История 7 класс.
Тема: Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.
Планируемые результаты:
предметные: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении
и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
метапредметные УУД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Великие географические открытия».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Беседа:
Всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?
Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?
Какие морские путешествия совершали древние греки?
Какие открытия были сделаны древними китайцами?
Кто первым высадился на берега Америки?
III. Мотивационно-целевой этап
В 1492 г. этот мореплаватель вступил на землю острова, который назвали Сан-Сальвадор, а затем им были открыты еще два острова – Куба и Гаити. В результате последующих трех экспедиций началась колонизация Пуэрто-Рико, Ямайки, побережья Южной и Центральной Америки. При этом мореплаватель до конца своих дней верил, что он обнаружил новый путь в Индию. А открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка.
Вопрос: Как звали этого мореплавателя?
В ХVIII в. французский писатель Виктор Гюго заметил: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может написать своего имени на своем открытии…»
Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий».
Вопрос:
Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть
на уроке?
План урока
1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.
2. Начало русских географических открытий и их специфика.
3. Последствия Великих географических открытий.
Проблемный вопрос: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
IV. Введение в новый материал
Беседа:
Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия?
К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
V. Работа по теме урока
1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация
Работа с дополнительным материалом.
Вопросы по тексту
Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?
А путешествие викингов в Америку?
Вывод: Следовательно, географические открытия – это не простое
посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.
Работа в группах.
Задание: Работая с п. 1 § 1 и дополнительным материалом определите предпосылки, причины и хронологию Великих географических открытий.
Первая группа – предпосылки Великих географических открытий.
Вторая группа – причины Великих географических открытий.
Третья группа – хронология Великих географических открытий.
Обсуждение результатов работы групп.
2. Начало русских географических открытий и их специфика
Работа с картой. Виртуальная экскурсия по маршруту экспедиции Федора Курбского Черного и Ивана Салтык Травнина, Афанасия Никитина.
Работа с визуальными источниками. Репродукция гравюры с изображениями Ивана III, Афанасия Никитина.)
Вывод: Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.
Путешествие Афанасия Никитина можно условно разделить
на четыре части:
1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
2) первое путешествие по Персии;
3) путешествие по Индии;
4) обратное путешествие через Персию в Россию.
Задание:
Как вы считаете, почему Россия (по сравнению с Испанией и Португалией) не приняла активное участие в Великих географических открытиях?
Запись в тетради
Специфика русских географических открытий:
1) недостаточное развитие товарно-денежных отношений, что препятствовало включение открытых земель в хозяйство страны (до XVII в.);
2) недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;
3) отсутствие выхода к незамерзающим морям;
4) отсутствие флота.
3. Последствия Великих географических открытий
Запись в тетради
Значение Великих географических открытий:
1) географическое исследование Земли, развитие многих областей естествознания;
2) развитие науки и техники, появление судов нового типа;
3) развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;
4) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики;
5) открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;
6) изменение в социальной структуре общества – появление новых слоев;
7) приток драгоценных металлов в Европу;
8) освоение новых сельскохозяйственных культур – в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.
Негативные последствия:
Приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции.
Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля.
Начала создаваться колониальная система.
Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов.
Решение проблемного вопроса: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
Проведение мини-дискуссии на тему «Положительные и негативные последствия Великих географических открытий».
Вопросы для дискуссии
Как вы думаете, какие последствий Великих географических открытий было больше: позитивных или негативных?
Почему приток драгоценных металлов в Европу привели к инфляции?
Почему колонизаторы уничтожали культуру народов, проживавших в Новом Свете?
Можно ли было этого избежать?
VI. Подведение итогов урока.
1.Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 13 учебника.
2.Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника.
3.Составьте предложение со словом «каравелла».
Домашнее задание
1. Прочитать § 1.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 13, 14 учебника (на выбор).
3. Дифференцированное задание: подготовить сообщение о русских первооткрывателях.
Дополнительный материал
Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.
Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале XVIII в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский авантюрист, этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899–2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским.
«Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа – сына Эйрика, прозванного впоследствии Счастливым. Он с командой из 35 человек предпринял далекий поход и достиг берегов бесплодной страны, названной им Хеллюландом (страной камней). Потом, взяв курс на юг, викинги через несколько дней увидели перед собой поросшие лесом холмы и белые песчаные отмели. Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги
плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки.
Затем они решили перезимовать и построили «большие дома» (возможно,
скандинавские «длинные дома» – longhouse). После зимовки Лейф, нагрузив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию.Через некоторое время в Винланд (по всей видимости, промежуток был небольшим) отправился брат Лейфа – Торвальд (на корабле Эрика).
Состав экспедиции – один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа.
В течение этого времени викинги предприняли несколько походов
по местной территории. Во время похода на втором году пребывания
в Винланде в стычке со «скрелингами» – вероятно, индейцами или эскимосами – от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке. Информации о других потерях, как и о строительстве викингами новых
домов, нет.
(По материалам сайта «Истории Земли» – историиземли.рф)
6