СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. " История формирования сообществ живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расчитан для  9 -11 кл.. 

Просмотр содержимого документа
«Урок. " История формирования сообществ живых организмов"»

Тема: История формирования сообществ живых организмов

Цели: добиться усвоения знаний об основных характеристиках биомов; развивать умения и навыки самостоятельной работы по составлению характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей.

Оборудование: проектор, доска, компьютер, диск.

Термины: биогеогра́фия — наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов. Предметами изучения биогеографии являются как распространение биоценозов, то есть географически обусловленных совокупностей живых организмов, так и характер фауны и флоры отдельных территорий.

Объект изучения биогеографии — биосфера (как пространство планеты Земля, на котором обитают живые организмы).

Предмет биогеографии — предусловия и закономерности географического распространения организмов и их группирований (особенности биотической и биоценотической организации живых веществ биосферы).

Биом (англ. biome, от греч. bíos — жизнь и лат. -omat-, -oma — окончание, обозначающее совокупность), совокупность видов растений и животных, составляющих живое население данного района. Термин употребляется главным образом в зарубежной экологической и биогеографической литературе. К этому понятию близок термин биота, применяемый к более обширным участкам поверхности земли.

Экология (от греч. óikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Э. интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.


Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Опрос д/з:

Что такое биосфера?

Перечислите структуры биосферы?

Роль азота в круговороте?

Какова общая биомасса живого вещества на Земле?

Круговорот Воды как происходит?

Какие вам известны бактерии?

Представители каких систематических групп преобладают на суше?

Что такое гидросфера?


Изложение нового материала

План

1.Понятие «экология»

2.Причины обуславливающие несходство живого мира в тех или иных местах земного шара:

А) Геологическая история материков

Б) Изоляция

В) Различие климатический условий в широтном направлении




Взаимосвязи и закономерности сосуществования живых организмов в природе; организацию и функционирование популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы в целом; законы «здорового» состояния как нормы и основы существования жизни изучает экология Знание истории образования, структуры сообществ живых организмов и тех факторов окружающей среды, которые оказывают воздействия на них, позволит сохранить необходимую для жизни человека среду и разумно использовать природные ресурсы.

Вся суша подразделяется на крупные области, называемые материками или континентами; Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку, Австралию и Антарктиду.

Слайд 1.


Растительный и животный мир континентов сильно различаются. Чем это объяснить? Известно несколько причин, обуславливающих несходство живого мира в тех или иных местах земного шара.

Слайд 2

Первая из них – геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею. Около 200млн. лет тому назад, в триасовом периоде мезозойской эры, единый суперматерик раскололся на две крупные части: Лавразию и Гондвану. Слайд 3 Последняя двинулась на юг; она включала будущие Антарктиду, Австралию, Индию, Африку и Южную Америку, которые обособились впоследствии в отдельные континенты вследствие продолжавшихся разломов и подвижек земной коры. Европа и Северная Америка долго еще составляли единый материк. Такое расположение континентов сложилось к началу кайнозойской эры, т.е. ко времени около 65 млн. лет назад.

Разделение материков не могло не отразиться на эволюции растений и животных. Например, Австралия обособилась еще до появления плацентарных млекопитающих и в результате этого сохранила до наших дней яйцекладущих и сумчатых животных, которые на других материках были вытеснены более совершенными

высшими зверями.

Слайд 4.

Слайд 5.

В Новой Зеландии обитает до сих пор представитель давно вымершего отряда первоящеров – гаттерия.

Слайд 6.





Южная Америка сравнительно недавно соединилась с Северной Панамским перешейком, и ее животный мир представлен броненосцами, муравьедами, ленивцами, тапирами и другими формами, которых нет ни в Северной Америке, ни в Евразии.

Слайд 7.



В то время фауна и флора Евразии и Северной Америки очень сходны вследствие того, что Берингов пролив на месте перешейка возник в период формирования современных сообществ.

Второй фактор – изоляция. В наиболее яркой форме этот фактор характерен для островных популяций. Острова заселяются видами, способными преодолевать морские просторы и зачастую попадающими сюда случайно. Поэтому видовой состав обитателей островов значительно беднее, чем на континентах в тех же широтах. Кроме того, изоляция влияет на формирование сообществ живых организмов и на материках. Здесь, в качестве ограничивающих перемещение отдельных особей и их групп факторов выступают различные географические препятствия; реки, горы, пустыни, болота и т.д. Имеет значение и индивидуальная подвижность организмов.

Третий фактор – различие климатических условий в широтном направлении. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии, падающей на единицу площади земной поверхности. В зависимости от этого, т.е. от температурного режима, формируются специфические сообщества растений и животных.


Самостоятельна работа

Стр 165-168

Закрепление

В чем вы видите причины сходства фауны и флоры Евразии и Северной Америки?

В чем вы видите причины сходства фауны и флоры Южной Америки и Африки?

Что вы для себя узнали нового на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?


Д/З Стр.164-168 6.1.


















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РД

МКОУ НОВОЧИРКЕЙСКАЯ СОШ№2

КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН

Открытый урок

На тему;





Провела: Гамзатова А.Б.

Учительница по биологии.

Класс 11.





Литература.

ru.m.wikipedia.ru

yandex.ru


Биология. Общая биология. Профильный уровень.11 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-283с.ил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!