Тема урока. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.
Планируемые результаты:
предметные: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
метапредметные УУД
1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2)регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
3)познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Великие географические открытия». i
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
-Как вы думаете, всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?
-Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?
Ответ. в 6 столетии до нашей эры
средиземноморьем управляли древнейшие народы финикийцев, которые достигли Индийского океана, обогнув Африку.
Самым главным историческим подтверждением этому является упоминание об этой экспедиции в Библии.
Путешествие финикийцев вокруг всей Африки длилась около трех лет. Проложив начало своего маршрута через Красное море, экспедиция вернулась в средиземное море через Гибралтарский пролив.
-Какое открытие историки относят к географическим открытиям, совершенным викингами?
Ответ. племена норманнов открыли значительные территории. К норманнам (северным людям) следует относить племена данов, шведов и норвежцев. Основным занятием скандинавов был морской промысел – грабеж и торговля. Таких людей скандинавы называли викингами – люди, которые ушли из дома, морские воины, которые ушли за добычей. На востоке корабли викингов покоряли Балтийское море, по реке Днепр вышли к берегами Черного, а также Каспийского морей. Их флот дошел до Византии и даже до Арабского халифата.
на западном направлении под их удар попали северные берега Франции и побережье Англии. Затем они открыли множество островов, в том числе Гренландию. В конце 10-го века они сумели доплыть аж до берегов Северной Америки, однако осесть здесь им не удалось.
3.Мотивационно-целевой этап
В XV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мрака». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан. Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия? К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий».
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
План урока
1.Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.
2.Начало русских географических открытий и их специфика.
3.Последствия Великих географических открытий.
Проблемный вопрос
Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
4.Работа по теме урока
1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация
Мы выяснили, что еще в далекой древности человечество постоянно осваивало новые земли. Но можно ли назвать путешествия древних финикийцев географическими открытиями?
- Изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.
Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале 18 в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899—2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским.
«Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа — сына Эйрика. Он с командой из 35 человек достиг берегов бесплодной страны, названой им Хеллюландом (страной камней). Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки. Затем они решили перезимовать и построили «большие дома». После зимовки Лейф, нагрузив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию.
Через некоторое время в Винланд отправился брат Лейфа - Торвальд. Состав экспедиции — один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.
В течение этого времени викинги предприняли несколько походов по местной территории. Во время похода на втором году пребывания в Винланде в стычке с индейцами или эскимосами — от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке.
(По материалам сайта «Истории Земли» - историиземли.рф)
Вопросы по тексту
- Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?
-А путешествие викингов в Америку?
(Ответы учеников.)
Вывод: Следовательно, географические открытия — это не простое
посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением. Стр. 8 подчеркнуть определение.
-Как называют эпоху путешествий и крупнейших открытий, совершенных европейцами в конце 15-середине 17 в?
-Когда началась эпоха Великих географических открытий?
Конец 15-середина 17 в.
-Разделитесь на три группы. Работая со схемами, определите предпосылки, причины и хронологию Великих географических открытий.
Первая группа — предпосылки Великих географических открытий.
Вторая группа — причины Великих географических открытий.
Третья группа - хронология Великих географических открытий.
Результаты работы.
Закрепление:
-Как назывались морские парусные суда нового типа, на которых отправлялись в плавание моряки в период Великих географических открытий
-Одной из причин Великих географических открытий было стремление европейцев найти новые пути--- (Индию и Китай)
-Кому принадлежит это открытие?
А)плавание к юго-западу Индии Васко да Гама
Б)попытка открытия северо- Ричард Ченслер
восточного пути в Китай и Японию
В)открытие Америки Христофор Колумб
Г)описание открытых земель Америго Веспуччи
Нового Света
Д)путешествие доказало Фернан Магеллан
шарообразную форму Земли
2. Начало русских географических открытий и их специфика
Россия также была вовлечена в процесс освоения новых тер- риторий. Предлагаю убедиться в этом, совершив виртуальную экспедицию в прошлое.
Задание группам:
Работая с п. 2 параграфа 1 первая и вторая группа называют экспедиции русских путешественников(стр. 10-11)
Работая с п.2 третья группа называет причины менее активного участия России в географических открытиях в сравнении с Испанией, Португалией, Англией.
В конце XV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван 3 приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири.
В 1483 г в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который находился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они «повоевали» Югру, захватив в плен нескольких князей. Летописец отмечал: «От Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю».
В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские земли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отправились в практически не заселенную землю. Пройдя по протоку реки Печоры, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским промысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через проход в Уральских горах. Очутившись на Югорской земле, русские отряды направились по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достигли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и захватить в плен 58 человек — князьков, вождей племен, старейшин.
Поняв, что сопротивляться не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, проживающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обратно и вернулись на Русь в 1500 г.
Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана (поморы)открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.
Афанасий Никитин, купец из Твери, считается первым русским торговцем, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы). Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути. В 1468 г. Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, т. е. пушнина. Поход был описан в книге «Хожения за три моря». Во время «хожения» Никитин посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.
-Как вы считаете, почему Россия (по сравнению с Испанией и Португалией) не приняла активное участие в Великих географических открытиях?
Запись в тетради
Специфика русских географических открытий:
1)недостаточное развитие товарно-денежных отношений, поэтому и внимание к географическим открытиям было не таким сильным.
2)недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;
3)отсутствие выхода к незамерзающим морям;
4)отсутствие флота, без которых нельзя было конкурировать на равных с западно-европейскими странами.
-Какая страна стала в результате географических открытий крупнейшей колониальной державой?
3. Последствия Великих географических открытий
-Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Запись в тетради
Значение Великих географических открытий:
1) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой мировой экономики; открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;
2)географическое исследование Земли;
3)развитие науки и техники, появление судов нового типа;
3)развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;
4)изменение в социальной структуре общества - появление
новых слоев;
5)приток драгоценных металлов в Европу;
6)освоение новых сельскохозяйственных культур - в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.
Однако Великие географические события имели и негативные последствия. Например, приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции. Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля. Начала создаваться колониальная система. Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов, например, индейцев Нового света.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника
Как вы думаете, с какой целью Х. Колумб, высадившись на берег, развернул королевский флаг?
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы:
Сегодня я узнал(а), что...
Я понял(а), что...
Домашнее задание
Прочитать § 1.
Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 13, 14 учебника (2 или 4).
Задание 2. Выясните общие для России стран Европы и Азии причины географических открытий. Свой ответ аргументируйте с помощью цитат из текста учебника
4 задание. Каковы были отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?