. Представить себя в образе фантастической птицы. Передать свой характер, используя различные техники живописи и различные средства выразительности (цветовые контрасты).
Оборудование для учеников: гуашь, кисти, бумага; можно фломастеры или любой художественный материал по выбору.
Зрительный ряд: фотографии деревянной и каменной резьбы; фрагменты народных росписей; работы учащихся с изображением образа фантастической птицы. М. Врубель «Царевна-Лебедь».
Музыкальный ряд: М. Мусоргский «Картинки с выставки»; П. Чайковский
«Лебединое озеро».
Литературный ряд: Фрагмент сказки о мастере Федоре.
Форма работы: индивидуальная
Вид урока: рисование по представлению
Применяемы методы: объяснительно-иллюстративный, метод свободы в системе ограничений, поисковый, применение метода образной драматургии. Технологии воображения - парадоксального комбинирования и символизации, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
Организационный момент
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней)
И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ
(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения
пальцами от середины лба к вискам).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ, ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ
(нагибание ушных раковин к переди и потягивание вниз
за мочки),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ
(пальцы перебегают на щечки).
Повторение ранее изученной темы
- Вспомните, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
-Правильно. Мы с вами рисовали по памяти и представлению мир животных. Это были ваши любимые животные и птицы. Каждый из вас старался не только изобразить то или иное животное, но и передать его характер (веселый, грустный, задумчивый и т. д.)
- Какой из мастеров помогал вам в этом? (мастер изображения).
-Что рассказывал вам мастер изображения? (о реальности)
- Кто мне может объяснить, что такое реальность? (весь мир, в котором мы живем – реальность).
Сообщение темы и целей урока
- Приведите примеры реальности (Ответы)
- Скажите Баба-Яга, которая гуляет по городу – это реальность? (ответы)
- А Леший? Избушка на курьих ножках? (ответы)
- А как называется то, чего нет на самом деле? (фантазия).
- Правильно. Художник изображает не только то, что существует в реальной жизни, но и то чего нет.
- Сегодня мы с вами узнаем:
Что же такое фантазия.
Познакомимся с образами сказочных птиц в русском фольклоре.
Будем изображать образ птицы.
Закрепим приемы работы кистью и понятия «холодные и теплые цвета».
Сообщение новых сведений. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и других народов мира.
Художник изображает не только то, что существует в реальности, он и того чего нет в жизни. А помогает ему в этом – изучение реальности. Именно реальность служит художнику толчком для фантазии.
ФАНТАЗИЯ. От греческого – представление, воображение, мечта, выдумка, нечто не существующие в реальности.
Давайте сейчас с вами попробуем понять, почему реальность становится толчком для фантазии.
Игра-загадка «Волшебная птица».
Зачитываю рассказ. Использование объяснительно-иллюстративноог метода.
«Было это в давние времена. Жил в одной деревне с семьей мужик по имени Федор. Семья у него была небольшая: жена Настасья да сын Ванятка. Мастер Федор был хоть куда: за что ни брался, дело в его руках спорилось.
Вот как-то осенью стоял Федор на берегу озера. А в небе стая птиц пролетала. На юг спешили, в жаркие страны, да, видно, устали. Вожак стаи прокликал что-то в воздухе, и стая снижаться стала вниз на воду. Одна из птиц до того осмелела, что прямо к ногам Федора подплыла. Качается на волнах, гордо выгну шею. Залюбовался мастер легкостью и красотой птицы. Вернулся домой задумчивый. А утром сел за работу. К вечеру глядь, а на краю колодца птица необычная сидит, гордо изогнув расписную шею с красным гребнем на голове. Ахнули соседи, побежали на двор Федора птицу диковинную смотреть. А это не птица вовсе, а ковш-скопарь, чтобы воды зачерпнуть, да жажду утолить (обращается внимание на доску, где появляется изображение сосуда для воды в форме птицы.)
А вот и осень задула холодными ветрами. Зима впереди. Печи в деревне к зиме готовят. И Федору без дела не сидится. Печь в избе разукрасить норовит. Сделал он глиняные плашки, рисунок глазурью цветной нанес да в печи закалил. Полученными изразцами с Жар-птицей печь-то и выложил. Кто в избу не зайдет все любуются (показ различных видов изразцов.)
Тепло и уютно в избе у Федора. Жужжит прялка. Это жена Федора, Настасья, нитку прядет, а сама на донце прялки, птицами изукрашенное поглядывает. А птицы те красные да черные на ветке сказочной сидят, розанами и купавами усеянной. Одна работа закончилась, другая начилась…( демонстрация различных образцов русских народных прялок с изображением городецкой росписи.)
Трещит лучина в холодные зимние вечера. Настасья полотенце, что соткала, птицами красными вышивает, крестик к крестику кладет. Устанет, отдохнет немножко, а потом опять тихо песню запоет, и снова иголка мелькает в ее ловких пальцах (показ вышивки русских полотенец.)
Вот уж и солнце пригревать стало, звоном капели наполнился двор. Просит Ванятка отца птицу ему смастерить, чтоб красивая была и звук издавала. Вылепил Федор свистульку из глины, обжег ее в печи и красками яркими расписал: красными точками с черным штришком, оранжевым колесиком да красным гребешком.
Бегает Ванятка по двору, дует в свистульку, птиц созывает, весну призывает» (показ образцов дымковской игрушки-свистуньи.)
- Вот мы с вами прослушали рассказ о мастере Федоре. В процессе чтения рассказа я вас знакомила с различными образами птицы в русском декоративно-прикладном искусстве. Вы видели, что-нибудь подобное в реальности? (Нет)
- А отдельные элементы, части? (видели).
-А как же получились ковш-скопарь. Жар-птица? (ответы)
-Молодцы, что догадались. Оказывается, художник соединил в единое целое разные части разных образов. А где видел мастер все это? (В реальности.)
Соединение в изображении элементов, в реальной жизни не сочетаемых – традиционный путь создания фантастических образов.
-Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Финист – ясный сокол», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» (показ иллюстрации Врубеля «Царевна – Лебедь».), Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», сирены в греческих мифах, Сова в книге «Вини-Пух и все-все-все».
- Образы Жар-птицы, Синий птицы, Птицы счастья, возникли, во-первых на основе размышления людей о добре, любви, желания быть счастливым. Во-вторых, на основе реальной птицы, умеющей летать, внезапно появляться и исчезать. Художник может изобразить красивую и мудрую птицу с золотым сияющим хвостом, солнечными крыльями, умеющую говорить, как птица счастья и петь или любого фантастического зверя. У многих народов в традиции изображение полузверя – получеловека. Показ иллюстраций с изображениями Девы-берегини, грифона, льва в народных росписях.
5. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов.
Дидактическая игра «Отгадай цвет»
Вспоминаем радугу. Расположить в порядке ее цветов фломастеры или карандаши. Разделить на три группы цветов («теплые», зеленые. «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.
- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый).
- А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть-чуть и очень осторожно).
6. Работа над заданием
Представить себя в образе фантастической птицы. Передать свой характер, используя различные техники живописи и различные средства выразительности (цветовые контрасты). (Применение технологий воображения - парадоксального комбинирования и символизации).
Перед заданием предлагаю детям попытаться при помощи мимики, пластики тела показать себя и свой характер в образе птицы (применение метода образной драматургии).
- Особое условие (применение метода в системе свободы ограничений) при выполнении работы вы рисуете образ птицы либо в холодном, либо в теплом колорите.
Постарайтесь использовать 2-3 цвета.
Берутся два теплых цвета, третий ахроматический – черный или белый;
Берутся два холодных цвета, третий ахроматический – черный или белый
Берутся два контрастных цвета, третий ахроматический
Без введения ахроматической шкалы, выбирается гамма теплая или холодная на 2-3 цвета.
Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете – фон в «холодном», и наоборот).
7. Итог урока
1. В ы с т а в к а работ учащихся и их обсуждение.
2. Р е ф л е к с и я.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
3. У б о р к а р а б о ч е г о м е с т а.
Уласень А.Ф.