СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с основными причинами и по­следствиями Великих географических открытий; выявляют спе­цифические особенности русских географических открытий; ха­рактеризуют историю России как часть мировой истории.

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

1 группа



























2 группа







































3 группа































































Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Цели и задачи: познакомить с основными причинами и по­следствиями Великих географических открытий; выявлять спе­цифические особенности русских географических открытий; ха­рактеризовать историю России как часть мировой истории.

Планируемые результаты:

предметные: устанавливать синхро­нистические связи истории России и стран Европы и Азии в изу­чаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического ана­лиза (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности историче­ских личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

метапредметные УУД

1)коммуни­кативные: организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2)регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата;

3)познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

лич­ностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к истори­ческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, карта «Великие географические открытия». i

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

-Как вы думаете, всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?

-Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?

Ответ. в 6 столетии до нашей эры
средиземноморьем управляли древнейшие народы финикийцев, которые достигли Индийского океана, обогнув Африку.
Самым главным историческим подтверждением этому является упоминание об этой экспедиции в Библии.
Путешествие финикийцев вокруг всей Африки длилась около трех лет. Проложив начало своего маршрута через Красное море, экспедиция вернулась в средиземное море через Гибралтарский пролив.
-Какое открытие историки относят к географическим открытиям, совершенным викингами?

Ответ. племена норманнов открыли значительные территории. К норманнам (северным людям) следует относить племена данов, шведов и норвежцев. Основным занятием скандинавов был морской промысел – грабеж и торговля. Таких людей скандинавы называли викингами – люди, которые ушли из дома, морские воины, которые ушли за добычей. На востоке корабли викингов покоряли Балтийское море, по реке Днепр вышли к берегами Черного, а также Каспийского морей. Их флот дошел до Византии и даже до Арабского халифата. 
на западном направлении под их удар попали северные берега Франции и побережье Англии. Затем они открыли множество островов, в том числе Гренландию. В конце 10-го века они сумели доплыть аж до берегов Северной Америки, однако осесть здесь им не удалось. 
3.Мотивационно-целевой этап

В XV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мра­ка». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан. Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправ­ляться в далекие путешествия? К каким последствиям это при­вело? Совершали ли русские путешественники длительные по­ездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих геогра­фических открытий».

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока

1.Великие географические открытия: предпосылки и перио­дизация.

2.Начало русских географических открытий и их специфика.

3.Последствия Великих географических открытий.

Проблемный вопрос

Почему Великие географические открытия изменили кар­тину мира?

4.Работа по теме урока

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

Мы выяснили, что еще в далекой древности человечество по­стоянно осваивало новые земли. Но можно ли назвать путеше­ствия древних финикийцев географическими открытиями?

- Изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Грен­ландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых по­селенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.

Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале 18 в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899—2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским.

«Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа — сына Эйрика. Он с командой из 35 человек достиг берегов бесплодной страны, названой им Хеллюландом (страной камней). Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от туч­ных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки. Затем они решили перезимовать и построили «большие дома». После зимовки Лейф, нагру­зив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию.

Через некоторое время в Винланд отправился брат Лейфа - Торвальд. Состав экспедиции — один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экс­педиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.

В течение этого времени викинги предприняли несколько походов по местной территории. Во время похода на втором году пребывания в Винланде в стычке с индейцами или эс­кимосами — от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке.

(По материалам сайта «Истории Земли» - историиземли.рф)

Вопросы по тексту

- Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?

-А путешествие викингов в Америку?

(Ответы учеников.)

Вывод: Следовательно, географические открытия — это не простое

посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, уста­новление отношений с местным населением. Стр. 8 подчеркнуть определение.

-Как называют эпоху путешествий и крупнейших открытий, совершенных европейцами в конце 15-середине 17 в?

-Когда началась эпоха Великих географических открытий?

Конец 15-середина 17 в.


-Разделитесь на три группы. Работая со схемами, определите предпосылки, причины и хроно­логию Великих географических открытий.

Первая группа — предпосылки Великих географических от­крытий.

Вторая группа — причины Великих географических открытий.

Третья группа - хронология Великих географических открытий.

Результаты работы.

Закрепление:

-Как назывались морские парусные суда нового типа, на которых отправлялись в плавание моряки в период Великих географических открытий

-Одной из причин Великих географических открытий было стремление европейцев найти новые пути--- (Индию и Китай)

-Кому принадлежит это открытие?

А)плавание к юго-западу Индии Васко да Гама

Б)попытка открытия северо- Ричард Ченслер

восточного пути в Китай и Японию

В)открытие Америки Христофор Колумб

Г)описание открытых земель Америго Веспуччи

Нового Света

Д)путешествие доказало Фернан Магеллан

шарообразную форму Земли

2. Начало русских географических открытий и их специфика

Россия также была вовлечена в процесс освоения новых тер- риторий. Предлагаю убедиться в этом, совершив виртуальную экспедицию в прошлое.

Задание группам:

Работая с п. 2 параграфа 1 первая и вторая группа называют экспедиции русских путешественников(стр. 10-11)

Работая с п.2 третья группа называет причины менее активного участия России в географических открытиях в сравнении с Испанией, Португалией, Англией.

В конце XV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван 3 приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири.

В 1483 г в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который на­ходился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они «по­воевали» Югру, захватив в плен не­скольких князей. Летописец отмечал: «От Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю».

В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские зем­ли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отпра­вились в практически не заселенную землю. Пройдя по протоку реки Печоры, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским про­мысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через проход в Уральских горах. Очутившись на Югорской земле, русские отряды направи­лись по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достиг­ли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и за­хватить в плен 58 человек — князьков, вождей племен, старейшин.

Поняв, что сопротивляться не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, про­живающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обрат­но и вернулись на Русь в 1500 г.

Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана (поморы)открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.

Афанасий Никитин, купец из Твери, считается первым русским торговцем, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы). Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экс­педиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути. В 1468 г. Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их раз­ным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, т. е. пушнина. Поход был описан в книге «Хожения за три моря». Во время «хожения» Никитин посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.


-Как вы считаете, почему Россия (по сравнению с Испани­ей и Португалией) не приняла активное участие в Великих географических открытиях?

Запись в тетради

Специфика русских географических открытий:

1)недостаточное развитие товарно-денежных отношений, поэтому и внимание к географическим открытиям было не таким сильным.

2)недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;

3)отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4)отсутствие флота, без которых нельзя было конкурировать на равных с западно-европейскими странами.

-Какая страна стала в результате географических открытий крупнейшей колониальной державой?

3. Последствия Великих географических открытий

-Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Значение Великих географических открытий:

1) бурное развитие мировой торговли и начало развития ми­ровой ми­ровой экономики; открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;

2)географическое исследование Земли;

3)развитие науки и техники, появление судов нового типа;

3)развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;

4)изменение в социальной структуре общества - появление

новых слоев;

5)приток драгоценных металлов в Европу;

6)освоение новых сельскохозяйственных культур - в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.

Однако Великие географические события имели и негативные последствия. Например, приток драгоценных металлов в Евро­пу со временем привел к инфляции. Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля. Начала создаваться колониальная си­стема. Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов, например, индейцев Нового света.

4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника

Как вы думаете, с какой целью Х. Колумб, высадившись на берег, развернул королевский флаг?

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы:

Сегодня я узнал(а), что...

Я понял(а), что...

Домашнее задание

Прочитать § 1.

Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 13, 14 учебника (2 или 4).

Задание 2. Выясните общие для России стран Европы и Азии причины географических открытий. Свой ответ аргументируйте с помощью цитат из текста учебника

4 задание. Каковы были отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!