СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории для 7 класса на тему:"Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории для 7 класса на тему:"Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий".»

История 7 класс.

Тема: Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.

Планируемые результаты:

предметные: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении

и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Великие географические открытия».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Беседа:

  • Всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?

  • Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?

  • Какие морские путешествия совершали древние греки?

  • Какие открытия были сделаны древними китайцами?

  • Кто первым высадился на берега Америки?

III. Мотивационно-целевой этап

В 1492 г. этот мореплаватель вступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, а затем им были открыты еще два острова – Куба и Гаити. В результате последующих трех экспедиций началась колонизация Пуэрто-Рико, Ямайки, побережья Южной и Центральной Америки. При этом мореплаватель до конца своих дней верил, что он обнаружил новый путь в Индию. А открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка.

Вопрос: Как звали этого мореплавателя?

В ХVIII в. французский писатель Виктор Гюго заметил: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может написать своего имени на своем открытии…»

Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий».

Вопрос:

  • Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть

на уроке?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.

2. Начало русских географических открытий и их специфика.

3. Последствия Великих географических открытий.





Проблемный вопрос: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?

IV. Введение в новый материал

Беседа:

  • Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия?

  • К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

Работа с дополнительным материалом.

Вопросы по тексту

  • Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?

  • А путешествие викингов в Америку?

Вывод: Следовательно, географические открытия – это не простое

посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.

Работа в группах.

Задание: Работая с п. 1 § 1 и дополнительным материалом определите предпосылки, причины и хронологию Великих географических открытий.

Первая группа – предпосылки Великих географических открытий.

Вторая группа – причины Великих географических открытий.

Третья группа – хронология Великих географических открытий.

Обсуждение результатов работы групп.

2. Начало русских географических открытий и их специфика

Работа с картой. Виртуальная экскурсия по маршруту экспедиции Федора Курбского Черного и Ивана Салтык Травнина, Афанасия Никитина.

Работа с визуальными источниками. Репродукция гравюры с изображениями Ивана III, Афанасия Никитина.)

Вывод: Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.

Путешествие Афанасия Никитина можно условно разделить

на четыре части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии;

4) обратное путешествие через Персию в Россию.

Задание:

  • Как вы считаете, почему Россия (по сравнению с Испанией и Португалией) не приняла активное участие в Великих географических открытиях?

Запись в тетради

Специфика русских географических открытий:

1) недостаточное развитие товарно-денежных отношений, что препятствовало включение открытых земель в хозяйство страны (до XVII в.);

2) недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;

3) отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4) отсутствие флота.

3. Последствия Великих географических открытий

Запись в тетради

Значение Великих географических открытий:

1) географическое исследование Земли, развитие многих областей естествознания;

2) развитие науки и техники, появление судов нового типа;

3) развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;

4) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики;

5) открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;

6) изменение в социальной структуре общества – появление новых слоев;

7) приток драгоценных металлов в Европу;

8) освоение новых сельскохозяйственных культур – в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.

Негативные последствия:

  • Приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции.

  • Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля.

  • Начала создаваться колониальная система.

  • Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов.

Решение проблемного вопроса: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?

Проведение мини-дискуссии на тему «Положительные и негативные последствия Великих географических открытий».

Вопросы для дискуссии

  • Как вы думаете, какие последствий Великих географических открытий было больше: позитивных или негативных?

  • Почему приток драгоценных металлов в Европу привели к инфляции?

  • Почему колонизаторы уничтожали культуру народов, проживавших в Новом Свете?

  • Можно ли было этого избежать?

VI. Подведение итогов урока.

1.Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 13 учебника.

2.Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника.

3.Составьте предложение со словом «каравелла».

Домашнее задание

1. Прочитать § 1.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 13, 14 учебника (на выбор).

3. Дифференцированное задание: подготовить сообщение о русских первооткрывателях.

Дополнительный материал

Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.

Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале XVIII в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский авантюрист, этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899–2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским.

«Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа – сына Эйрика, прозванного впоследствии Счастливым. Он с командой из 35 человек предпринял далекий поход и достиг берегов бесплодной страны, названной им Хеллюландом (страной камней). Потом, взяв курс на юг, викинги через несколько дней увидели перед собой поросшие лесом холмы и белые песчаные отмели. Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги

плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки.

Затем они решили перезимовать и построили «большие дома» (возможно,

скандинавские «длинные дома» – longhouse). После зимовки Лейф, нагрузив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию.Через некоторое время в Винланд (по всей видимости, промежуток был небольшим) отправился брат Лейфа – Торвальд (на корабле Эрика).

Состав экспедиции – один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.

В течение этого времени викинги предприняли несколько походов

по местной территории. Во время похода на втором году пребывания

в Винланде в стычке со «скрелингами» – вероятно, индейцами или эскимосами – от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке. Информации о других потерях, как и о строительстве викингами новых

домов, нет.

(По материалам сайта «Истории Земли» – историиземли.рф)


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!