СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме: В Афинском театре, 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделия

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме: В Афинском театре, 5 класс»

Урок № ____

Дата ________________

Предмет: история, 5 класс

Тема: В афинском театре

Тип урока: изучение нового материала


Цель: дать представление о зарождении и особенностях греческого театра, игре актеров и театральных жанрах.


Задачи:

- формировать умение работать с основной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, выполнять проблемные задания;

- формировать историческое мышление через исследование древнегреческого театра и сравнение его с современным театром;

- воспитывать чувство прекрасного.


Планируемые результаты:

1) предметные: описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции, работать с текстом учебника и историческим источником; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; высказывать собственное мнение, суждения;

2) метапредметные:

- регулятивные: сформировать у обучающихся навыки познавательной рефлексии как осознание ими совершаемых действий и мыслительных процессов, самостоятельно формулировать учебную задачу и делать выводы;

- познавательные: давать определения понятий; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, перерабатывать информацию, преобразовывать её, выделять главное;

- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; участвовать в диалоге; слушают и понимают других, формулировать свою точку зрения;

3) личностные: осознать значение и роль театра в человеческом обществе, социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.


Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, карта, задания для работы в группах.


Ход урока:

1. Организационный момент


2. Актуализация знаний

Учитель: Вспомним материал прошлого урока «В афинских школах и гимнасиях».


1) Исторический диктант «Да - Нет»:

1. В переводе с греческого ПЕДАГОГ обозначает «сопровождающий ребенка». Да

2. Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Нет

3. В обычной школе дети учились музыке и поэзии, читать, писать, считать. Да

4. В афинской школе запрещены телесные наказания. Нет

5. В палестре мальчики занимались гимнастикой, борьбой. Да

6. Образование в афинской школе было платным. Да

7. В гимнасиях взрослые афиняне пополняли свои знания. Да


2) Сравните афинскую и современную школу:

Ответы

Общее

1. всестороннее развитие личности

2. учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3. каникулы

4. праздничные дни, в которые не посещали школу

5. уровни образования (начальное, среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1) платное образование в школе

1) бесплатное школьное образование

2) учились только мальчики

2) учатся и мальчики, и девочки

3) с 7 лет

3) с 6,6 лет

4) педагог – сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5) наказание розгами

5) запрещено физическое насилие

6) каникулы весной

6) каникулы осенью, весной, летом

7) материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7) материал письма: бумага и шариковая ручка


3. Мотивация.

Учитель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Послушайте стих и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке.


Уж полон зал. Вот-вот начало,
Надет костюм, наложен грим.
И ты готов, к восторгу зала,
К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики «Браво!»
Приятны, что уж там таить?!
Но всё же главное – не слава,
Когда выходишь ты на сцену жить!

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…


- Догадались, о чем идет речь? А что такое театр?

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «В афинском театре». На прошлом уроке мы с вами изучили, как обучали древних греков, а теперь мы с вами окунемся в театральную жизнь древней Греции. Сегодня и у нас существует театры, они есть в каждом городе.

- Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Наша задача - познакомиться с особенностями древнегреческого театра и с историей его возникновения).

- Чему должны научиться? (Описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции).

- Для решения этих задач сформулируем проблему: В чем отличие древнегреческого театра от современного? Что общего между современным и древнегреческим театрами?


4. Изучение нового материала.

1) История возникновения театра.

Учитель: Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделия (записать в тетради).

Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.

В одном из мифов рассказывается, как Дионис под звуки флейт и свирелей приходит в Грецию, в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая лесных богов - сатиров, греки надевали козлиные шкуры, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Ряженые разыгрывали сценки из мифов про Диониса. Это были первые театральные зрелища. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, несвязанные с мифом о Дионисе.

2) Здание театра, актёры и хор.

Учитель: В греческих городах с конца VI в. до н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения.

Театр – по-гречески «Место для зрелищ» (записать в тетради).

Давайте узнаем, как выглядел древнегреческий театр, из каких же частей он состоял?

Историками найден план древнегреческого театра, но названия частей театра стерты временем. Предлагаю вам роль исследователей и объединиться в группы для работы.

Задание – прочитать документ. Объяснить, что означает данный элемент театра и указать правильное его расположение на схеме, которая размещена на доске. Ответить на предложенные вопросы. Выполнить задание необходимо в течение 5 минут.


«Основные элементы древнегреческого театра» (вклеить в тетрадь)




1 часть театра - места для зрителей (написать в тетради), прочитать на стр. 186 и ответит на вопрос: Кто мог присутствовать на представлении?

2 часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Прочитать на стр. 186 и ответит на вопрос: Кого изображали актеры театра?

3 часть театра скене – примыкавшая к орхестре постройка. Прочитать на стр. 186 и ответит и расскажите об участниках представления.


В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, места для зрителей - театрон и скене.

Одна часть театратеатрон (древнегреческое слово - смотреть)- места для зрителей - разделялась проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Это были «зрелищные деньги». Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними дела­ми, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ.

Другая часть театра – орхестра - круглая или полукруглая площадка, посередине которой находился жертвенник или статуя Диониса. На орхестре выступали актеры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов. Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре сцены, звон её будет слышен на самых дальних скамьях

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.

Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, кото­рую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым. Ведь это было главное зрелище для греков наряду с олимпийскими играми.


Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать?

Греческие театры были под открытым небом. Они вмещали тысячи зрителей. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей.

Главные театральные представления проводились в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.

Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца 3 дня подряд. Ставили подряд по 5 представлений.


Видео «В театре Деонича» https://www.youtube.com/watch?v=P-_e7fJVgiU&t=523s


Вопросы к видеофрагменту:

1. Кто мог стать актером? (только мужчины)

2. Почему труд актера считался нелегким? (постоянные упражнения, поиск жестов)

3. Какие элементы помогали рассказать о персонаже? (маски, костюмы, цвет ленты)

4. Каким образом зрители выражали свои эмоции после просмотра спектакля? (аплодисменты, камни)


3) Трагедии и комедии

Учитель: Какие были виды представлений? В чем их различие? В греческом театре было 2 главных жанра представлений – трагедия и комедия.

«Трагедия» с греческого языка значит «песнь козлов». Чем можно объ­яснить происхождение этого странного названия? Трагедиями назывались представления серьез­ного содержания, это подвиги героев мифов, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Трагедии греки отдавали предпочтение. Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхи­ла «Прометей прикованный».

Другим популярным театральным жанром была комедия – веселое, смешное произведение, от греч. «комос» - веселое шествие. Комедия - произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.

В дни театральных представлений проводился конкурс среди авторов и актеров на лучшее произведение.

Особенно понравившихся актеров и авторов награждали неожиданным образом – им дарили козла (почему?), амфору с вином (почему?), аплодисменты.


5. Закрепление знаний и способов действий

Учитель: Проверим, насколько хорошо вы работали на уроке и усвоили полученную информацию. Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте:


«Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре. Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше всех пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».

Учащиеся работают в группах, находят ошибки. Устные ответы.


Сравните древнегреческий театр и современный

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления

В особом здании под открытым небом

В специальном закрытом здании

Как часто происходят представления

Несколько раз в году

Постоянно

Билеты

Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи)

Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины - граждане

Любой, купивший билет

Кто играет в представлении

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины

Мужчины и женщины



6. Рефлексия


7. Итоги урока. Оценивание.

Учитель: Для греков представления являлись событием государственного значения. Для них это было не просто развлечение, но что-то вроде праздничного религиозного обряда. Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями. Театр был школой жизни для греков. Многое исчезло с тех времен, но театр жив до сих пор.


Домашнее задание: п. 39, стр. 185-190, прочитать параграф, устно ответить на вопросы, выучить определения. Нарисовать маски «Трагедия» и «Комедия».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!