СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории для  5 класса "Природа и люди Древней Индии"

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"»

Предмет: История

Класс: 5

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока:  урок изучения нового материала

Форма урока: урок – путешествие.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к природе, традициям и историческому прошлому стран мира.

УУД:
ЛичностныеУУД:   умение высказывать свое мнение о роли истории в жизни людей

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: обучающиеся смогут сравнивать виды источников.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Индии

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Оборудование: презентация, карточки, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнил слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
Сегодня, перелистывая страницы истории, мы совершим увлекательное путешествие в удивительную страну. Эта страна – родина шахмат и йоги, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Ответ: это Индия. (Слайд 1 )
3.Целеполагание. (Слайд 2 )
Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем о географическом положении и климатических условиях, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этой страны

А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. И хотя наше путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий. Путеводитель – печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-либо городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используется туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Я раздам вам шаблоны, а заполните вы его самостоятельно.

Логическое задание: (Слайд 3 )
Древние греки называли Индию: чудесной, сказочной страной». Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

4.Объяснение нового материала.

- А что вы знаете об этой стране?

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Сейчас один литературный герой расскажет вам об этой стране , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии , из какого произведения оно взято, как зовут мальчика.

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Вот такое интересное описание Индии.

- Из какого литературного произведения эти строки? ( «Старик Хоттабыч)

- Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой

Индия? Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Итак, в путь…

4.1. Географическое положение Индии (практическая работа с картой)

Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Мы отправляемся в Азию.

(Слайд 4 ) Эта необычная страна с красивейшей природой и своеобразной культурой раскинулась на юге Азии на обширной территории полуострова Индостан .

С 3 сторон она омывается Индийским океаном и его частями: с запада – Аравийским морем, с востока – бенгальским заливом, с Севера страну защищают от потоков холодного воздуха высочайшие в мире горы Гималаи. На территории Индии протекают 2 великие реки: Инд и Ганг. Именно вдоль них появляются первые поселения людей.

(Слайд 5-6) Индия отделена от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом — Гималаями.

4.2. Климатические и природные условия Индии

(Слайд 7-8 ) Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд.Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Если рассматривать климат Индии, то можно сказать о том, что в областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
(Слайд 9 ) Если и в наши дни растительный мир Индии поражает своим разнообразием, то много-много столетий назад непроходимые тропические леса - джунгли – покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древесину обитателям сказочной страны для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и др. деревьев.

Я приглашаю вас заглянуть в джунгли (видеофрагмент)

Ответьте на вопрос: какие же животные населяли джунгли полуострова Индостан. (КАРТИНКИ НА ДОСКЕ)

4.3. Занятия жителей Древней Индии (работа с учебником стр.97)

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

Занимательная задачка: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Друг принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик !

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг--то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике) (Слайд 10-11 )

Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, прочные, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко.

Вывод: (Слайд 12 )
Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур. Ремесло, охота, рыболовство, скотоводство.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран. Они везли не только перец, но и знакомили жителей своих стран с культурой и традициями страны, в частности с йогой.

Искусство хатха-йоги, одна из наиболее известных традиций Индии, распространившаяся по всему миру. Оно включает в себя систему упражнений для тела и ума. В своей современной популярной форме особый акцент в йоге делается на технике поз и дыхания, чтобы достичь физического и умственного комфорта.

Дыхательная пауза. «Задувание свечи». (Элемент дыхательной гимнастики йогов. Цель - улучшить деятельность нервной системы, активизировать усвоение информации). Исходное положение: встать прямо, вдохнуть полным дыханием и задержать его. Вытянуть руки вперёд, ослабить мускулы. Медленно согнуть руки, подтягивая их к лицу, постепенно сжимая мускулы. Сильно выдохнуть воздух через рот, как бы задувая свечу.

Физкультурная пауза

«Поза стула». Упражнение на основе элементов гимнастики йогов.

(Цель – снять усталость, наполнить организм жизненной энергией.

Исходное положение: встать прямо, ноги свести вместе, руки свободно расположить вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, потом выдох. Медленно присесть, вытянув руки вверх, ладони прижать друг к другу).

4.4 Цивилизация Древней Индии.

История неохотно раскрывает нам свои тайны, и иногда они становятся известны почти случайно.

Так, однажды, индийский археолог, проводя раскопки, нашел замечательный памятник культуры, древнейший индийский город. Так из небытия восстал знаменитейший индийский город Мохенджо-Даро («Холм мертвых») – целый город, существовавший 4 тыс. лет назад.

Прямые и широкие улицы города(ширина до 10 метров), вдоль которых стоят 2-3 этажные дома из красного кирпича. Самое интересное, что на перекрестках углы зданий округленные - отличная идея! – этот никак не мешает уличному движению. Здесь увидим колодец и комнату для омовений. и что самое интересное – грязная вода из этих комнат по специальным каналам стекает в общегородской канал и вытекает за город. Представляете, в III тыс. до н. э. уже была канализация!

Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

Работа по учебнику стр.100.
- Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».
Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?
Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).
Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.
Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?
Ответ: Тоже с верой в переселение душ (реинкарнация).

Ведическая мудрость гласит, что любое живое существо в этом мире – вечная душа, живущая в смертном теле. Покидая тело в момент смерти, душа переселяется в новое тело. Перемещаясь из тела в тело в поисках счастья, она проходит через все формы жизни – от насекомого до бога.

5. Закрепление изученного - игра-викторина “Проверь себя”.

Где расположена Индия? На берегах каких рек? (П-ов Индостан, Инд и Ганг)

Как называется лес в Индии? (Джунгли)

Какое растение, выращиваемое в Индии, было слаще меда?

В чем особенность верований древних индийцев?

- Молодцы, ребята, хорошо поработали на уроке.

6. Решение поставленного вопроса вначале урока.

- Почему Индию называют сказочной и волшебной страной?

7.Домашнее задание

( Слайд 13) § 20. Параграф № 20 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа (устно),

Рабочая тетрадь Стр.62 №80 (задания 1-5)

8. Выставление оценок за урок.

( Слайд 14) Спасибо за внимание!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!