СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Основание греческих колоний" 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по  истории Древнего мира , раздел "Древняя Греция" "Основание греческих колоний".  Содержит конспект урока, мультимедийное сопровждение и задания для учащихся. Урок разработан в соответствии с учебником Вигасина А.А. "История Древнего мира. 5 класс".

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Основание греческих колоний

Цели урока:

На основе изучение фактического материала по теме урока, учащиеся должны при помощи учителя выяснить причин и значения основания греческих колоний, расширят представление о понятии колония и освоят новые понятия (метрополия, Эллада, эллины).

Продолжит формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

Текст фрагмента исторического источника на каждой парте Фукидид «История»

А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Просвещение, 2007.

Презентация “Основание греческих колоний”

Тесты для самопроверки

Лист самооценки для каждого ученика

Мультимедийный проектор или интерактивная доска , компьютер, экран.

Ход урока

Актуализация опорных знаний учащихся по теме “Древняя Греция”.

Покажите на карте, где была расположена Древняя Греция? Как назывались три части Древней Греции? Какие вы знаете древнегреческие полисы? Покажите их на карте.

Как природные особенности Древней Греции повлияли на основные занятия и жизнь древних греков? Власть народа (демократия).

Простой греческий народ (демос).

Жители Лаконии, которых спартанцы фактически обратили в рабство (илоты).

Древнегреческий сосуд с двумя ручками для вина и масла (амфора).

594 г. до н. э. (знать и демос сообща избрали архонтом Солона).

Основная часть урока.


Звучит музыка греческого танца «Сиртаки». ( музыка звучит с первых кадров презентации, можно просто затемнить первый слайд или взять самостоятельный музыкальный фрагмент)


Учитель: Представьте что, мы с вами находимся в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Сейчас наш корабль отойдет от пристани и мы, возможно, никогда больше не увидим родную землю, оливковые рощи и виноградники, родных и близких.

Тысячи греков уезжали за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны? Кто и по каким причинам покидал Грецию. “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.

Причины древнегреческой колонизации изучаются на основе создания учителем образов жителей Афин.

Представьте себе, что мы достигли цели своего путешествия. Мы в Афинах.. Здесь в порту собралось несколько сотен отъезжающих. Учитель предлагает ученикам внимательно послушать их разговор и определить, кто и почему покидает Афины.

Греки, собравшиеся в порту, знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым покидают родину.

“Я бедный крестьянин, - говорит один из них. - Участок мой очень маленький, находится высоко в горах, почвы каменистые. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине я найду лучшие земли. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь хорошей земли”.

Двое греков - торговцы. Они тоже отправляются в дальнее путешествие. Им рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, виноградное вино и оливковое масло.

А вот на пристани стоит богатый грек, он происходит из богатого рода, возможно, был правителем в своем городе, но променял свой пышный дом на корабль. Что же случилось? В городе вспыхнуло восстание демоса против знати, многие знатные люди были убиты. А ему удалось спастись.

Два грека навсегда покинули свой дом, потому что участвовали в восстании против знати, но знать победила. Чтобы спасти свою жизнь им пришлось покинуть свой дом. (Учитель может создать эти образы самостоятельно, а может привлечь к их созданию учащихся).

В ходе разбора созданных образов учащиеся отвечают на вопрос: Кто и по каким причинам покидает Афины? Делают запись в тетради.

В тетрадях у учащихся должны быть следующие записи

Бедняки – из-за угрозы голода и отсутствия хороших земель.

Ремесленники и купцы, для того чтобы торговать.

Знатные люди и демос – из городов, где шла борьба за власть. (Слайд 4)

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 4,5).

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

Вызываются ученики к доске. Просит показать моря, какие основывали греки, крупные колонии. Обратите внимание как на карте обозначены колонии – кружком, направление колонизации – стрелочками. Назовите колонии на Чёрном море (Оливия, Херсонес)

В Италии (Тарент) , на Сицилии (Сиракузы, Мессина), в Северной Африке (Кирена, Навкратис).

У греческой колонизации было три направления. Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись еще дальше. Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони. Третье — на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места.

Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация учебника (с.145), которая помещена также на слайд6. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли. Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности).

Далее учащиеся, рассматривая фото (слайд 6) должны определить, какие условия, будут обязательны при выборе места для колонии. Учащиеся работают самостоятельно, делают запись в тетрадь.

Удобная гавань (для того, чтобы вести торговлю и иметь постоянную связь с Грецией.)

Наличие источников воды.

Наличие плодородных земель.

Запись может быть представлена в виде схемы (слайд 7).

Учитель поясняет, греки осваивали только морское побережье, не проникая далеко вглубь территории.

Колония представляла собой город-государство. В ее состав входили кроме самого города окрестные деревни.

Город имел свое правительство, войско, казну и чеканил монету. Несмотря на отъезд с Родины , колонисты поддерживали с Грецией постоянную связь. Прибытие корабля из Греции становилось настоящим праздником.

Сигнальный колокол на берегу извещал о прибытии корабля (слайд 8). Хотя греки расселились на огромной территории, они по-прежнему считали себя единым народом - ЭЛЛИНАМИ

Их объединяли: язык, обычаи, древние сказания, религия, единая письменность, образ жизни.

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на карту (слайд 9) и приводит слова афинского мыслителя Сократа. Он шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота.

II. Фрагмент. Фукидид

Города, основанные в последнее время 1, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).


Слайд6

Работа с картиной. Вопросы к иллюстрации:

1 Где происходит действие картины? – на берегу моря, скорее всего это колония. Гавань куда пристают корабли.

2. Что мы видим на первом плане – два греческих корабля – один военный, второй торговый. Сравните военный и торговый корабль. Для чего, с какой целью строились эти корабли. Сравните их размер и форму. Было ли различие в скорости и движении. Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?

Торговый корабль – для перевозки товаров, он вместительнее военного. Военный корабль благодаря обтекаемой форме, большому числу гребцов обладал боль шей скоростью, подвижностью, способностью крепким поворотам.


  1. Как защищён город? Стенами и отрядом воинов? О чём это говорит, какие могли быть отношения с соседними племенами у колонистов?

  2. Что доказывает, что это греческое поселение? – Храм на холме.

  3. Обратите внимание, как тесно расположены дома друг к другу.


Учитель: Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».

3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы Новые города росли и богатели. Из колоний везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино, оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров(результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12-13).

Учащиеся делают записи в рабочей тетради (задание № 27, с.20).

Учитель:

Греческие города в Италии величали себя «Великой Грецией», и о привольной жизни в них рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней; тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны, что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:


4. Отношения греков-колонистов с местным населением. Греки и скифы. ( этот пункт можно оставить на самостоятельное изучение учащихся)

Данный вопрос рассматривается на основе чтения текста учебника (с.146-148), иллюстрируется слайдом 15).

Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:

  • во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);

  • во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 16 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).

В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось. Дети отвечают на вопрос урока: почему колонизацию греков мы называем «Великой», а основание колоний финикийцами нет?




1 Города, основанные в последнее время ... – имеются в виду греческие колонии, такие как Милет, Самос, Сиракузы и др.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист на урок»

Основание греческих колоний


Задание 1 : Прочитайте текст и ответьте на вопрос

  1. Кто и по каким причинам покидал Грецию?


Представьте себе, что мы достигли цели своего путешествия. Мы в Афинах. Здесь в порту собралось несколько сотен отъезжающих. Греки, собравшиеся в порту, знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым покидают родину.

Я бедный крестьянин, - говорит один из них. - Участок мой очень маленький, находится высоко в горах, почвы каменистые. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине я найду лучшие земли. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь хорошей земли”.

Двое греков - торговцы. Они тоже отправляются в дальнее путешествие. Им рассказали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, виноградное вино и оливковое масло.

А вот на пристани стоит богатый грек, он происходит из богатого рода, возможно, был правителем в своем городе, но променял свой пышный дом на корабль. Что же случилось? В городе вспыхнуло восстание демоса против знати, многие знатные люди были убиты. А ему удалось спастись.

Два грека навсегда покинули свой дом, потому что участвовали в восстании против знати, но знать победила. Чтобы спасти свою жизнь им пришлось покинуть свой дом."


Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  1. Как древнегреческий историк описывает греческую колонию?

  2. Почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами


"Города, основанные в последнее время 1, когда мореплавание сделалось более безопасным, а денежные средства возросли, строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей)."


Задание 3. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, где происходит действие: в колонии или самой Греции. Приведите доказательства вашей точки зрения.



Задание 4. Выполните тест

1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за:

а) увеличения притока рабов в полисы Греции

б) угрозы голода

в) вторжения племен дорийцев с севера.

2. Где греки основывали свои колонии?

а) в глубине чужих территорий

б) во внутренних районах балканского полуострова

в) на побережье Средиземного и Черного морей.

3. Товары, которые греки везли в колонии, - это:

а) оливковое масло, вино, оружие

б) рабы, зерно, оливковое масло

в) зерно, мед, шкуры животных.

4. Греческие колонии:

а) подчинялись метрополиям

б) превращались в самостоятельные государства

в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.

5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей,:

а) порывали связь с Родиной

б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов

в) говорили на родном языке и называли себя эллинами


Задание 5: Рассмотри рисунки, ответь на вопросы.

Греки называли одни свои корабли – «многоместные» и «крутобокие», а другие – «многовесельные» и «быстролетные».

К каким из кораблей, изображенных на рисунках, можно отнести первые эпитеты, а к каким – вторые? Как использовались те и другие корабли?

1.


2.







Задание 6: Исправьте исторические ошибки в тексте

В VIIIVI вв. до нашей эры греки основали десятки поселений в Средиземноморье и Причерноморье. Главной причиной, заставлявшей греков переселяться в чужие края, было стремление подчинить себе другие народы. Они всегда стремились занять самые удобные места для своих поселений, поэтому вступали в вооруженную борьбу с местными жителями, отвоевывая приглянувшиеся территории. Свои колонии греки создавали подальше от моря, опасаясь нападения пиратов. Ведь их поселения не имели защитных стен.

Несмотря на то, что греки переселялись на чужбину, они никогда не порывали связь с родным полисом, сохраняли общий язык и культуру. Живя рядом с «варварами», греки стали осознавать себя единым народом – эллинами, а свою родную страну они называли Элладой.





1 Города, основанные в последнее время ... – имеются в виду греческие колонии, такие как Милет, Самос, Сиракузы и др.



Просмотр содержимого презентации
«ОСНОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ»

ОСНОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ

ОСНОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Прочитайте и перескажите § 32.
  • Письменно ответьте на вопрос 2 после § 32.
  • Выполните задание 1-3 в контурной карте 4 (Древняя Греция и греческие колонии).
Причины греческой колонизации. Греки основывали колонии, потому что: в Греции ощущалась острая нехватка земли из-за перенаселения полисов и возникала угроза голода  шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис греки стремились развивать свою торговлю и ремесло (поэтому нуждались в источниках сырья)

Причины греческой колонизации.

Греки основывали колонии, потому что:

в Греции ощущалась острая нехватка земли из-за перенаселения полисов и возникала угроза голода

шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис

греки стремились развивать свою торговлю и ремесло (поэтому нуждались в источниках сырья)

Средиземное море Италия Направления колонизации Танаис Ольвия Пантикапей Херсонес Массалия Черное море Испания Византий Неаполь Малая Азия о. Сицилия Сиракузы ГРЕЦИЯ о. Кипр Африка Кирена  Греческая колония

Средиземное море

Италия

Направления колонизации

Танаис

Ольвия

Пантикапей

Херсонес

Массалия

Черное море

Испания

Византий

Неаполь

Малая Азия

о. Сицилия

Сиракузы

ГРЕЦИЯ

о. Кипр

Африка

Кирена

Греческая колония

Территории, колонизированные греками Исследовав карту, мы выяснили, что : греки основывали свои колонии на побережье Средиземного и Черного морей Греки расселись вокруг моря, как лягушки среди болота. Сократ

Территории, колонизированные греками

Исследовав карту, мы выяснили, что :

греки основывали свои колонии на побережье Средиземного и Черного морей

Греки расселись вокруг моря, как лягушки среди болота.

Сократ

Греческая колония Изучив источник и рассмотрев иллюстрацию, мы поняли, что: греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов Храм Геры на о.Сицилия

Греческая колония

Изучив источник и рассмотрев иллюстрацию, мы поняли, что:

греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой

греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов

Храм Геры на о.Сицилия

Развитие торговли Греческие купцы привозили: в колонии из городов Греции  оливковое масло, вино  изделия ремесла:  оружие  вазы  статуи из мрамора  ткани Амфора – сосуд для хранения вина или масла

Развитие торговли

Греческие купцы привозили:

в колонии

из городов Греции

оливковое масло, вино

изделия ремесла:

  • оружие
  • вазы
  • статуи из мрамора
  • ткани

Амфора – сосуд для хранения вина или масла

Развитие торговли Греческие купцы привозили: в города Греции из колоний  пшеницу  рабов Монеты  мед из г. Милета

Развитие торговли

Греческие купцы привозили:

в города Греции

из колоний

  • пшеницу
  • рабов

Монеты

  • мед

из г. Милета

  • шкуры животных
  • скот
Эгейское море Греки и скифы  Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе скифы Ольвия Черное море Милет Афины Спарта Золотые вещи из скифских курганов

Эгейское море

Греки и скифы

Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе

скифы

Ольвия

Черное море

Милет

Афины

Спарта

Золотые вещи из скифских курганов

Что дала колонизация грекам Колонизация: расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами , а свою страну - Элладой . Другие народы они называли варварами

Что дала колонизация грекам

Колонизация:

расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре

способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города

заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами , а свою страну - Элладой . Другие народы они называли варварами

Рассмотри корабли, стоящие в порту Греции. Какой корабль повезет товары в колонию. Загрузи его товарами.

Рассмотри корабли, стоящие в порту Греции. Какой корабль повезет товары в колонию. Загрузи его товарами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!