СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Избирательная система современной России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Избирательная система современной России включает деловую игру, анкету.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Избирательная система современной России.»

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Избирательная система современной России».

Учитель Бекетова Н.Ф. МАОУ «Школа №1» Камышловского городского округа Свердловской области.


Цель: Способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции учащихся через формирование компетенций самоорганизации и самообразования.

Задачи:

  1. Закрепить знание основных понятий по темам: «Формы участия граждан в управлении государством», «Избирательная система»

  2. Способствовать формированию компетенций самоорганизации и самообразования используя различные виды и формы деятельности.

  3. Воспитывать гражданскую ответственность, активную жизненную позицию.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах, работа с документами, взаимооценка, деловая игра.

Оборудование: мультимедиа, презентация, маркеры и бумага, карточки с выдержками из Конституции РФ.

План урока:

  1. Повторение основных понятий по теме с использованием текста Конституции РФ.

  2. Работа в группах с проблемными высказываниями по теме.

  3. Деловая игра «За» и «Против».


  1. Повторение основных понятий по теме.

Сообщения учащихся по теме урока. Используется презентация.

Эссе учащихся по теме:

«Демократия-наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У. Черчилль)

Беседа по вопросам с использованием текста Конституции РФ.

Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни страны?

- Через выборы, референдумы, работу в партиях и других общественных организациях.

Какие российские партии вам известны?

Кого из партийных лидеров вы можете назвать?

Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс демократизации реальным и необратимым?

- альтернативность выборов,

- наличие оппозиции,

- реальное разделение властей,

- независимый суд,

- многопартийная система,

- нефальсифицированность выборов,

- равные возможности для всех кандидатов.

- Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?

- Выдвижение кандидата его доверенными лицами или партией (возможно самовыдвижение); сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата; регистрация кандидата Избирательной комиссией (после проверки достоверности подписей); начало избирательной кампании, выступления с программными заявлениями, открытые дебаты между кандидатами, использование СМИ и т. д. (прекращается за сутки до начала голосования); голосование на избирательных участках на основе соблюдения принципов равенства, альтернативности, тайного и прямого голосования; подсчёт голосов; объявление победителя; вступление в обязанности депутата или Президента.

- Какие избирательные системы вам известны?

- Какой вид избирательной системы существует в нашей стране? Докажите свое мнение по тексту Конституции РФ.


  1. Работа в группах с проблемными высказываниями по теме.

Мы часто задаём себе вопрос: «Почему в политике так? Почему в политике происходит не так, как нам хотелось бы, политики ведут себя не так, как того ждёт народ, почему они обещают одно, а делают другое?» Много таких «почему» заставляют думать о политике как о неком перевёрнутом мире или даже антимире, где всё доброе превращается в злое и т. п. Так почему несовпадение результата с целью часто имеет место именно в политике? Может быть политика и мораль - совершенно разные области жизни? А как думаешь ты?

По мнению Марии Арбатовой, до тех пор, пока в парламенте менее 20 % женщин, законы о защите детей не принимаются. Если их менее 30 %, то не принимаются законы в защиту прав женщин. Как вы думаете, почему так происходит?

«Политика-дело грязное»- это вы, вероятно, слышали не раз. Так думают не только обыватели, но и те, кого мы считаем специалистами в области политики. Например, Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с таким мнением? Свой ответ аргументируйте.

Как существо политическое человек проявляет разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20 % людей действительно политически активны, а 80-90 % - политически равнодушны. Согласны ли вы с таким утверждением? Пассивность и активность в данном случае - черта личности или проявление условий, сложившихся в обществе?

А сами вы считаете себя политически активным или пассивным?


  1. Деловая игра «За» и «Против».

Ведущим на этом этапе может быть третий гость (лучше, если это будет представитель Избирательной комиссии). Ведущий начинает словами:

«Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.» И хотя учащиеся 11 класса не будут пока принимать участие в президентских выборах 2004 года, однако уже через год они станут полноправными гражданами своей страны и смогут реализовать своё избирательное право. Они должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.

Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: «Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущие».

1 учащийся выступает с результатами анкетирования, проведенного на предыдущем уроке.

ЗАДАНИЕ: Подумайте и приведите по одному аргументу «за» и «против» такой позиции. Запишите их на карточках разного цвета («за» - на розовой, «против» - на жёлтой), наклейте их на доску, озвучив ответ предварительно. Учитель-координатор помогает наклеивать; если аргументы повторяются, карточки post-it следует клеить друг под другом, чтобы было видно, какое мнение преобладает. Ведущий может завязать дискуссию по поводу аргументов.

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1



2



3



4



5




Какие причины политической пассивности чаще всего назывались во время работы в группах?

Далее урок завершаем созданием совместного «МАНИФЕСТА гражданской ответственности» из всех аргументов «за». Аргументы «ЗА» печатаются и демонстрируются на экране.

Оценки учащимся ставятся на основе заполненных спикерами групп листов взаимооценки.

Приложения.

1. Тест «Я – избиратель».

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ:

Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который нравится ему:

а) сделаю, что просит;

б) не знаю, как поступить;

в) не сделаю.

Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам;

б) не знаю, как поступить;

в) не продам.

Если в день выборов Президента у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую;

б) не знаю, как поступить;

в) проголосую.

Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши родители собрались в гости и не намерены голосовать, то:

а) промолчу;

б) не знаю, как поступить;

в) буду просить проголосовать.

Если один из кандидатов на пост Президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него;

б) не знаю, как поступить;

в) проголосую за другого кандидата.

Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него;

б) не знаю, как поступить;

в) не проголосую за него.

Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него;

б) не знаю, как поступить,

в) не проголосую за него.

Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него;

б) не знаю, как поступить;

в) не проголосую за него.



Если в Ваших ответах преобладает вариант «а», то печальный может

быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего голоса многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу.


Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способность своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Обещания выполнены не будут.

Если в ответах преобладает вариант «б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький.

Если в ответах преобладает вариант «в», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

2. Таблица для оценивания участия учащихся в дискуссии.

Шкала

оценки

№ п/п

Критерии ответа ученика

Фамилии участников дискуссии.








+ 2

Представляет информацию, основанную на фактах.








+ 1

Высказывает свою точку зрения.








+ 2

Делает комментарий к информации или его дополняет.








+ 1

Обращает внимание на ошибки.








- 1

Высказывается не на тему, не соблюдая плана.








+ 1

Начинает дискуссию.








+ 1

Продвигает дискуссию вперёд.








- 2

Препятствует высказываться другим лицам.










Общее количество баллов










Оценка









7-8 баллов – «5»

5-6 баллов – «4»

3-4 балла – «3»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!