Урок № ____
Дата ________________
Предмет: история, 5 класс
Тема: В афинском театре
Тип урока: изучение нового материала
Цель: дать представление о зарождении и особенностях греческого театра, игре актеров и театральных жанрах.
Задачи:
- формировать умение работать с основной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, выполнять проблемные задания;
- формировать историческое мышление через исследование древнегреческого театра и сравнение его с современным театром;
- воспитывать чувство прекрасного.
Планируемые результаты:
1) предметные: описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции, работать с текстом учебника и историческим источником; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; высказывать собственное мнение, суждения;
2) метапредметные:
- регулятивные: сформировать у обучающихся навыки познавательной рефлексии как осознание ими совершаемых действий и мыслительных процессов, самостоятельно формулировать учебную задачу и делать выводы;
- познавательные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, перерабатывать информацию, преобразовывать её, выделять главное;
- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; участвовать в диалоге; слушают и понимают других, формулировать свою точку зрения;
3) личностные: осознать значение и роль театра в человеческом обществе, социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.
Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, карта, задания для работы в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним материал прошлого урока «В афинских школах и гимнасиях».
1) Исторический диктант «Да - Нет»:
1. В переводе с греческого ПЕДАГОГ обозначает «сопровождающий ребенка». Да
2. Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Нет
3. В обычной школе дети учились музыке и поэзии, читать, писать, считать. Да
4. В афинской школе запрещены телесные наказания. Нет
5. В палестре мальчики занимались гимнастикой, борьбой. Да
6. Образование в афинской школе было платным. Да
7. В гимнасиях взрослые афиняне пополняли свои знания. Да
2) Сравните афинскую и современную школу:
Ответы
Общее |
1. всестороннее развитие личности 2. учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи 3. каникулы 4. праздничные дни, в которые не посещали школу 5. уровни образования (начальное, среднее, высшее) |
Различия |
Афинская школа | Современная школа |
1) платное образование в школе | 1) бесплатное школьное образование |
2) учились только мальчики | 2) учатся и мальчики, и девочки |
3) с 7 лет | 3) с 6,6 лет |
4) педагог – сопровождающий ребенка | 4) педагог – обучает ребенка (ЗУН) |
5) наказание розгами | 5) запрещено физическое насилие |
6) каникулы весной | 6) каникулы осенью, весной, летом |
7) материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо | 7) материал письма: бумага и шариковая ручка |
3. Мотивация.
Учитель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Послушайте стих и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке.
Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!
Оваций шум и крики «Браво!»
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное – не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…
- Догадались, о чем идет речь? А что такое театр?
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «В афинском театре». На прошлом уроке мы с вами изучили, как обучали древних греков, а теперь мы с вами окунемся в театральную жизнь древней Греции. Сегодня и у нас существует театры, они есть в каждом городе.
- Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Наша задача - познакомиться с особенностями древнегреческого театра и с историей его возникновения).
- Чему должны научиться? (Описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции).
- Для решения этих задач сформулируем проблему: В чем отличие древнегреческого театра от современного? Что общего между современным и древнегреческим театрами?
4. Изучение нового материала.
1) История возникновения театра.
Учитель: Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделия (записать в тетради).
Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.
В одном из мифов рассказывается, как Дионис под звуки флейт и свирелей приходит в Грецию, в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая лесных богов - сатиров, греки надевали козлиные шкуры, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Ряженые разыгрывали сценки из мифов про Диониса. Это были первые театральные зрелища. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, несвязанные с мифом о Дионисе.
2) Здание театра, актёры и хор.
Учитель: В греческих городах с конца VI в. до н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения.
Театр – по-гречески «Место для зрелищ» (записать в тетради).
Давайте узнаем, как выглядел древнегреческий театр, из каких же частей он состоял?
Историками найден план древнегреческого театра, но названия частей театра стерты временем. Предлагаю вам роль исследователей и объединиться в группы для работы.
Задание – прочитать документ. Объяснить, что означает данный элемент театра и указать правильное его расположение на схеме, которая размещена на доске. Ответить на предложенные вопросы. Выполнить задание необходимо в течение 5 минут.
«Основные элементы древнегреческого театра» (вклеить в тетрадь)
1 часть театра - места для зрителей (написать в тетради), прочитать на стр. 186 и ответит на вопрос: Кто мог присутствовать на представлении?
2 часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Прочитать на стр. 186 и ответит на вопрос: Кого изображали актеры театра?
3 часть театра – скене – примыкавшая к орхестре постройка. Прочитать на стр. 186 и ответит и расскажите об участниках представления.
В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, места для зрителей - театрон и скене.
Одна часть театра – театрон (древнегреческое слово - смотреть)- места для зрителей - разделялась проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Это были «зрелищные деньги». Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ.
Другая часть театра – орхестра - круглая или полукруглая площадка, посередине которой находился жертвенник или статуя Диониса. На орхестре выступали актеры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов. Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре сцены, звон её будет слышен на самых дальних скамьях
Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.
Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым. Ведь это было главное зрелище для греков наряду с олимпийскими играми.
Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать?
Греческие театры были под открытым небом. Они вмещали тысячи зрителей. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей.
Главные театральные представления проводились в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.
Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца 3 дня подряд. Ставили подряд по 5 представлений.
Видео «В театре Деонича» https://www.youtube.com/watch?v=P-_e7fJVgiU&t=523s
Вопросы к видеофрагменту:
1. Кто мог стать актером? (только мужчины)
2. Почему труд актера считался нелегким? (постоянные упражнения, поиск жестов)
3. Какие элементы помогали рассказать о персонаже? (маски, костюмы, цвет ленты)
4. Каким образом зрители выражали свои эмоции после просмотра спектакля? (аплодисменты, камни)
3) Трагедии и комедии
Учитель: Какие были виды представлений? В чем их различие? В греческом театре было 2 главных жанра представлений – трагедия и комедия.
«Трагедия» с греческого языка значит «песнь козлов». Чем можно объяснить происхождение этого странного названия? Трагедиями назывались представления серьезного содержания, это подвиги героев мифов, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Трагедии греки отдавали предпочтение. Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
Другим популярным театральным жанром была комедия – веселое, смешное произведение, от греч. «комос» - веселое шествие. Комедия - произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
В дни театральных представлений проводился конкурс среди авторов и актеров на лучшее произведение.
Особенно понравившихся актеров и авторов награждали неожиданным образом – им дарили козла (почему?), амфору с вином (почему?), аплодисменты.
5. Закрепление знаний и способов действий
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы работали на уроке и усвоили полученную информацию. Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте:
«Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре. Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше всех пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
Учащиеся работают в группах, находят ошибки. Устные ответы.
Сравните древнегреческий театр и современный
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления | В особом здании под открытым небом | В специальном закрытом здании |
Как часто происходят представления | Несколько раз в году | Постоянно |
Билеты | Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) | Из бумаги (есть нумерация ряда и места) |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины - граждане | Любой, купивший билет |
Кто играет в представлении | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины | Мужчины и женщины |
6. Рефлексия
7. Итоги урока. Оценивание.
Учитель: Для греков представления являлись событием государственного значения. Для них это было не просто развлечение, но что-то вроде праздничного религиозного обряда. Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями. Театр был школой жизни для греков. Многое исчезло с тех времен, но театр жив до сих пор.
Домашнее задание: п. 39, стр. 185-190, прочитать параграф, устно ответить на вопросы, выучить определения. Нарисовать маски «Трагедия» и «Комедия».