СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства на тему "Пейзаж - настроение".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство на тему

 "Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;
  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.

Зрительный ряд: репродукции художников.

  • И.И.Левитан “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, “ Стога. Сумерки ”.
  • И.И.Шишкин “На севере диком”.
  • Рисунки, выполненные учащимися.

Литературный ряд: слово “пейзаж”, И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения “Осыпаются астры в садах”.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Времена года”.

Для учащихся: бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж – настроение. Природа и художник.»

Тема урока: "Пейзаж – настроение. Природа и художник»


Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;

  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;

  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.

Зрительный ряд: репродукции художников.

  • И.И.Левитан “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, “ Стога. Сумерки ”.

  • И.И.Шишкин “На севере диком”.

  • Рисунки, выполненные учащимися.

Литературный ряд: слово “пейзаж”, И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения “Осыпаются астры в садах”.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Времена года”.

Для учащихся: бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Этапы урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Сообщение темы урока.

Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)

Физкультминутка.

Практическая часть.

Закрепление материала.

Подведение итога.

Вывод-обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

– приветствие,

– проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а какие жанры вы знаете (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный).

Вопрос. К какому жанру живописи вы отнесёте эти строки:

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет. И.А.Бунин (ответы детей)

Учитель: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть её.

И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)

Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

“У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но, так совершенна природа,

Что в целом её краше нет”. О.Рязанова

3. Сообщение новой темы. Изучение новой темы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нём особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Обратите внимание на эпиграф:

“Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия” И.А.Бунин

Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных её состояниях.

Тема нашего урока “Пейзаж – настроение. Природа и художник”.

Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)

Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, своё отношение к природе.

4. Беседа по картине.

Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе “я”. Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт; какое это великое счастье”. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.

И.И.Левитан “Золотая осень”.

Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.

- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

И.И.Левитан “Весна. Большая вода”

“По колено застыли в воде,

Как неловкие сёстры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки”

Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?

(Лирическое настроение, настроение радости.)

И.И.Левитан “Стога. Сумерки”

Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана.

И.И.Шишкин “На севере диком”.

Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение “На севере диком”:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

5. Практическая работа.

Задание: создать пейзаж – настроение.

Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти № 8, 4, 2, 1, клеёнка, баночка для воды, палитра.
Этапы работы:
1. Положите лист перед собой вертикально. Смешайте синюю и белую краску для получения голубой. Закрасьте часть листа сверху.

2. Нарисуем сиреневую дымку виднеющегося вдали леса. Чтобы получить сиреневый цвет возьмите на палитру побольше белил, немного синего и красного. Важно рисовать круговыми движениями.

3. Добавьте прямо на получившийся лес клубы белой, и синей краской, чтобы получились плавные переходы, и оттенки.

4. Нарисуйте тающий сугроб в нижнем правом углу белой и синей краской. Чтобы плавно перейти от одного цвета в другой, соединяйте их белилами или просто размажьте водой.

5. Оставшеюся часть по середине закрашиваем жёлтым. Травка ещё прошлогодняя.

6.Теперь добавьте белил между небом и лесом, прорисуйте голубым веточки деревьев, нарисуйте немного зелёной молодой травки. Водичкой соедините не закрашенные границы. Фон пейзажа готов! Ждём, когда рисунок хорошо просохнет.

7.Теперь рисуем берёзки. Белой краской рисуем стволы деревьев.

8.Нарисуйте на стволах голубые тени.

9. Когда подсохнет, смешайте белую и чёрную краску, для получения серой. Нарисуйте серые тени.

10. После этого серой краской рисуем тонкие веточки на берёзках, а чёрной очертания ствола, чёрные тени и чечевички (чёрные чёрточки на стволах берёз).

11. Вот что должно получиться.

12. Теперь нанесите полусухой кисточкой по серым веточкам чёрной краской. Это придаст ветвям объём. Берёзки готовы!

13. Осталось добавить детали. Нарисуйте тени коричнево-оранжевой краской.

14. Добавьте снег на заднем плане, немного на поляне, а край сугроба окантуйте черно-серой краской. Ведь скоро весеннее солнышко от него не оставит и следа. Добавьте ещё травинок у стволов берёзок.

15. Последний штрих – снег у берёзок.

7. Закрепление материала.

Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чём мы говорили на уроке.

Жанр изобразительного искусства, с которым мы познакомились на уроке (пейзаж)

Главное изображения пейзажа – это… (природа)

Известный русский художник-пейзажист. (И.И. Левитан)

Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке. (П.И. Чайковский)

8.Итог урока. Анализ работ

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Какой же можно сделать вывод по уроку: Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, её состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.

Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.

9.Вывод – обобщение.

Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.

“В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.

Спасибо всем за урок!
































9



Просмотр содержимого презентации
«Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Пейзаж-настроение.  Природа и художник.

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Виды изо скульптура архитектура живопись Декоративно-прикладное искусство графика

Виды изо

скульптура

архитектура

живопись

Декоративно-прикладное искусство

графика

Исторический жанр Мифологический жанр Портрет Батальный жанр Жанры  живописи Пейзаж Бытовой жанр Натюрморт Анималистический жанр

Исторический

жанр

Мифологический

жанр

Портрет

Батальный

жанр

Жанры живописи

Пейзаж

Бытовой жанр

Натюрморт

Анималистический

жанр

Иван Алексеевич Бунин  Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

Иван Алексеевич Бунин

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно

белеет.

Картины и рисунки, на которых изображена природа , называется

Картины и рисунки, на которых изображена природа , называется

Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота.  И.Бунин

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота.

И.Бунин

И.И. Левитан. Золотая осень

И.И. Левитан. Золотая осень

И.И. Левитан. Весна. Большая вода

И.И. Левитан. Весна. Большая вода

И.И. Левитан. Стога. Сумерки

И.И. Левитан. Стога. Сумерки

И.И. Шишкин. На севере диком

И.И. Шишкин. На севере диком

Михаил Юрьевич Лермонтов На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой — В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом

сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

“ В природе есть своё волшебство, своя чарую-щая прелесть, которая ле-чит душу. Природа в карти-нах талантливых художни-ков, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповтори-мостью, своим напоминани-ем – не губите красоту вокруг себя”.

В природе есть своё волшебство, своя чарую-щая прелесть, которая ле-чит душу. Природа в карти-нах талантливых художни-ков, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповтори-мостью, своим напоминани-ем – не губите красоту вокруг себя”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!