Урок обществознания в 11 классе на тему:
«Избирательная система современной России».
Учитель Бекетова Н.Ф. МАОУ «Школа №1» Камышловского городского округа Свердловской области.
Цель: Способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции учащихся через формирование компетенций самоорганизации и самообразования.
Задачи:
Закрепить знание основных понятий по темам: «Формы участия граждан в управлении государством», «Избирательная система»
Способствовать формированию компетенций самоорганизации и самообразования используя различные виды и формы деятельности.
Воспитывать гражданскую ответственность, активную жизненную позицию.
Методы и формы работы: беседа, работа в группах, работа с документами, взаимооценка, деловая игра.
Оборудование: мультимедиа, презентация, маркеры и бумага, карточки с выдержками из Конституции РФ.
План урока:
Повторение основных понятий по теме с использованием текста Конституции РФ.
Работа в группах с проблемными высказываниями по теме.
Деловая игра «За» и «Против».
Повторение основных понятий по теме.
Сообщения учащихся по теме урока. Используется презентация.
Эссе учащихся по теме:
«Демократия-наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У. Черчилль)
Беседа по вопросам с использованием текста Конституции РФ.
Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни страны?
- Через выборы, референдумы, работу в партиях и других общественных организациях.
Какие российские партии вам известны?
Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс демократизации реальным и необратимым?
- альтернативность выборов,
- наличие оппозиции,
- реальное разделение властей,
- независимый суд,
- многопартийная система,
- нефальсифицированность выборов,
- равные возможности для всех кандидатов.
- Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?
- Выдвижение кандидата его доверенными лицами или партией (возможно самовыдвижение); сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата; регистрация кандидата Избирательной комиссией (после проверки достоверности подписей); начало избирательной кампании, выступления с программными заявлениями, открытые дебаты между кандидатами, использование СМИ и т. д. (прекращается за сутки до начала голосования); голосование на избирательных участках на основе соблюдения принципов равенства, альтернативности, тайного и прямого голосования; подсчёт голосов; объявление победителя; вступление в обязанности депутата или Президента.
- Какие избирательные системы вам известны?
- Какой вид избирательной системы существует в нашей стране? Докажите свое мнение по тексту Конституции РФ.
Работа в группах с проблемными высказываниями по теме.
Мы часто задаём себе вопрос: «Почему в политике так? Почему в политике происходит не так, как нам хотелось бы, политики ведут себя не так, как того ждёт народ, почему они обещают одно, а делают другое?» Много таких «почему» заставляют думать о политике как о неком перевёрнутом мире или даже антимире, где всё доброе превращается в злое и т. п. Так почему несовпадение результата с целью часто имеет место именно в политике? Может быть политика и мораль - совершенно разные области жизни? А как думаешь ты?
По мнению Марии Арбатовой, до тех пор, пока в парламенте менее 20 % женщин, законы о защите детей не принимаются. Если их менее 30 %, то не принимаются законы в защиту прав женщин. Как вы думаете, почему так происходит?
«Политика-дело грязное»- это вы, вероятно, слышали не раз. Так думают не только обыватели, но и те, кого мы считаем специалистами в области политики. Например, Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с таким мнением? Свой ответ аргументируйте.
Как существо политическое человек проявляет разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20 % людей действительно политически активны, а 80-90 % - политически равнодушны. Согласны ли вы с таким утверждением? Пассивность и активность в данном случае - черта личности или проявление условий, сложившихся в обществе?
А сами вы считаете себя политически активным или пассивным?
Деловая игра «За» и «Против».
Ведущим на этом этапе может быть третий гость (лучше, если это будет представитель Избирательной комиссии). Ведущий начинает словами:
«Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.» И хотя учащиеся 11 класса не будут пока принимать участие в президентских выборах 2004 года, однако уже через год они станут полноправными гражданами своей страны и смогут реализовать своё избирательное право. Они должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.
Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: «Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущие».
1 учащийся выступает с результатами анкетирования, проведенного на предыдущем уроке.
ЗАДАНИЕ: Подумайте и приведите по одному аргументу «за» и «против» такой позиции. Запишите их на карточках разного цвета («за» - на розовой, «против» - на жёлтой), наклейте их на доску, озвучив ответ предварительно. Учитель-координатор помогает наклеивать; если аргументы повторяются, карточки post-it следует клеить друг под другом, чтобы было видно, какое мнение преобладает. Ведущий может завязать дискуссию по поводу аргументов.
№ п/п | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Какие причины политической пассивности чаще всего назывались во время работы в группах?
Далее урок завершаем созданием совместного «МАНИФЕСТА гражданской ответственности» из всех аргументов «за». Аргументы «ЗА» печатаются и демонстрируются на экране.
Оценки учащимся ставятся на основе заполненных спикерами групп листов взаимооценки.
Приложения.
1. Тест «Я – избиратель».
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:
Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему:
а) сделаю, что просит;
б) не знаю, как поступить;
в) не сделаю.
Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам;
б) не знаю, как поступить;
в) не продам.
Если в день выборов Президента у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую;
б) не знаю, как поступить;
в) проголосую.
Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались в гости и не намерены голосовать, то:
а) промолчу;
б) не знаю, как поступить;
в) буду просить проголосовать.
Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) проголосую за другого кандидата.
Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) не проголосую за него.
Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить,
в) не проголосую за него.
Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) не проголосую за него.
Если в Ваших ответах преобладает вариант «а», то печальный может
быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего голоса многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу.
Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способность своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Обещания выполнены не будут.
Если в ответах преобладает вариант «б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький.
Если в ответах преобладает вариант «в», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
2. Таблица для оценивания участия учащихся в дискуссии.
Шкала оценки | № п/п | Критерии ответа ученика | Фамилии участников дискуссии. |
| | | | | | |
+ 2 | | Представляет информацию, основанную на фактах. | | | | | | | |
+ 1 | | Высказывает свою точку зрения. | | | | | | | |
+ 2 | | Делает комментарий к информации или его дополняет. | | | | | | | |
+ 1 | | Обращает внимание на ошибки. | | | | | | | |
- 1 | | Высказывается не на тему, не соблюдая плана. | | | | | | | |
+ 1 | | Начинает дискуссию. | | | | | | | |
+ 1 | | Продвигает дискуссию вперёд. | | | | | | | |
- 2 | | Препятствует высказываться другим лицам. | | | | | | | |
| | Общее количество баллов | | | | | | | |
| | Оценка | | | | | | | |
7-8 баллов – «5»
5-6 баллов – «4»
3-4 балла – «3»