СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Открытка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках урока обучающиеся создают открытку ко дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Открытка"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области



Областной конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок о Великой Отечественной войне»



Конспект урока изобразительного искусства

в 3 классе по теме


«Открытка»





Подготовила

учитель изобразительного искусства

Алымова Елена Сергеевна


2020 год

Цель урока: приобщение обучающихся к истории и традициям своего народа

Задачи урока: познакомить обучающихся с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны, формировать представления обучающихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве; познакомить с историей возникновения открытки как предмета искусства, с техникой коллажа при создании открытки; развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства; развивать композиционное мышление; воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

Планируемые образовательные результаты: 

предметные: обучающиеся познакомятся с историей возникновения открытки; научатся создавать открытку к определённому событию (75-летие Победы советского народа в ВОВ) в технике коллажа и пластилинографии; приобретут навыки выполнения лаконичного выразительного изображения;

метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные: научатся строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её;

регулятивные: научатся осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.


Основные понятия и термины: открытка – «открытое письмо», коллаж, плакат

Наглядно-демонстрационный материал:

видеофильм «Детям о войне», видеофильм «История открытки»,

открытки разных видов, детские рисунки,

плакаты Великой Отечественной войны (И.Тоидзе «Родина-мать зовёт!» 1941 г.; , В.Иванов «Ты будешь жить счастливо!» 1944 г.; В.Климашин «Слава воину-победителю!» 1945 г.; Л.Голованов «Красной армии – слава!» 1946 г.);

портреты участников ВОВ («Бессмертный полк»);


учебник Искусство вокруг нас. 3 класс: Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др.М.Просвещение.2019.

Книга памяти в 17-ти томах. 1 том. Издательство «Курскинформпечать», 1993;

Салют, Победа!: сборник публикаций /Редакция АУКО «Редакция газеты «Курск».-Белгород: Константа, 2017;

Аудиозаписи: «Катюша» (сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера); «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова); «Нам нужна одна победа» (муз. и сл. Б.Окуджавы).


Технические средства обучения: мультимедийное оборудование

Материалы и инструменты для обучающихся:

белый картон, цветная бумага, клей, ножницы, красный пластилин, фломастер красного цвета, раздаточный материал (материал для коллажа) – изображение каски и автомата советского солдата на цветном мягком пластике (фоамиране), таблички с надписями, пятиконечные звёзды из картона, изображения силуэтов голубей, георгиевские ленточки, репродукции фотографий военных лет и партитура песен военных лет с эффектом «состаривания».


Ход урока


I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


II. Этап мотивации

- Ни один праздник не обходится без этого предмета. Именно на нём пишут пожелания. Этот предмет либо дарят вместе с подарком, либо он сам служит подарком.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем разговаривать? Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Открытка)


III. Актуализация знаний

- Что такое открытка? Что вы знаете об открытке?

- Давайте послушаем точное определение из словаря русского языка Ожегова Сергея Ивановича.

(Определение зачитывает обучающаяся)

Открытка – 1. специальная почтовая карточка для открытого письма; 2.карточка такого формата с художественным изображением.

- На лицевой стороне открытки имеется какое-либо полноформатное (занимающее всю площадь) изображение, а её обратная сторона предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Часто марка печатается непосредственно на открытке (демонстрация данных открыток).

Открытка может быть и не почтовой. В этом случае на ней нет почтовой марки и для адреса не предусмотрено место (демонстрация данных открыток).

- Ребята, а как в таком случае адресат получит открытку? (Её можно вручить лично, или вложить в конверт с маркой (демонстрация конверта и марки), заполнить адреса получателя и отправителя и отправить по почте.)

- Посмотрите, какие виды открыток бывают (демонстрация открыток разных видов).

- Давайте обратимся к учебнику. Рассмотрите изображения открыток на стр. 36-37. Они могут иметь самую разную форму.

- А как появилась первая открытка мы сейчас узнаем из фильма (просмотр видеофильма «История открытки»).


- Ребята, я думаю, что все вы обратили внимание, что сегодня на уроке много рисунков и плакатов на очень важную тему для нас, для нашего народа. Эта тема красной нитью проходит через весь 2020 год – Год памяти и славы.

- Какую важную дату в этом году отмечает наша страна? (75-летие Победы в Великой Отечественной войне)

- Давайте вспомним историю нашей страны с 1941 по 1945 г.г. (просмотр видеофильма «Детям о войне»).


- Ребята, сначала мы разговаривали об открытке, затем о Великой Отечественной войне. Как объединить эти две темы? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Изготавливать открытку, посвящённую 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне)


- Среди защитников Родины были и художники, многие из которых не только воевали на фронте, в партизанских отрядах, приближали долгожданную Победу своим трудом, но еще и успевали рисовать.

Нелегко художнику солдату
Краток на путях его привал
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.

Даже в самое трудное время художники старались поддержать, подбодрить солдатов на линии фронта, работников тыла.

Перед вами плакаты времён Великой Отечественной войны.

Плакат – это броское, крупноформатное изображение с кратким текстом, который вывешивается на улице или в общественном учреждении. Плакат во времена войны создавался с целью информирования (объявления) и агитации населения.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник Ираклий Тоидзе начал в момент сообщения информбюро о начале войны 22 июня 1941г., а к середине  июля - плакат был известен уже всей стране. Немолодая женщина Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

- А вот детские работы, на которых ребята изобразили события Великой Отечественной войны.


- А какая тема была на прошлом уроке? (Твои книжки). Вы изображали обложку книги.

- Сегодня я вам принесла особые книги. Это областная Книга памяти, книга «Салют, Победа!». Рассмотрев обложку, мы уже можем понять, о чём рассказывается в каждой из них. Эти книги из школьной библиотеки, вы можете там их взять.


- Я очень хочу обратить ваше внимание на эти портреты. Ежегодно в нашей стране и, конечно, в нашей школе проходит акция «Наш бессмертный полк». Здесь размещены портреты настоящих защитников нашей Родины, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Ребята, чьи это родственники? (Семенихина Александра и Шевелёва Анна). С их биографией вы познакомитесь на классном часе.


IV. Проблемное объяснение. Фиксирование нового знания


- Итак, мы с вами определились, что сегодня создаём открытку, посвящённую 75-летию Победы советского народа в ВОВ. Вы получили раздаточный материал. Давайте его рассмотрим.

- Что вы видите? (Старые фото военных лет, листочки с нотами песен,

маленькие таблички с надписями, звезда из картона, силуэты автомата и солдатской каски, силуэт голубя, георгиевская ленточка). А ещё у нас есть пластилин, цветная бумага, фигурные ножницы.


- Посмотрите, какие старые листочки (партитура и репродукции фотографий). Они пожелтели от времени, помялись. Наверное, сохранились со времён войны?

- Что же можно из всего этого сделать? (Вариант ответа детей – аппликация)

- Сегодня вы будете изготавливать открытку в технике коллажа. Коллаж отличается от аппликации тем, что при его изготовлении используются абсолютно разнородные материалы. Но все эти материалы образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Все детали надо объединить в единое целое. Художники говорят «создать композицию».


Этапы работы над открыткой

  1. Подготовить основу.

  2. Подготовить детали для коллажа.

  3. Разместить детали на основе.

  4. Прикрепить детали к основе.


- А что мы хотим выразить в своей открытке? (Чувство гордости за советский народ, чувство благодарности и признательности за мирное небо, чувство восхищения подвигом солдат, чувство всеобщего народного праздника и пр.)


- Не смотря на то, что у вас одинаковые заготовки, открытки у всех получатся разные. Каждая изготовленная вами открытка индивидуальна. Если вы будете стараться, выполнять работу с душой, то от вашей работы будет исходить тепло.

- Сейчас я покажу разные варианты расположения деталей на основе. (Показ композиционных решений)

- Хочу обратить ваше внимание на звезду. Какого цвета она должна быть? (красная). Красная звезда – это символ Красной армии. С помощью пластилина сделайте звезду красной (приём размазывания по готовой основе в технике пластилинографии).


V. Физминутка «Идёт солдат по улице»


VI. Самостоятельная работа

Обучающиеся изготавливают открытку в технике коллажа. (Учитель проводит текущий инструктаж, даёт советы по композиционному решению).

- Ребята, мне кажется, что вы сегодня создаёте не простые открытки, а музыкальные. Вот послушайте!

(Во время самостоятельной работы звучат песни военных лет «Катюша», «День Победы», «Нам нужна одна победа»)

- Ребята, сейчас прозвучит песня «День Победы». Как вы думаете, почему именно эту песню я включила? (Ответы детей: она самая важная, она всегда звучит 9 мая и др.) Кто использует в работе партитуру (ноты) этой песни?


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия


Игра «Художники и зрители». Мальчики и девочки поочерёдно выступают то в роли художников, то в роли зрителей.

- Когда и кому мы можем подарить такую открытку? (Любому человеку и в любой день, т.к. день Победы – это праздник каждого из нас, праздник всей страны).

- Можно считать вашу работу завершённой? (Нет, открытка не подписана, не написан текст поздравления, не указан адресат). Это будет вашим домашним заданием.


- В знак памяти всех погибших в годы Великой Отечественной войны я предлагаю вам разместить ваши открытки рядом с портретами воинов Бессмертного полка.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!